г. Волоколамск 12 сентября 2011года Волоколамский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Капцовой Т.Ю., при секретаре Ногиной О.С., с участием истицы Сухоруковой С.Г., представителя истицы Гамалей И.А., представителя ответчика Данилова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску к Администрации <адрес> муниципального района Московской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка, УСТАНОВИЛ: обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> муниципального района Московской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Московская область <адрес> В обоснование своих требований истица указала, что в соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ она является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: Московская область <адрес> с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, категории- земли населенных пунктов, кадастровый номер № по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке истица возвела хозяйственное строение, право собственности на которое зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ. Данный земельный участок находится одновременно в двух кадастровых кварталах и его кадастровая стоимость не определена. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию <адрес> муниципального района Московской области с заявлением о выкупе земельного участка по нормативной цене. Однако, ей было отказано по причине отсутствия сведений о кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющиеся в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков. По правилам ст. 35 ЗК РФ продажа указанных земельных участков осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые согласно подп.3 п. 3 ст. 12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» определили такую цену в размере равной десятикратной ставке земельного налога. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. При этом, для целей налогооблажения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли. То есть, для расчета земельного налога в данном случае может применяться нормативная цена земли. Таким образом, при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка, предоставление его в собственность должно производиться по цене, установленной подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в Московской области» в размере равной десятикратной ставке земельного налога, рассчитанной по правилам п. 13 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», исходя из нормативной цены такого участка. Просит суд понудить администрацию Волоколамского муниципального района заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», кадастровый номер № на условиях, соответствующих требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ по цене равной десятикратной ставке земельного налога, рассчитанной относительно нормативной цены земельного участка и равной <данные изъяты> рублей. В судебном заседании истица уточнила свои исковые требования. Просит суд понудить администрацию <адрес> муниципального района заключить с ней договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер № на условиях, соответствующих требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ по цене, определенной нормативной стоимостью земельного участка. В суде представитель истицы поддержал исковые требования и пояснил, что истица является арендатором земельного участка по адресу: <адрес> и хочет выкупить его. Они обращались в Администрацию <адрес> района о выкупе участка и получили отказ в связи с тем, что данный земельный участок расположен в двух кадастровых кварталах и его кадастровая стоимость не определена. Эта стоимость необходима для расчета продажной стоимости. В ст. 28 ЗК РФ перечислены конкретные случаи отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков и отказ в данной ситуации не допускается. Считает, что при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка, предоставление его в собственность должно производиться по цене, установленной подп. 3 п. 3 ст. 12 Закона Московской области «О регулировании земельных отношений в <адрес>» в размере равной десятикратной ставке земельного налога, рассчитанной по правилам ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», исходя из нормативной цены такого земельного участка. Просит суд понудить администрацию <адрес> муниципального района заключить с истицей договор купли-продажи данного земельного участка исходя из его нормативной стоимости. Представитель ответчика- Администрации <адрес> муниципального района Московской области исковые требования не признал и пояснил, что они не могут продать спорный земельный участок по нормативной цене, поскольку данное обстоятельство не предусмотрено законом. Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГГГ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере <данные изъяты> % от кадастровой стоимости такого участка. Нормативная стоимость земельного участка применяется только для целей налогооблажения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и для расчета арендной платы за земельные участки. Законом прямо не предусмотрена возможность применения нормативной стоимости земельного участка при определении его продажной стоимости, в случае невозможности определить кадастровую стоимость данного земельного участка. Выслушав стороны по делу, изучив материалы данного гражданского дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственности граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного Кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных мили муниципальных нужд. Согласно ст. 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица-собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами. Судом установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, категории земли населенных пунктов, с кадастровым номером № был предоставлен в аренду гражданке , что подтверждается договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчета, размер годовой арендной платы за данный земельный участок на ДД.ММ.ГГГГ год составлял <данные изъяты>. Договор аренды заключен на срок <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ между и был заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого, произведена уступка арендных прав в отношении испрашиваемого земельного участка. