Решение суда по гражданскому делу №2-140/2011



Дело № 2-140/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волосово 09 марта 2011 г.

Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Парфенова В.Л.

при секретаре ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рольской <данные изъяты> к Администрации муниципального образования <данные изъяты> об обязании предоставить благоустроенную квартиру

установил:

Рольская <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования <данные изъяты> (далее – АМО <данные изъяты>) об обязании предоставить однокомнатную благоустроенную квартиру в <адрес>. В исковом заявлении указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года вышла замуж за ФИО4. В этом же году они начали строить дом, в ДД.ММ.ГГГГ въехали в него. Прожили они в этом доме всю жизнь. Дом был оформлен на мужа ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ их по заявлению мужа, как инвалида Великой Отечественной войны, поставили на учет на улучшение жилищных условий. К этому времени и у нее, и у мужа ухудшилось здоровье, они не в состоянии были содержать дом, который к тому же был не благоустроенный, с печным отоплением, канализации не было. По этой причине в ДД.ММ.ГГГГ муж подарил дом их единственной дочери ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ муж умер. Администрация МО <адрес> ошибочно сняла ее с очереди, но по ее заявлению восстановили в льготной очереди. Она сама является блокадницей, инвалидом 2 группы. На очередь их ставили как семью из двух человек. После выхода указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» она обратилась к ответчику с просьбой предоставить ей жилое помещение, но был получен отказ в связи с тем, что она с мужем была поставлена на учет в порядке исключения. Считает, что данный отказ незаконный, поскольку в Указе Президента РФ нет никаких исключений по данному поводу. В настоящее время дом принадлежит ее дочери ФИО2. Дом дочь привела в порядок, но печное отопление осталось. Она проживает в этом доме со своей престарелой тетей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ее дочь работает и проживает в <адрес> и постоянно за ней ухаживать не может. Ей на сегодняшний день 81 год. В ДД.ММ.ГГГГ она перенесла тяжелую операцию <данные изъяты>. Последний отказ получен ею ДД.ММ.ГГГГ из Администрации МО <данные изъяты>. В данном отказе указано, что дом, в котором она проживает, признан пригодным для проживания, а т.к. она поставлена на учет в порядке исключения, то оснований для включения в список ветеранов Великой Отечественной войны для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета у нее не имеется. Она не согласна с данным отказом, поскольку Президент РФ в Указе от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» гарантировал обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны. К тому же дом, на который указывают, как на место ее проживания ей не принадлежит. В силу своего возраста у нее нет ни сил, ни здоровья обслуживать свой быт в данном доме. Считает, что она как член семьи инвалида Великой Отечественной войны подпадает под действие ст.23.2 ФЗ РФ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05. 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», и ей обязаны обеспечить благоустроенным жильем.

В судебном заседании представитель истица уточнила исковые требования. Просит суд обязать ответчика предоставить Рольской <данные изъяты> однокомнатную благоустроенную квартиру в <адрес>. Исковые требования поддержала, и дала объяснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика АМО <данные изъяты> в судебном заседании с исковыми требованиями Рольской <данные изъяты> не согласилась. Пояснила, что финансирование расходов на приобретение жилых помещений, предоставляемых указанным в Областном законе Ленинградской области от 18.05.2006г. № 24-оз гражданам, осуществляется за счет средств, поступающих из федерального бюджета (федеральный фонд компенсаций), и средств областного бюджета <адрес>. Перечисление средств производится в бюджеты муниципальных районов и городского округа в порядке межбюджетных отношений. Администрации <данные изъяты> денежные средства на приобретение жилого помещения истице Комитетом финансов <адрес> не перечислялись, а поэтому никаких обязанностей у администрации по отношению к истице не возникло. Кроме того, истица и ее умерший супруг при постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий таковыми не являлись, поскольку у супруга было в собственности жилое помещение, которое не было признано не пригодным для проживания. Однако в нарушении жилищного законодательства супруг истицы вместе с нею были поставлены на учет в виде исключения. <адрес> своим письмом указал им, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с нарушением норм жилищного законодательства «в порядке исключения» обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета не будут. По этой причине учетное дело истицы в <адрес> не направлялось. Также считает, что истица не имеет права на обеспечение жилым помещением и имеются все основания для ее снятия с учета, поскольку при жизни супруг истицы подарил дом дочери, чем намеренно ухудшил жилищные условия. Просит в иске к АМО <данные изъяты> отказать.

Представитель Администрации муниципального образования <данные изъяты> (далее – АМО <данные изъяты>), привлеченной в качестве соответчика, с исковыми требованиями истца не согласился. Пояснил, что у них нет законных оснований для постановки истицы на льготный учет. И хотя учетное дело истицы им передано АМО <данные изъяты>, ими будет готовиться документ о снятии истицы с учета. Считает, что для того чтобы поставить истицу на учет, ее жилая площадь должна быть признана непригодной для проживания и общая площадь на одного человека должна быть менее 9 кв.м. То обстоятельство, что дом в котором проживает истица не имеет всех удобств, не является основанием для постановки ее на учет. Просит в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные документы и обстоятельства дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Частью второй ст.80 Конституции РФ закреплено, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ.

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 9 января 2010 года №30) Президент РФ Д.А. Медведев постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов их семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Из вышеназванного Указа следует, что указанные лица обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Распоряжением Правительства Ленинградской области от 16 февраля 2010 года №53-р в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2008г. №714 Комитету по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области совместно с администрациями муниципальных районов и городского округа было рекомендовано продолжить работу по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно требованиям ФЗ «О ветеранах» обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета участников ВОВ из категорий лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе указанных в ст.15 ФЗ «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года.

В силу п.12 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» органы государственной власти субъектов РФ вправе наделять законами субъектов РФ органы местного самоуправления полномочиями, указанными в п.1 настоящей статьи.

Как следует из указанных положений Закона, граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, муж истицы – ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ, являлся ветераном – участником Великой Отечественной войны, инвалидом первой группы вследствие военной травмы, что подтверждается соответствующего вида удостоверением о награждении медалью «За оборону Ленинграда», справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12, 13, 97).

Истица Рольская <данные изъяты> является вдовой участника Великой Отечественной войны и инвалида ВОВ, а также имеет статус ветерана ВОВ, как лицо награжденное знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (подп. 3 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах»), что подтверждается соответствующими удостоверениями (л.д. 15).

В ДД.ММ.ГГГГ истица была признана инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МЭК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).

Установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истица проживала в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащему на праве собственности мужу – ФИО4. В данном доме истица зарегистрировалась ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО8, согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес> ФИО2 (л.д.22-23).

Из пояснений представителя истицы следует, что ФИО2 – дочь истицы, которая зарегистрирована и проживает в <адрес>.

ФИО1 по настоящее время зарегистрирована по месту жительства: <адрес>, что подтверждается справкой ф-9 от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с нею с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована ее тетя – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).

Из представленных медицинских справок и выписных эпикризов Рольской <данные изъяты> следует, что она страдает заболеваниями <данные изъяты> (л.д. 17, 18, 19, 20, 21).

В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР (действующего на момент постановки на учет истицы) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, сельского Совета народных депутатов.

Согласно ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия.

В силу ч. 3ст. 52 ЖК РФ, введенного в действие с 1 марта 2005 года, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.

На основании постановления главы МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ муж истицы ФИО4 был поставлен на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи два человека, включая Рольскую <данные изъяты>, в порядке исключения (л.д. 76)

Данное Постановление никем не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.

После смерти мужа истица обратилась к главе МО «<данные изъяты>» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о введении ее в льготную очередь жителей блокадного Ленинграда (л.д. 84).

В ответе АМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Рольская <данные изъяты> была включена совместно с покойным супругом в льготную очередь инвалидов Великой Отечественной войны, семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам. В соответствии с федеральным законом «О ветеранах» сформирован единый список ветеранов Великой Отечественной войны с указанием статьи ФЗ (указывается льготная категория), нуждающихся в жилых помещениях. Также разъяснено, что инвалиды Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда и другие льготные категории имеют одинаковые права и льготы по жилищному обеспечению (л.д. 103).

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес>, в котором проживает Рольская <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, признан пригодным для проживания.

Из письма главы АМО <данные изъяты> в адрес Рольской <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ семья истицы из двух человек была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке «исключения», оснований для включения ее в список ветеранов ВОВ – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию федерального закона «О ветеранах», у нее не имеется, Также указывают на то, что по заключению комиссии АМО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ дом, в котором истица проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, признан пригодным для проживания (л.д. 105).

По мнению суда, данным письмом ответчик АМО <данные изъяты> отказывает истице в обеспечении ее жилым помещением на льготных условиях.

Согласно Акту приема-передачи учетных дел граждан от ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО <данные изъяты> передала, а администрация МО <данные изъяты> приняла учетные дела граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных, проживающих на территории МО <данные изъяты>. В данном Акте под № значится Рольская <данные изъяты>, основание для постановки на учет – исключение, год постановки – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 162).

В судебном заседании установлено, что Рольская <данные изъяты>. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, в порядке исключения (л.д. 5, 76, 162).

Таким образом, суд приходит к выводу, что истица состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем имеет право на предоставление ей жилого помещения как вдове ветерана Великой Отечественной войны, вставшей на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета.

Из положений ст. 1 и ст. 2 Областного закона Ленинградской области от 18.05.2006 № 24-оз (в ред. от 29.12.2010) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере жилищных отношений» (далее – Областной закон) местные администрации всех муниципальных районов и городского округа (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе и по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда».

Согласно ст. 3 Областного закона органы местного самоуправления, указанные в статье 1 настоящего областного закона, наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

В силу п. 1 ст. 4 Областного закона, при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на получение от органов государственной власти Ленинградской области финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

Поскольку администрация МО <данные изъяты> наделена полномочиями по обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому она должна исполнять обязательство по предоставлению жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Суд не может принять во внимание доводы представителя администрации МО <данные изъяты> о том, что Рольская <данные изъяты> была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в порядке исключения с нарушением норм действующего на тот момент жилищного законодательства, поскольку, Президент России своим Указом гарантирует обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от оснований постановки на учет.

Также судом не может быть принята во внимание ссылка ответчика на то, что истица не имеет права на обеспечение жилым помещением и имеются все основания для ее снятия с учета, поскольку при жизни супруг истицы подарил дом дочери, чем намеренно ухудшил жилищные условия.

Указанные доводы представителя ответчика суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Доказательств намеренности действий умершего супруга истицы и самой истицы, ухудшающих жилищные условия, суду не предоставлено. Напротив, по утверждению представителя истицы, супруг Рольской <данные изъяты> – ФИО4 в связи с их плохим состоянием здоровья и невозможностью содержать дом решил при жизни распорядиться своим имуществом, оформив в ДД.ММ.ГГГГ договор дарения жилого дома на свою дочь ФИО2, которая в последствии вложила средства в ремонт данного дома. Доказательством ненамеренных действий ФИО4 служит и то, что он оформил договор дарения жилого дома задолго до издания Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и до публичного выступления Президента РФ с речью, в которой говорилось о предоставлении участникам ВОВ жилья как вставшим на учет до 1 марта 2005 года, так и позже.

Намерений со стороны истицы и ее умершего супруга продать дом с целью включения его в списки очередников по улучшению своих жилищных условий не установлено.

В судебном заседании установлено, что Рольской <данные изъяты> и ее умершему супругу – участнику ВОВ, инвалиду ВОВ жилье за счет средств федерального или муниципального бюджета никогда не представлялось.

При таком положении, суд полагает необходимым обязать АМО <данные изъяты> обеспечить истицу жилой площадью в <адрес> на состав семьи из одного человека по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Рольской <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования <данные изъяты> предоставить Рольской <данные изъяты> отдельное благоустроенное жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления жилой площади на одного человека, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Ленинградском областном суде в течение 10 дней.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.