г. Волоколамск 21 сентября 2011года Волоколамский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Капцовой Т.Ю., при секретаре Ногиной О.С., с участием истца Шуплецова Т.Н., представителя ответчика Администрации городского поселения Волоколамск Костюшенкова П.А., представителя ответчика Администрации Волоколамского муниципального района Московской области Степановой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску , , действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к Администрации городского поселения <адрес> Московской области, Администрации <адрес> муниципального района Московской области о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в целях получения социальной выплаты в жилищной сфере, УСТАНОВИЛ: Истцы, и , действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского поселения <адрес> Московской области, Администрации <адрес> муниципального района <адрес> о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на учет в целях получения социальной выплаты в жилищной сфере. В обоснование своих требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы <адрес> муниципального района Московской области, их семья в составе трех человек была признана нуждающейся в жилых помещениях на основании подп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» входящей в состав долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы. С августа ДД.ММ.ГГГГ года по данной программе их семье жилье не предоставлялось, социальные выплаты не производились. За это время жилищные условия семьи ухудшились, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ родился второй ребенок. В ДД.ММ.ГГГГ года истцы были уведомлены о том, что полномочия по обеспечению граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий находятся у городского поселения <адрес>. Также их уведомили о том, что ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> муниципального района передала их учетное дело в администрацию городского поселения <адрес>. После передачи учетного дела никаких решений по реализации вышеуказанной программы в отношении их семьи, им не предлагалось. ДД.ММ.ГГГГ на его обращение, был получен ответ из администрации городского поселения <адрес>, в которой указывалось, что администрация разработала и утвердила свою подпрограмму «Обеспечением жильем молодых семей на 2012-2015 г.г.», однако их семья в данную программу не включена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ исполнилось <данные изъяты> лет. Позже, ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы городского поселения <адрес>, и его семья, были исключены из списка молодых семей -участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Просят суд признать его и членов его семьи: и его двоих несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Признать незаконным Постановление Главы городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся исключения семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав долгосрочной целевой программы <адрес> «Жилище» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию городского поселения <адрес> включить и членов его семьи , несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список семей, участвующих в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав долгосрочной целевой программы <адрес> «Жилище» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования и пояснил, что в августе ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным на то органом его семья была поставлена на учет в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» для получения социальной выплаты на приобретение жилья. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ никаких действий органами местного самоуправления в данном направлении не предпринималось и в связи с достижение возраста <данные изъяты> лет, он и его семья были сняты с учета. Считает, что Постановление главы городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ создает препятствие его семье для реализации их конституционных прав на жилище. Считает данное Постановление не законным, поскольку согласно самого Постановления Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009 -2012 годы», в нем не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления на исключение молодой семьи из списка семей, участвующих в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Тем более, что решение о включении его семьи в данный список было принято еще августе ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным на то время органом местного самоуправления. Истец , действующая в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей- ФИО1 и ФИО2 письменно ходатайствовала о рассмотрении данного иска в свое отсутствие. На иске настаивает. Представитель ответчика- Администрации городского поселения <адрес> Московской области не признал исковые требования истцов, пояснил, что в связи с достижением <данные изъяты> лет, он и его семья были исключены из списка семей на получение социальной выплаты. Представитель ответчика- Администрации <адрес> муниципального района Московской области в суде пояснила, что на учете у них по данной программе состояло шесть семей, ни одна из них не реализовала свое право на жилье, ДД.ММ.ГГГГ все учетные дела были переданы в городское поселение <адрес>. Разрешение данного иска оставляет на усмотрение суда. Выслушав стороны по делу, изучив материалы данного гражданского дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч.2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно; гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2007 N 333-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30, 31 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы. Таким образом, получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилье", возможно путем участия в региональной и муниципальных программах. Согласно пунктам "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения реализации на территории Московской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье- гражданам России», Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена «Долгосрочная целевая программа Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы». В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления ив Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище» от 2011-2015 годы»; постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы», Уставом городского поселения <адрес> муниципального района <адрес>, Постановлением главы городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена программа городского поселения <адрес> «Обеспечение жильем молодых семей на 2012-2015 годы». Согласно вышеуказанного Постановления, участниками программы являются молодые семьи, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства при наличии у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии. Молодая семья-семья, возраст супругов в которой не превышает <данные изъяты> лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает <данные изъяты> лет, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством строительного комплекса <адрес> решения о включении молодой семьи-участника программы в список претендентов для получения социальной выплаты в планируемом году не превышает <данные изъяты> лет. Вышеуказанной Программой были разработаны Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, которыми установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе условия при которых можно стать участником программы, основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы. Основной целью Подпрограммы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами Подпрограммы являются: предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и обратились в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав «Долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы». К данному заявлению они приложили все необходимые документы, указанные в перечне, с условиями участия в подпрограмме были ознакомлены и обязались их выполнять. Проверив полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении и приложенные к ним документы, данная семья (, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения) была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании подп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ и включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Постановлением главы <адрес> муниципального района Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. На момент постановки на учет семьи , они отвечали всем требованиям данной подпрограммы, а именно обоим супругам не было <данные изъяты> лет, их семья нуждалась в улучшении жилищных условий по месту жительства, поскольку являлись членами семьи собственниками жилого помещения, были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а именно: проживали в двухкомнатной квартире, в которой проживали и были прописаны шесть человек; у них имелись постоянные доходы, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемых субсидий. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, вплоть до передачи Администрацией <адрес> муниципального района Московской области своих полномочий по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, городскому поседению <адрес>, жилье истцам не предлагалось, социальные выплаты произведены не были. Каких-либо мероприятий, направленных на реализацию данной подпрограммы, ответчиками осуществлено не было. Согласно пояснений представителя Администрации <адрес> муниципального района на учете у них по данной программе состояло шесть семей, ни одна из них не реализовала свое право на жилье и ДД.ММ.ГГГГ все учетные дела ими были переданы в городское поселение <адрес>. Основанием для получения гражданином социальной выплаты является принимаемое в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления решение о предоставлении субсидии. При этом обязанность проверить соответствие действительности представляемых гражданином сведений, признаваемых условиями для выдачи социальных выплат, возлагается на указанный орган местного самоуправления. Ответчиками суду не представлены доказательства того, что в ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> муниципального района и администрация городского поселения <адрес> проводили определенные мероприятия, направленные на реализацию программы «Обеспечение жильем молодых семей». Семье не было предложено жилье или социальные выплаты, не проводились какие-либо промежуточные мероприятия, направленные на оформление и получение вышеуказанных субсидий. ДД.ММ.ГГГГ в семье родился второй ребенок ФИО2 и жилищные условия семьи ухудшились, поскольку в квартире стало проживать семь человек. ДД.ММ.ГГГГ , в связи рождением второго ребенка, подал в городское поселение <адрес> заявление о приобщении к материалам учетного дела по участию его семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» дополнительных документов. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к главе городского поселения <адрес>, в котором обвинил руководство городского поселения в бездействии, препятствии в реализации его права на жилье. ДД.ММ.ГГГГ был уведомлен администрацией городского поселения <адрес> о том, что полномочия по обеспечению граждан, проживающих в городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы городскому поселению <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ их учетное дело находиться в там, администрация разработала и утвердила свою подпрограмму «Обеспечением жильем молодых семей на 2012-2015 г.г.», однако их семья для получения социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ году не включена, поскольку ДД.ММ.ГГГГ исполнилось <данные изъяты> лет. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы городского поселения <адрес>, и его семья, в связи с достижением одного из супругов возраста <данные изъяты> лет, была исключена из списка молодых семей -участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года N 89-О). Из материалов дела следует, что при обращении в администрацию <адрес> муниципального района с заявлением о включении в состав участников муниципальной программы «Обеспечением жильем молодых семей» истцами были представлены все необходимые документы, содержащие сведения о составе семьи, возраста родителей, наличии несовершеннолетних детей и о жилищных условиях, в которых проживает семья . Каких-либо данных, подтверждающих несоответствие действительности представленных истцами сведений, органом местного самоуправления установлено не было. Не были установлены и судом при рассмотрении настоящего дела данные, свидетельствующие о недобросовестности истцов или совершении ими противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки. Судом установлено, что семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке; на момент издания Постановления главы <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о включении их в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», обладала правом на получение социальной выплаты, соответствовала всем требования, указанным в Правилах предоставления социальных выплат; семья встала на учет и подала заявку на участие в программе заблаговременно, истцу в марте <данные изъяты>; в ДД.ММ.ГГГГ году уже после передачи полномочий в городское поселение семья также соответствовала всем требованиям, указанным в Правилах, в связи с чем, суд считает, что достижение истцом ДД.ММ.ГГГГ возраста <данные изъяты> лет не является основанием перестать считать семью нуждающейся в улучшении жилищных условий. Длительное не выполнение администрацией <адрес> муниципального района, а в последующем администрацией городского поселения <адрес> своих обязательств по реализации вышеуказанной программы обусловлено обстоятельствами, не зависящими от истцов, в связи с чем, суд считает, что органами местного самоуправления нарушено гарантированное конституционное право истцов на жилище. Суд исходит из того, что муниципальная программа "Обеспечение жильем молодых семей" принята в целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и во исполнение Федеральной целевой программы "Жилище" на 2009-2012 годы", следовательно, с целью оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Довод представителя ответчика администрации городского поселения <адрес> о том, что истцы были сняты с учета и исключены из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с достижением одного из них <данные изъяты> лет, не соответствует принятой ими Программе, поскольку в вышеуказанном документе установлены правила участия в ней и отсутствует буквальное указание на основания исключения из данной программы. А, следовательно, снятие с учета семью , как переставших нуждаться в улучшении жилищных условий и исключение их из участия в подпрограмме, является не обоснованным и не законным. У истцов возникло право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», приобретенное ими ранее на основании действующего законодательства, данное право должно уважаться властями и быть реализовано. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать и членов его семьи: , несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Признать незаконным Постановление Главы городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся исключения и членов его семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию городского поселения <адрес> включить и членов его семьи , несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список семей, участвующих в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» на 2009-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Волоколамский городской суд Московской области. Судья: Капцова Т.Ю.