об обязании администрации Волоколамского муниципального района заключить договор купли-продажи



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА.

Г.Волоколамск Московской области

Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.

При секретаре Новожиловой М.С.

С участием представителя стороны по делу Данилова А.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИГНАТОВА Г.В. к администрации <адрес> о предоставлении в собственность земельного участка и заключении договора купли-продажи и по встречному иску администрации <адрес> к ИГНАТОВУ Г.В. о сносе хозяйственных построек и погашении записи о государственной регистрации права собственности

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился ИГНАТОВ Г.В. с иском к администрации Волоколамского муниципального района <адрес>, в котором просил признать незаконными действия \ бездействия \ по отказу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования «,

обязать администрацию Волоколамского муниципального района <адрес> в лице главы <адрес> принять решение о предоставлении ИГНАТОВУ Г.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования « на праве собственности по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ,

обязать администрацию <адрес> направить ИГНАТОВУ Г.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью № кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования после принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность.

В обоснование иска ссылался на те обстоятельства, что является собственником

Объектов недвижимого имущества двух хозяйственных построек, принадлежащих ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию <адрес> в порядке ст. 36 ЗК РФ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью № кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования «, в границах кадастрового паспорта. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ за подписью председателя комитета по управлением имущества администрации <адрес>, в котором сообщалось о том, что земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность, поскольку земельный участок находится во втором поясе санитарной зоны охраны водных объектов, ограничен в обороте, а также по тем основаниям, что хозяйственные постройки не являются объектами капитального строительства, что исключает возможность предоставление земельного участка в собственность. Постановление главы администрации Волоколамского <адрес> о предоставлении в собственность ИГНАТОВУ Г.В. земельного участка не принято.

По мнению истца, действиями органов местного самоуправления созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, поскольку в соответствии с действующим законодательством исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений, поэтому истец ИГНАТОВ Г.В. имеет право на выкуп в собственность земельного участка, поскольку на земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие ему на праве собственности.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела по существу администрация Волоколамского муниципального района <адрес> обратилась к ИГНАТОВУ Г.В. со встречным иском, в котором просила обязать ИГНАТОВА Г.В. снести хозяйственные постройки, расположенные по адресу <адрес>, зарегистрированные в Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и другие постройки не зарегистрированные в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать Волоколамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> погасить запись о регистрации права собственности на хозяйственные постройки кадастровый номер №, № в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование встречного иска администрация <адрес> ссылалась на те обстоятельства, что спорный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, в соответствии с п.14 ч.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. Кроме того указанный земельный участок относится к зоне озелененных благоустроенных территорий общего пользования и не подлежит приватизации.

Согласно п.4.4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.4.2625-10 « Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> « от ДД.ММ.ГГГГ в зонах рекреации в полосе 100 м. от уреза воды не допускается капитальная застройка, допускается установка малых архитектурных форм. Кроме того, хозяйственные постройки, возведенные ИГНАТОВЫМ Г.В. не входят в перечень разрешенных ст. 98 ЗК РФ объектов, подлежащих расположению на землях рекреационного назначения. Хозяйственные постройки были возведены ИГНАТОВЫМ Г.В. в нарушение санитарно-эпидемиологических правил и в соответствии со ст. 222 ГК РФ подлежат сносу.

Первоначальный истец по делу ИГНАТОВ Г.В. о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.

Представитель администрации Волоколамского муниципального района <адрес> ДАНИЛОВ А.В. исковые требования ИГНАТОВА Г.В. не признал, на встречных исковых требованиях настаивал

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по московской области о месте и времени судебного разбирательства извещен, в судебное заседание не явился.

Рассмотрев заявленные исковые требования. заслушав объяснения представителя администрации Волоколамского муниципального района, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ИГНАТОВА Г.В. к администрации <адрес> о признании незаконными действия \ бездействия \ по отказу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования «, о возложении обязанности на администрацию Волоколамского муниципального района <адрес> в лице главы <адрес> принять решение о предоставлении ИГНАТОВУ Г.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования « на праве собственности по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на администрацию <адрес> направить ИГНАТОВУ Г.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования « удовлетворению не подлежат.

Встречные исковые требования администрации <адрес> к ИГНАТОВУ Г.В. о сносе хозяйственных построек и погашении записи о государственной регистрации права собственности удовлетворению не подлежат.

Как усматривается из материалов дела между сторонами заключен договор аренды земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., на землях населенных пунктов сельского поселения <адрес> с целевым назначением « для рекреационного использования « сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Истцу ИГНАТОВУ Г.В. на праве собственности принадлежат два объекта недвижимого имущества. Хозяйственная постройка, назначение нежилое, 1-этажная, общая площадь 25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №. Хозяйственная постройка, назначение нежилое, 1-этажная, общая площадь 25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №. Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером № по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования «,

что подтверждается двумя свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом на земельный участок.

Как обладатель расположенных на земельном участке объектов недвижимости, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, истец ИГНАТОВ Г.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к Главе Администрации Волоколамского <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка.

В ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ письмом от ДД.ММ.ГГГГ за подписью председателя комитета по управлению имуществом, истцу ИГНАТОВУ Г.В. отказано в предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пп.14 п.5, п. 2 ст. 27 ЗК РФ, запрещающие предоставление в частную собственность земельные участки, расположенные в первом и во втором поясах зоны охраны водных объектов, а также на не возможность предоставления земельного участка в собственность по тем основаниям, что возведенные хозяйственные постройки не являются объектами капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.

Согласно пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из смысла названных норм следует, что исключительное право на приватизацию земельного участка собственником зданий, строений, сооружений, расположенных на указанном земельном участке может быть ограничено только в исключительных случаях, в том числе, в случае ограничения земельного участка в обороте.

Из акта выбора земельного участка усматривается, что спорный земельный участок расположен во 2-м поясе зоны санитарной охраны водных объектов источников питьевого водоснабжения <адрес> \ Рузское водохранилище \. Указанный земельный участок граничит север Рузское водохранилище – 4 м. Запад земли населенных пунктов, дорога – 30 м., Рузское водохранилище 60 м., земли населенных пунктов. Восток земли населенных пунктов, Рузское водохранилище – 5 м.

Соответственно указанный земельный участок является ограниченным в обороте по смыслу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о невозможности его передачи в собственность истца в порядке статьи 36 Кодекса и о правомерности отказа <адрес> в его предоставлении по договору купли-продажи.

В соответствии с пунктом 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.

Границы второго пояса зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, определены Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10, согласно которым, боковые границы второго пояса ЗСО от уреза воды при летне-осенней межени должны быть расположены на расстоянии: при равнинном рельефе местности - не менее 500 м; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом.

Информация о наличии, либо отсутствии в границах земельного участка первого и второго поясов зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 322 от ДД.ММ.ГГГГ \ с изменениями на 2010 год \ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" предоставляется Роспотребнадзором.

По материалам дела, в соответствии с актом выбора земельного участка, испрашиваемый истцом земельный участок расположен на расстоянии 4 метра от Рузского водохранилища, а его территория попадает в 500 -метровую зону санитарной охраны данного водного объекта.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

При этом согласно п. 1.17. СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

По правилам ст. 85 ЗК земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что хозяйственные постройки, на которые у ИГНАТОВА Г.В. имеется право собственности представляют собой две беседки для отдыха, возведенные им на спорном земельном участке и не являются объектами капитального строительства.

По статье 50 ВК РФ Использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с правилами ст. 61 ВК РФ

Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

В связи с тем, что для возведения спорных хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном в аренду ИГНАТОВУ Г.В., двух беседок для отдыха, не требовалось проведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, соответственно для возведения указанных построек применяются правила ч.17 ст. 51 Гр К РФ, по которым

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

В соответствии с правилами ст. 222 ГК РФ

Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

По данному делу установлено, что спорные хозяйственные постройки возведены ИГНАТОВЫМ Г.В. на земельном участке, предоставленном ему по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, назначение возведенных построек не противоречит разрешенному использованию земельного участка « для рекреационного использования «, разрешение на возведение указанных построек не требуется, при таких обстоятельствах суд не усматривает существенных нарушений строительных и градостроительных норма и правил при их возведении, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие угрозу жизни и здоровью граждан в результате возведения спорных построек, также суду не представлены сведения о других хозяйственных постройках, заявленных к сносу не зарегистрированных ИГНАТОВЫМ Г.В. в установленном порядке, а поэтому у суда отсутствуют основания для удовлетворения встречного иска.

Руководствуясь ст.ст. 27 ЗК РФ, 51 Гр К РФ, 222, 263 ГК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске ИГНАТОВА Г.В. к администрации <адрес> о признании незаконными действия \ бездействия \ по отказу в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования «, о возложении обязанности на администрацию Волоколамского муниципального района <адрес> в лице главы <адрес> принять решение о предоставлении ИГНАТОВУ Г.В. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования « на праве собственности по цене десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности на администрацию <адрес> направить ИГНАТОВУ Г.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., с целевым назначением « для рекреационного использования « отказать.

В удовлетворении встречного иска администрации <адрес> к ИГНАТОВУ Г.В. о сносе хозяйственных построек и погашении записи о государственной регистрации права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда в течение 10 дней через Волоколамский городской суд <адрес>.

СУДЬЯ: В.С.ОШУРКО.