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области. На основании декларации об объекте недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ и договора уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, истице выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта права- хозблока, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> муниципального района <адрес> о предоставлении ей в собственность вышеуказанного земельного участка, предоставив справку о нормативной стоимости, согласно которой нормативная цена земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Администрация <адрес> муниципального района <адрес> в лице Комитета по управлению имуществом отказала ей, указав, что предоставить в собственность земельный участок по десятикратной ставке земельного налога, применив при этом нормативную стоимость земельного участка, не может. Указывая на предоставление в администрацию всех необходимых документов для предоставления ей в собственность рассматриваемого земельного участка, обратилась в суд с заявлением о понуждении администрации заключить с ней договор купли-продажи земельного участка на условиях, соответствующих требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ по нормативной цене земельного участка. Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам на них зданий, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога. В соответствии с п.п.1.1 п. 1 ст. 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, -уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, -органами государственной власти субъектов РФ; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности,- органами местного самоуправления. Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории <адрес>, регулируется статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>», согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ, собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности по цене, установленной субъектами Российской Федерации, а именно: в размере равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка (подпункт 3 пункта 3 статьи <адрес> от 07.065.1996 года №-ОЗ). Один из важных вопросов, возникающих при передаче в собственность частных лиц земельных участков, принадлежащих государству и муниципальным образованиям,- это определение цены выкупа. Существенным условием договора купли-продажи земельного участка является цена этого участка, которая в соответствии с абз.2 п. 1 ст. 424 ГК РФ устанавливается уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ для земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере <данные изъяты> % от кадастровой стоимости такого участка. В соответствии с действующим законодательством стоимость земельного участка может определяться несколькими способами. Использование каждого из способов зависит от тех целей, ради которых и проводиться определение стоимости земли. Пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ закрепляет понятие кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Постановлением Правительства РФ. В настоящее время этот вопрос регулируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная кадастровая оценка земель городских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости. Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогооблажения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Нормативная цена земли, в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», может применяется в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена и только для целей, указанных в статье 65 Земельного Кодекса РФ, а именно: для целей налогооблажения; в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ и федеральными законами; для расчета арендной платы за земельные участки. Возможность применения нормативной стоимости земельного участка при определении его продажной стоимости при заключении договора купли-продажи, в случае невозможности определить кадастровую стоимость, напрямую законом не предусмотрена. Из статьи 4 Федерального закона №28-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном земельном кадастре» можно сделать вывод, что кадастровая стоимость используется прежде всего для экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов, а также для установления обоснованной платы за землю. Таким образом, применения кадастровой стоимости земли при заключении следки купли-продажи обусловлено прежде всего экономическим обоснованием продажной цены испрашиваемого земельного участка. Мнение истицы о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли при его предоставлении (покупке) следует применить десятикратную ставку земельного налога исходя из нормативной стоимости участка, суд считает ошибочным. В судебном заседании представитель ответчика не возражал против требований истицы продать ей спорный земельный участок. Однако Администрация <адрес> муниципального района были не согласны продать истице земельный участок по цене исходя из его нормативной стоимости. Суд также считает, что понуждение ответчика к заключению такого договора по цене относительно нормативной стоимости, которая значительно меньше кадастровой стоимости земли, приведет к существенному ущемлению прав Администрации района как собственника земли и затрагивает его экономические интересы. Кроме того, целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды является- индивидуальное жилищное строительство. Однако, судом установлено, что на спорном земельном участке жилого дома не имеется, а находиться хозяйственное строение- хозблок. Таким образом, право собственности на спорный земельный участок не может быть приобретено до реализации цели договора аренды. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований к Администрации <адрес> муниципального района Московской области о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> по цене, определенной исходя из нормативной стоимости земельного участка - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней со дня оглашения путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области. Судья: Капцова Т.Ю.