Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г.Волоколамск
Волоколамский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Е.П. Козловой при секретаре судебного заседания С.С. Добрынинерассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова ... об оспаривании решения, действий органов местного самоуправления,
У с т а н о в и л:
Макаров В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать: не соответствующим закону заключение Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Волоколамского муниципального района от Дата обезличена года о результатах публичных слушаний по вопросу изменения условно разрешенного вида использования, принадлежащих ему земельных участков, расположенных в районе ...; незаконным отказ главы администрации Волоколамского района в изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих ему, и расположенных в районе ...; обязать главу Волоколамского муниципального района устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования, принадлежащих ему земельных участков, расположенных в районе ..., с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство.
Представитель Макарова В.И. по доверенности Кусов М.Ю. в судебно заседании заявленные требования поддержал, утверждая, что действия главы муниципального района не соответствуют закону. В обоснование заявленных требований пояснил, что Макарову В.И. на праве собственности принадлежат земельные участки в районе ..., вид использование для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Создано дачное некоммерческое партнерство «Новорижские дачи», одним из учредителей которого является заявитель. Макаров В.И. обратился в администрацию Волоколамского муниципального района с вопросом об изменении разрешенного вида использования принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство. Дата обезличена года глава администрации Волоколамского муниципального района по результатам публичных слушаний и на основании Заключения комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Волоколамского муниципального района отказал Макарову В.И. в изменении вида разрешенного использования с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство. По ст.7 Земельного Кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных процедур согласования. В силу ст.4 Закона РФ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительном кодексе РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного разрешенного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, с учетом результатов публичных слушаний. По ст.39 Градостроительного кодекса РФ решение Главы местной администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний. Главой администрации Карабановым В.Н. в своем отказе не представлены доказательства невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, его ограничения в обороте или иные доказательства невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, установленные федеральным законом. Отказывая в изменении вида разрешенного использования земельных участков, Глава администрации Волоколамского муниципального района указал, что учитывает мнение жителей сельского поселения и заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования застройки на территории Волоколамского муниципального района, которые носят рекомендательный характер. Ни протокол публичных слушаний, ни заключение комиссии не содержат мотивированных выводов, подтверждающих какими-либо документами, о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство нарушает права жителей сельского поселения на благоприятные условия жизнедеятельности, либо иным образом наносит ущерб окружающей среде.
Представитель Администрации Волоколамского муниципального района по доверенности Данилов А.В. заявленные требования не признал, пояснил, что в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, принадлежащих Макарову В.И., расположенных в районе ... с разрешенного вида использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство. По результатам публичных слушаний вынесено заключение, в соответствии с которым комиссия по землепользованию и застройке пришла к выводу о том, что изменение вида разрешенного использования указанных земельных участков не представляется возможным, поскольку не проведен комплекс мероприятий, предусмотренных ст.12-14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан», в том числе не проведено зонирование земельных участков. По результатам публичных слушаний, учитывая мнение жителей сельского поселения Чисменское, которые высказались против изменения разрешенного вида использования земельных участков, заключение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Волоколамского муниципального района, Главой Администрации Волоколамского района Московской области было отказано Макарову В.И. в изменении вида разрешенного использования принадлежащих Макарову В.И. земельных участков с разрешенного вида использования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство.
Представитель Главы Волоколамского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, возражения не представил.
Заслушав представителя заявителя по доверенности Кусова М.Ю., представителя заинтересованного лица по доверенности Данилова А.В., исследовав материалы гражданского дел, уд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В судебно заседании установлено, что Макарову В.И. на праве собственности принадлежат земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства из земель сельскохозяйственного назначения по адресу: ...: площадью 400000 кв.м с кадастровым номером 50Номер обезличен и площадью 195000 кв.м с кадастровым номером Номер обезличен
Макаров В.И. обратился с заявлением на имя Главы администрации Волоколамского муниципального района об изменении вида разрешенного использования земельных участков с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство.
Дата обезличена года Администрацией Волоколамского муниципального района были проведены публичные слушания по вопросу изменения условно разрешенного вида использования земельных участков в районе ... принадлежащих Макарову В.И., по результатам которых Дата обезличена года Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки на территории Волоколамского муниципального района дала заключение о невозможности изменения вида разрешенного использования земельных участков Макарова В.И.. Письмом от Дата обезличена года Номер обезличен Глава администрации Волоколамского муниципального района отказал в удовлетворении заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного производства принадлежащих Макарову В.И.
Согласно ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами.
Поскольку объектом земельных отношений согласно п.2 ст.6 ЗК РФ является земельный участок индивидуализированный в установленном порядке, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.2 ст.7 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с условленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В абз.2 п.2 ст.7 ЗК РФ действительно указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст.78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения. В указанной норме не предусмотрена возможность предоставления гражданам земельных участков для дачного строительства в индивидуальном порядке, также не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков принадлежащих гражданам на праве собственности с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство.
Согласно п.2 ст.81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям устанавливается настоящим Кодексом, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Статьей 2 Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.
Федеральный закон от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.
Следующим этапом в силу статей 12, 14 этого Закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.
Часть 3 ст.4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» обязывает органы местного самоуправления разработать правила землепользования и застройки.
Статьей 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что данные правила должны включать порядок применения этих правил и внесения в них изменений, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территории зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой ид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Совокупность норм содержащихся в Земельном кодексе РФ и Федеральном законе от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускают использование для дачного строительства только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан
А не гражданам в индивидуальном порядке.
Заявитель имеет в собственности земли сельскохозяйственного назначения, которые не относятся к землям фонда перераспределения, находящегося в ведении органов местного самоуправления и с учетом приведенных положений Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ, в конкретном случае Глава Администрации Волоколамского муниципального района не вправе был принимать решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Макарову В.И. с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что действиями органа местного самоуправления в лице Администрации Волоколамского муниципального района охраняемые права и интересы заявителя не нарушены, оспариваемый ответ дан в рамках полномочий администрации, основан как на нормах Земельного кодекса РФ, так и Федерального закона от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления Макарову ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Председательствующий судья: подпись Е.П. Козлова
...
...