гражданское дело № 2-111/2011



дело № 2-111/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Волосово 26 января 2011 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Павлова И. В.,

Прокурора Корзининой М. С.,

при секретаре Бусуриной П. Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волосовского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей, с момента вступления судебного решения в законную силу, статью 4 Устава муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области.

установил:

Прокурор Волосовского района Ленинградской области обратился с заявлением в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей с момента вступления судебного решения в законную силу статьи 4 Устава муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области.

В обоснование заявленных требований указал, что 20 марта 2009 года решением Совета депутатов Зимитицкого сельского поселения Волосовского муниципального района Ленинградской области № 121 был утвержден Устав муниципального образования. Опубликован в издании «Сельская новь» № 45 от 06.06.2009 года, с изменениями и дополнениями от 10.04.2009 года. В настоящее время действует редакция с дополнениями, изменениями внесенными Решением Совета депутатов от 05.08.2010 года, которые опубликованы в общественно-политической газете Сельская новь» № 37 от 25.09.2010 года.

Считает, что отдельные положения Устава не соответствуют федеральному законодательству и подлежат отмене, т.к. в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются субъектом Российской Федерации.

Так, границы муниципального образования Зимитицкое сельское поселение установлены областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 года № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».

Согласно статье 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление границ также не относится к вопросам регулирования устава муниципального образования. Таким образом, по мнению прокурора, статья 4 Устава муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, не соответствует требованиям федерального законодательства.

В судебном заседании прокурор участвующий в деле заявил об отказе от своих требований.

Представитель администрации муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области не признал заявленные требования и пояснил, что в ст. 4 Устава муниципального образования указаны права органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселения. Данная статья не устанавливает и не описывает границы поселения. В пункте 3 статьи 1 Устава поселения указано, что территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, определена областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 года № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор, в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону, полностью или в части.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 года № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальных образований в его составе» установлены границы и наделено статусом сельского поселения муниципальное образование Зимитицкое сельское поселение в составе Волосовского муниципального района Ленинградской области (ст. 2 областного закона, приложение № 6).

Принятый и зарегистрированный в установленном порядке Устав муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, является муниципальным правовым актом муниципального образования, так как затрагивает интересы физических и юридических лиц, проживающих и находящихся на территории Волосовского района Ленинградской области.

Судом установлено, что статья 4 Устава данного поселения не содержит сведений об описании или установлении его границ. В пункте 3 статьи 1 Устава поселения указано, что территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, определена областным законом Ленинградской области от 24.09.2004 года № 64-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Волосовский муниципальный район и муниципальные образования в его составе».

В части 1 ст. 44, Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что должно определяться Уставом муниципального образования, а в части 2, что Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Прокурор в своем заявлении указал, что ст. 4 Устава Большеврудского сельского поселения не соответствует требованиям федерального законодательства, поскольку, в части установления границ сельского поселения, затрагивает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, на изменение границ территорий поселения без учета их мнений, гарантированных ч. 2 ст. 131 Конституции РФ и влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, при уплате налогов по установленным, в данном или граничащим с ним поселениях, ставкам, но в судебном заседании отказался от заявленных требований.

Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, поэтому отказ прокурора от заявленных требований не является основанием для прекращения производства по делу.

С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что Зимитицкое муниципальное образование наделено статусом сельского поселения. Своим Уставом, принятым и зарегистрированным в установленном порядке, поселение установило порядок организации самоуправления на своей территории, границы которого были установлены и описаны в законе субъекта Российской Федерации, поэтому нет оснований считать, что границы были установлены муниципальным образованием. Следовательно, оспариваемый нормативный муниципальный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч.1 ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Волосовского района Ленинградской области, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующей, с момента вступления судебного решения в законную силу, статью 4 Устава муниципального образования Зимитицкое сельское поселение Волосовского муниципального района Ленинградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, путем подачи кассационной жалобы через Волосовский районный суд в течение десяти дней, со дня составления мотивированного решения суда.

Судья: