Решение по делу № 2-5366/2010



Дело № 2 – 5366/21010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

22

»

Июня

2010г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Марковой М.В.

с участием помощника прокурора г. Вологды Григоровой С.Г.

при секретаре Шутовой Я.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковша В.Г. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула, взыскании единовременной выплаты при предоставлении ежегодного отпуска и материальной помощи, премии, и компенсации морального вреда,

установил:

Ковш В.Г. обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена принят на работу в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области в качестве ... межрайонного отдела госрыбнадзора, с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ.

За период работы у ответчика он добросовестно выполнял свои должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом государственного инспектора лесного и охотничьего хозяйства, не имел ни одного взыскания. За высокие показатели на работе неоднократно поощрялся, о чем имеются записи в трудовой книжке.

Дата обезличена он письменно был предупрежден об увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы (уведомление о сокращении замещаемой должности то Дата обезличена Номер обезличен).

Приказом Номер обезличен от Дата обезличена «О расторжении служебного контракта с гражданским служащим», Ковш В.Г. уволен с федеральной гражданской службы с Дата обезличена года в связи с сокращением должности гражданской службы, п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При увольнении ему начислена единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь, предусмотренная п. 6 ч. 1 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, премия за Дата обезличена начислена в размере 100 рублей.

Считает увольнение незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям ФЗ от 27.07.2004 № 79-РФ, а именно в соответствии с п. 7 ст.31 указанного закона, преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности и более высокие результаты профессиональной деятельности. Ковш В.Г. имеет высшее профессиональное образование в Дата обезличена закончил К по специальности «...», присвоена квалификация .... В нарушение указанной статьи закона, в прежних должностях оставлены бывшие коллеги истца. При увольнении Ковша В.Г. не предложенная никакая иная должность или работа, ему не предлагали пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации, чем нарушены п.п. 1,2 ч. 1 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 № 79- ФЗ.

Просит суд признать увольнение Ковша В.Г. незаконным, отменить приказ Номер обезличен от Дата обезличена «О расторжении служебного контракта с гражданским служащим», восстановить Ковша В.Г. на работе с Дата обезличена года в прежней замещаемой должности гражданской службы, взыскать компенсацию за время вынужденного прогула из расчета 1064 рубля 20 копеек за каждый день прогула, начиная с Дата обезличена года и по день вынесения решения, взыскать с ответчика единовременную выплату при предоставлении ежегодного отпуска и материальную помощь предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ в размере 5000 рублей, недоначисленную премию по итогам работы за 1 квартал 2010 года в размере 6000 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей, за оплату услуг представителя 5000 рублей.

В судебном заседании Ковш В.Г. и его представитель по доверенности Кузнецова О.С. исковые требования поддержали.

Представители ответчика по доверенности Курганова О.С., Яфарова Н.Н. требования не признали, по мотивам, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего требования Ковша В.Г. в части восстановления на работе удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно положению о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 гола № 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.2010 № 31 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны использования объектов животного мира» у Россельхознадзора изъяты функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, а предельная численность работников территориальных органов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору подлежит сокращению.

Приказом Россельхознадзора от 05 февраля 2010 года № 35 «О сокращении численности государственных служащих в территориальных управлениях Россельхознадзора» установлена предельная численность государственных гражданских служащих Управления в количестве 181 человек. На основании указанного приказа руководителем Управления по ВО с Дата обезличена введено в действие штатное расписание на 181 человек и утверждена организационная структура Управления. Согласно штатному расписанию и организационной структуре с Дата обезличена отдел государственного лесного и охотничьего надзора реорганизован в отдел лесного и пожарного контроля и надзора со штатной численностью 7 человек.

Установлено, что на основании приказа Номер обезличен от Дата обезличена года Ковш В.Г. назначен на должность ... межрайонного отдела госрыбнадзора Управления. Дата обезличена приказом Номер обезличен Ковш В.Г. переведен в отдел рыбного надзора без изменения должности и должностных обязанностей. Дата обезличена года освобожден от занимаемой должности главного ... отдела рыбного надзора и назначен на должность федеральной государственной службы ... отдела надзора за охраной и использованием водных биологических ресурсов с Дата обезличена года. С Дата обезличена года без изменения должности переведен из отдела рыбнадзора в отдел контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

С Дата обезличена года Ковш В.Г. переведен с должности ... отдела контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на должность ... отдела лесного и охотничьего контроля и надзора.

Дата обезличена года уведомлением от Дата обезличена года Номер обезличен ... отдела государственного лесного и охотничьего контроля Ковш В.Г. уведомлен о сокращении замещаемой им должности без предложения иной вакантной должности, и предложения прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы (л/д. 80).

Дата обезличена года служебный контракт от Дата обезличена года Номер обезличен расторгнут, государственный инспектор отдела лесного и охотничьего контроля и надзора Ковш В.Г. освобожден от замещаемой должности, уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в виду отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса РФ» пр рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статьей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от Дата обезличена года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В силу статьи 31 ч. 5 Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации ( ч. 1 ст. 31).

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ и п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие требованиям вакансии. Необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ от 01 марта 2006 года отмечено, что при увольнении гражданского служащего в связи с сокращением штата должна быть соблюдена определенная действующим законодательством процедура:

-сообщением о предстоящем увольнении за два месяца,

-предоставление гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе.

- преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель ответчика в своей позиции указывает на то, что иная должность государственной гражданской службы Ковшу В.Г. предложена не была в связи с отсутствием вакантных должностей в Управлении, соответствующих его квалификации, а также отсутствием нижестоящих должностей и должностей, не отнесенных к должностям государственной гражданской службы в месте его проживания.

Порядок и условия прохождения профессиональной переподготовки (повышения квалификации) установлены в Положении о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппаратов органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата, утвержденном Указом Президента РФ от 23 августа 1994 года № 1722. Согласно указанному Положению, чтобы пройти повышение квалификации или переподготовку, увольняемый государственный служащий должен подать соответствующее заявление в кадровую службу органа государственной власти РФ, из аппарата которого он увольняется. С заявлением о направлении на профессиональную переподготовку или повышение квалификации Ковш В.Г. не обращался.

Доводы ответчика в данной части суд считает необоснованными.

В соответствии с п. 1.3 должностного регламента государственного инспектора отдела государственного лесного и охотничьего контроля и надзора от Дата обезличена года Номер обезличен, утв. Рук. Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области О. Дата обезличена года, на должность государственного инспектора отдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности отдела, без предъявления требований к стажу.

Установлено, что Ковш В.Г. имеет высшее профессиональное по специальности «...» и большую продолжительность стажа гражданской службы по сравнению с другими должностными лицами отдела, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика и подтверждается представленными в материалах дела документами (л/д. 83,85,158).

Из документов, представленных представителем ответчика, следует, что Ковш В.Г. не были предложены должности с понижением в отделе земельного контроля, в отделе ветнадзора в качестве специалиста – эксперта, и также ответчиком не представлено доказательств отказа Ковша В.Г. от предложенной профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Доводы представителя ответчика о том, что направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации это право, а не обязанность работодателя, суд считает необоснованными. Поскольку в судебном заседании установлено, что Ковшу В.Г не предлагалось пройти профессиональную переподготовку, в связи с чем он не имел возможности подать такое заявление, либо заявление о направлении его на профессиональную переподготовку в соответствии с вышеуказанным положением или об отказе от нее.

Таким образом, ответчиком не выполнена обязанность по трудоустройству истца в связи с сокращением в государственно органе должностей гражданской службы.

При таких обстоятельствах по делу исковые требования Ковш В.Г. о восстановлении подлежат удовлетворению в полном объеме.

Требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением обоснованны, однако не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что при увольнении Ковш В.Г. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания около (100 000 рублей) в соответствии с ч. 9 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Подлежащая взысканию в пользу истца за время вынужденного прогула за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года за 38 рабочих дней заработная плата составляет 40 439 рублей 60 копеек.

Учитывая, что сумма заработной платы за время вынужденного прогула поглощается суммой выплаченной компенсации, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашение сторон трудового договора. В случае возникновения спора факта причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. При этом суд, руководствуясь принципами разумности и справедливости, учитывая нравственные страдания истца, причиненные нарушением его трудовых прав при увольнении, полагает взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Кроме того, в обоснование своих исковых требований истец указывает на то, что ему недоначислена премия по итогам работы за Дата обезличена в размере 6 000 рублей, и единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь в размере 5000 рублей.

Выплата материальной помощи, единовременной выплаты к ежегодному отпуску, премий за выполнение особо важных и сложных заданий в Управлении регулируется Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи гражданским служащим Управления, утвержденным приказом от 20.10.2006 № 286/1-п.

Согласно части 11 статьи 46 и пункту 6 части 5 ФЗ № 79-ФЗ единовременная выплата к отпуску выплачивается при предоставлении ежегодного отпуска. Единовременная выплата производится по заявлению гражданского служащего. Ковш В.Г. находился в ежегодном отпуске с Дата обезличена по Дата обезличена, желания получить единовременную выплату не изъявил, что подтверждается его личным заявлением, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения его требований в данной части.

В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Премия-это денежная сумма, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения в работе, представляет собой денежную выплату за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой труда по тарифным ставкам и окладам. Все премии разделяются на две группы: входящие в систему оплаты труда и не входящие в нее. Первые выплачиваются при условии достижения результатов, заранее обусловленных показателем премирования, поэтому их достижение порождает у работников право на получение премии. При недостижении этого показателя право на премию не возникает.

Выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий должностным лицам Управления осуществляется с целью повышения эффективности их деятельности, усиления материальной заинтересованности работников в результатах труда за определенный промежуток времени. Ежемесячное и ежеквартальное премирование не предусматривается. Согласно разделу 4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи гражданских служащих Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области, утвержденному приказом Управления Россельхознадзора по Вологодской области от 20.10.2006 года № 286/1-П, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 29.10.2007 года № 348/1-П, от 27.12.2007 года № 387/1-П, от 27.03.2009 года № 100-П, размер премии устанавливается каждому гражданскому служащему руководителем управления с учетом предложений начальника отдела и заместителя руководителя управления, курирующего соответствующее направление деятельности, с учетом обеспечения задач и функций Управления, за напряженность труда, выполнение ответственных и сложных заданий и зависит от размера экономии фонда оплаты труда.

Установлено, что за Дата обезличена премия Ковшу В.Г. назначена в размере 100 рублей.

В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в данной части, поскольку доказательств нарушения ответчиком положения об оплате истцом суду не представлено.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда по ее письменному заявлению, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Принимая во внимание сложность и объем рассмотренного дела, количество судебных заседаний, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.

В соответствии со ст.ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 200 рублей 00 копеек.

При таких обстоятельствах по делу исковые требования Ковша В.Г. подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 81 ТК РФ, ст. ст. 100, 194- 198 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования Ковша В.Г. удовлетворить частично.

Восстановить Ковша В.Г. в должности государственного инспектора отдела государственного лесного и охотничьего контроля и надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области с Дата обезличена года.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области в пользу Ковша В.Г. компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей, за услуги представителя 3 000 рублей, а всего взыскать: 6 000 (шесть тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ковшу В.Г - отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Вологодской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.

Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья Маркова М.В.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2010 года.