Дело № 2 –6096/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 13 | » | июля | 2010 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Парфенюк О.В.
при секретаре Падченко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богдановой Г.А. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Богданова Г.А. обратилась в суд с иском к ответчику, мотивируя свои требования тем, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители Б.Е. и Б.А. лишены в отношении Богдановой Г.А. родительских прав. Решением Исполнительного комитета ... районного Совета народных депутатов города ... от Дата обезличена года Номер обезличен истец была определена в детское интернатное учреждение - Детский дом Номер обезличен .... В Дата обезличена направлена в школу-интернат Номер обезличен .... С Дата обезличена по Дата обезличена год находилась в Детском доме Номер обезличен .... В указанных учреждениях Богданова Г.А. находилась на полном государственном обеспечении.
Богданова Г.А. указывает о том, что жилое помещение за ней не закреплялось, поэтому в Дата обезличена она была поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Дата обезличена истец закончила обучение, однако, в нарушении законодательства Российской Федерации жильем не обеспечена.
Просила суд обязать Департамент развития муниципальных образований области предоставить Богдановой Г.А. вне очереди жилое помещение в городе ... не ниже установленных норм, отвечающее санитарно-техническим нормам правилам.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление указал о том, что, учитывая, что жилое помещение за Богдановой Г.А. закреплено не было, а также то, что она более 10 лет находилась в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставляет решение вопроса о внеочередном предоставлении Богдановой Г.А. жилого помещения на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Мэрии г.... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Богданова Г.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением ... районного суда от Дата обезличена года мать истца Б.Е. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Богдановой Г.А. Решением ... районного суда от Дата обезличена года отец истца Б.А. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Богдановой Г.А.
Согласно справке Жилищного управления Мэрии ... от Дата обезличена года Номер обезличенБ-1015, Богданова Г.А. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с Дата обезличена года. По состоянию на Дата обезличена года на внеочередное получение жилья по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учетный номер 98.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ГП ВО «Ч.» Богданова Г.А. жилья в собственности на территории Вологодской области не имеет.
Справкой Управления образования (лист дела 12) подтверждается, что жилая площадь за Богдановой Г.А. не закреплена, так как она была оставлена матерью в роддоме.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства).
Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и предметам совместного ведения относится социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
Закон Вологодской области от 17 июня 2006 года № 1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» предусматривает предоставление жилых помещений жилищного фонда области отдельным категориям граждан, которые определены в ст. 3 указанного Закона, и к ним относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки, в случае утраты закрепленного жилого помещения.
Статьями 5 и 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании жилищных отношений в Вологодской области» жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет согласно сформированным органами местного самоуправления области спискам, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ст. 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. При этом, претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе, в том числе, если при вселении в закрепленное жилое помещение уровень обеспеченности вселяемого общей площадью жилого помещения будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы.
Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст. 5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 указанного закона вне очереди жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа; б) при прекращении опеки (попечительства); в) по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях: по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по окончании воспитания в приемной семье; при прекращении опеки (попечительства); по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 15 июля 2005 года № 2032 «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует материалов дела, Богданова Г.А. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма, и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилая площадь за Богдановой Г.А. не закреплена.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области регламентирован Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области».
П. 2.2. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда области социального использования предоставляются гражданам, указанным в статье 3 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п. 1.4.1 предусмотрено, что Департамент развития муниципальных образований области принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.
В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
При таких обстоятельствах по делу, суд считает исковые требования Богдановой Г.А. о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить истцу вне очереди жилое помещение в г...., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.
Руководствуясь Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области», Законом Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Богдановой Г.А. вне очереди жилое помещение в городе ..., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Парфенюк
Мотивированное решение изготовлено 16.07.2010 года.