Решение по гражданскому делу №2-347/2011



Дело № 2-347

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Волосово 15 апреля 2011 года

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Парфенова В.Л.

При секретаре ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования <данные изъяты>

установил:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор) обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия в порядке ст.ст.45, 254 ГПК РФ, мотивируя свое заявление тем, что в силу п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. Решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, возложено на органы местного самоуправления и пунктом 2 ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». В силу ст.10 того же закона Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, руководствуясь которой Правительство РФ 21 августа 2000 года приняло Постановление № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», согласно пункту 2 которого, органам местного самоуправления предписано утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий. АМО <данные изъяты> до настоящего времени указанные требования Правительства Российской Федерации не исполнены, требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий не разработаны и не утверждены, что по мнению прокурора нарушает права неопределенного круга лиц, а именно граждан, проживающих на территории муниципального образования на сохранение здоровья, благоприятную окружающую среду, охрану их жизни и здоровья. Просит суд признать незаконным бездействие <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении обязанности по установлению требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории, и обязать АМО <данные изъяты> разработать требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Прокурор, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. На заявленных требованиях настаивает в полном объеме.

Представитель АМО <данные изъяты> - глава администрации ФИО2, с исковыми требованиями прокурора не согласился. В своих возражениях указал, что в соответствии с Приказом МЧС РФ от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» планирование действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов проводится организацией, осуществляющей на территории поселения обращение с нефтепродуктами. Таких организаций на территории поселения две <данные изъяты>. При составлении планов организации должны руководствоваться Основными требованиями к разработке планов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. По мнению ответчика, необходимость издания муниципального правового акта, утверждающего требования к разработке планов для организаций, расположенных на территории <данные изъяты>, возникает, когда существуют какие-то особенности территорий, где осуществляют деятельность эти организации. Ответчик считает, что таких особенностей не существует. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 №613 не содержит указаний, что утверждать требования к планам должны органы местного самоуправления первого уровня, а не второго уровня. Кроме того, Постановление было издано еще до принятия - Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, и такие муниципальные правовые акты должны были приниматься органами местного самоуправления Волосовского муниципального района. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» напрямую не наделяет органы местного самоуправления принимать в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.11).

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Правительство РФ 21 августа 2000 года приняло Постановление № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». Согласно пункту 2 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предписано утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.

Истец, ссылаясь на указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации, просит суд обязать ответчика не утвердить требования к разработке планов, как указано в п.2, а разработать требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно ходатайству прокурора на удовлетворение заявленных требований настаивает в полном объеме. При этом, прокурор в своем ходатайстве указывает как на свои исковые требования – «обязание АМО <данные изъяты> разработать требования к планам ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенности территории».

Несмотря на это, суд считает данные расхождения технической опечаткой и рассматривает требования прокурора, как «утвердить требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а не разработать».

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как полагает суд, исковые требования истца к ответчику влекут за собой не только утверждение самого плана, но и его разработку, его изготовление, согласование, опубликование, то есть действия, которые свойственны изданию муниципального нормативного правового акта. Данный акт, по мнению суда, является муниципальным нормативным правовым актом, который направлен на установление, изменение или отмену правовых норм (правил поведения), имеет общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Таким образом, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования <данные изъяты> о признании незаконным бездействие АМО <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении обязанности по утверждению муниципального нормативного правового акта, а именно утверждению соответствующих требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории, и обязании АМО <данные изъяты> утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и ликвидации их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Закон №68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального значения, а также окружающей природной среды (далее территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации).

Согласно ст.10 Закона №68-ФЗ Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение.

В рамках полномочий, предоставленных вышеприведенной ст.10 Закона №68-ФЗ, Правительством РФ 21 августа 2000 года в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей природной среды от их вредного воздействия издано Постановление № 613, которым были утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом пункт 2 указанного Постановления предписывает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.

В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в числе других, и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», предписывающего органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий, губернатор Ленинградской области в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти на территории Ленинградской области издал Постановление от 17.09.2001 № 362-пг «О разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Данным Постановлением утверждены «Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ленинградской области». При этом в п. 5 указанного Постановления рекомендовано главам муниципальных образований Ленинградской области обеспечить выполнение настоящего Постановления на подведомственных им территориях.

Согласно ответу АМО <данные изъяты>, в МО <данные изъяты> не разрабатывался и не принимался нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Тот факт, что участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к вопросам местного значения, признается в силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который предусматривает право Правительства Российской Федерации издавать постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В рамках предоставленных ему полномочий Правительством РФ 21 августа 2000 года издано Постановление № 613, согласно пункту 2 которого органам местного самоуправления предписано утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий. Каких-либо уточнений или исключений относительно органов местного самоуправления поселений данный пункт Постановления не содержит, в связи с чем суд приходит к выводу, что данное предписание Постановления является обязательным для всех органов местного самоуправления, в том числе и на уровне поселений.

Доводы главы АМО <данные изъяты> о том, что разработка и утверждение соответствующих Требований не относится к компетенции органов местного самоуправления – сельским поселениям, суд признает несостоятельной, поскольку Постановление Правительства РФ №613 от 21 августа 2000 года является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации всеми без исключения органами местного самоуправления, в том числе и на территории АМО <данные изъяты>.

Суд признает несостоятельными доводы главы АМО <данные изъяты> о том, что организации, осуществляющие на территории поселения свою деятельность, связанную с обслуживание нефти и нефтепродуктов должны при составлении планов руководствоваться Основными требованиями к разработке планов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а необходимость издания муниципального правового акта, утверждающего требования к разработке планов для организаций, расположенных на территории <данные изъяты>, возникает только когда существуют какие-то особенности территорий.

Доводы ответчика не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении данного дела, поскольку в независимости от наличия или отсутствия имеющихся на территории АМО <данные изъяты> нефтеперерабатывающих организаций, АМО <данные изъяты>, должны были быть разработаны и утверждены соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АМО <данные изъяты>, выразившееся в неисполнении обязанности по установлению требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории.

Обязать АМО <данные изъяты> в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территории.

Решение может быть обжаловано в Ленинградском областном суде в течение 10 дней.

Судья: