О включении в трудовой стаж периодов работы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пос. Волоконовка 10 марта 2011 года

Волоконовский районный суд Белгородской области в составе

председательствующего судьи Сорокиной Н.Н.

при секретаре Рудневой Л.Л.

с участием:

истца Степового А.В.

его представителя Зайцева С.Е.

представителей ответчика – УПФРФ в Волоконовском районе Степовой Г. К., Коваленко О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степового Александра Васильевича к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Волоконовском районе Белгородской области о включении в трудовой стаж периодов работы

УСТАНОВИЛ:

Степовой А.В. работает преподавателем в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования ПУ-27 в с. Ютановка, Волоконовского района.

Дело инициировано иском Степового А.В., в котором он просил признать незаконным решение УПФР в Волоконовском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с 10 сентября 2010 года, обязать органы пенсионного фонда включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период его работы в должности психолога (педагога-психолога) и преподавателя с 01.09.1994 года по 01.07.1998 года в Ютановском ПТУ-27, период обучения в Воронежском государственном университете с 26.09.1981 года по 25.06.1985 года, период службы в Советской армии с 08.07.1985 года по 07.07.1987 года и курсы повышения квалификации с 13.05.2002 года по 25.05.2002 года, а также обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию с 10.09.2010 года.

В судебном заседании Степовой А.В. и его представитель заявленные требования поддержали.

Представители УПФР в Волоконовском районе Коваленко О.Н. и Степовая Г.К. иск не признали, считая, что правовых оснований для включения спорных периодов работы в трудовой стаж, дающий право для назначения истцу досрочной трудовой пенсии по старости не имеется.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Степового А.В. подлежащими частичному удовлетворению.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно записям в трудовой книжке Степовой А.В. с 1980 года и по настоящее время работает на должностях, связанных с осуществлением педагогической деятельности. В периоды с 26.09.1981 года по 25.06.1985 года он обучался в ВГУ им. Ленинского комсомола, с 08.07.1985 года по 07.07.1987 года проходил службу по призыву в армии, с 01.09.1994 года по 01.07.1998 года работал в должности психолога (педагога-психолога) и преподавателя, с 13.02.2002 года по 25.05.2002 года истец находился на курсах повышения квалификации, при этом за ним в указанный период сохранялось место работы и средняя заработная плата.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.04.2009 года Степовому А.В. было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа, который на момент обращения составил 18 лет 2 месяца 25 дней. В специальный стаж не были включены периоды работы истца психологом (педагога-психолога) и преподавателя, обучения в высшем учебном заведении, прохождения им срочной службы по призыву в армии и курсы повышения квалификации.

В период, когда истец служил в армии с 08.07.1985 года по 07.07.1987 года действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пунктом 2 время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему предшествовала и непосредственно за ним последовала педагогическая деятельность.

В силу пункта 4 Положения, в частности, время работы, указанной в пунктах 1, 2 Положения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 (16 лет 8 мес.) стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что периоду обучения истца в ВГУ им Ленинского комсомола предшествовала педагогическая деятельность и на момент обращения Степового А.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды обучения и службы в армии подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Суд приходит к выводу об обоснованности требований Степового А.В. о включении в льготный стаж периодов обучения в ВГУ им. Ленинского комсомола, прохождения службы в армии и курсов повышения квалификации суд находит обоснованными. Иск в данной части подлежит удовлетворению.

Возражения представителей ответчика относительно включения в стаж, дающий право для назначения истцу досрочной трудовой пенсии, периода его работы в Ютановском ПТУ-27 в должности психолога убедительны.

Учитывая, что в «Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп 19 п.1 ст.27 ФЗ» О трудовых пенсиях в РФ» и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей»,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 должность «педагога-психолога» также поименована, но согласно пункта 11 Правил может быть засчитана в педагогический стаж только при условии работы в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся с отклонениями в развитии, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания. Образовательное учреждение начального профессионального образования, в котором в спорный период работал истец в данном пункте Правил не поименовано. Таким образом, правовых оснований для зачета в педагогический стаж периода работы истца в должности педагога-психолога в Ютановском ПТУ-27 не имеется.

Доводы истца об обращении в установленном законом порядке за назначением досрочной трудовой пенсии в сентябре 2010 года и принятие органами пенсионного фонда решения об отказе в назначении им пенсии неубедительны. Учитывая, что в силу ст. 19 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, требования Степового А.В. о признании незаконным решение УПФР в Волоконовском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии с 10 сентября 2010 года и о назначении ему досрочной трудовой пенсии с 10.09.2010 года подлежат отклонению как необоснованные.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Степового Александра Васильевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Волоконовском районе Белгородской области о включении в стаж периодов работы удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Волоконовском районе Белгородской области включить в специальный трудовой стаж Степового Александра Васильевича период обучения в ВГУ им. Ленинского комсомола с 26.09.1981 года по 25.06.1985 года, период службы по призыву в армии с 08.07.1985 года по 07.07.1987 года, а также курсы повышения квалификации с 13.05.2002 года по 25.05.2002 года, в остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Волоконовский районный суд.

Судья Сорокина Н.Н.