Дело № 2-5587/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Вологда 07 июля 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи А.А. Коничевой,
при секретаре И.П. Таракановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шур А.М. к Администрации г.Вологды, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании решения незаконным, постановке на учет и выдаче жилищного сертификата,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, мотивируя тем, что в Дата обезличена прибыл для постоянного места жительства в г.Вологду. До указанного времени 32 года проживал и работал в г.... ... области, то есть в районах .... Общий страховой стаж составляет 25 лет 1 день, стаж работы в районах ... 19 лет 6 месяцев 24 дня, стаж работы на производстве с вредными условиями труда составил 9 лет 6 месяцев 24 дня. В соответствии с ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей» истец имеет право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета, поскольку прибыл в районы ... до Дата обезличена и имеет общую продолжительность стажа в районах ... не менее 15 календарных лет, а также не имеет другого жилого помещения в других регионах РФ. Дата обезличена года истец обратился в Администрацию г.Вологды с заявлением о постановке его на учет как лица, имеющего право на получение жилищной субсидии. В принятии и удовлетворении указанного заявления истцу было отказано. Дата обезличена года истец повторно обратился с подобным заявлением в Администрацию г.Вологды. Уведомлением от Дата обезличена года в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцу было отказано. Отказ мотивирован тем, что, покинув ранее занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: г...., ..., он совершил действия, в результате которых не может быть признан нуждающимся в жилых помещениях до истечения пяти лет. Дата обезличена года истец подал заявление о постановке на учет, при этом представил исчерпывающий перечень документов. Заявление было рассмотрено, уведомлением от Дата обезличена в постановке на учет было отказано по указанным ранее основаниям. Истец полагает, что указанными решениями нарушены его права, действия Администрации г.Вологды направлены на создание препятствий в реализации прав.
Просит признать незаконными решения от Дата обезличена и Дата обезличена об отказе в постановке Шур А.М. на учет граждан, выехавших из районов ... и имеющих право на получение жилищных субсидий, обязать Департамент имущественных отношений Администрации г.Вологды поставить Шур А.М. на учет граждан, выехавших из районов ... и имеющих право на получение жилищных субсидий, с Дата обезличена года и выдать жилищный сертификат на приобретение жилого помещения.
Истец, его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г.Вологды в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что истец обращался в Администрацию г.Вологды с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однако ему было отказано, поскольку истец до Дата обезличена года был зарегистрирован в квартире по адресу: г...., ... и был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, то есть нуждающимся в жилых помещениях не являлся. Таким образом, отказ Администрации г.Вологды о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, правомерен.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседания не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила возражения на заявление, в которых указала, что в заявлении Шур А.М. указывает на то, что имеет право в соответствии с ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей» на получение жилищной субсидии на приобретение жилья. Ссылка истца, что для получения жилищной субсидии он не должен состоять на учете в качестве нуждающегося, считает несостоятельной. Из смысла указанного ФЗ следует, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ. Порядок реализации и выпуска сертификатов определяется Правительством РФ. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006 гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей, выдача сертификатов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Как следует из заявления истца, он обращался в Администрацию г.Вологды с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако ему было отказано, поскольку граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. До Дата обезличена года истец был зарегистрирован в квартире по адресу г...., ... и был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы, то есть нуждающимся в жилых помещениях не являлся. Таким образом, отказ Администрации г.Вологды о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, правомерен. Кроме того, предоставление жилищных сертификатов за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов ..., осуществляется путем выдачи жилищных сертификатов. В соответствии с постановлением Правительства №153 от 21.03.2006 в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Списки формируются органом местного самоуправления в соответствии с очередностью. Распределение объема финансирования осуществляется пропорционально количеству граждан -участников программы, указанных в списках с учетом года их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку истец не состоит на учете, соответственно, не имеет правовых оснований для получения жилищного сертификата.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Установлено, что истец работал и проживал в районах ... с Дата обезличена по Дата обезличена. Сведения о работе в районах ... подтверждаются записями в трудовой книжке, копия которой имеется в материалах дела, а также справкой ГУ УПФ в г.Вологда Номер обезличен
Общий страховой стаж составляет 25 лет 1 день, из них стаж работы в районах ... 19 лет 3 дня 25 дней, стаж работы на производстве с вредными условиями труда составил 9 лет 6 месяцев 24 дня, согласно справке ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда Номер обезличен.
С Дата обезличена года истец был зарегистрирован по адресу: ... область, г...., ..., снят с регистрационного учета Дата обезличена согласно архивной справке. Указанная квартира принадлежала его дочери и внуку.
С Дата обезличена истец зарегистрирован по адресу: г.Вологда, ул.... д.... кв..... Указанная квартира принадлежит на праве собственности бывшей супруге истца Н. В настоящее время истец проживает по адресу г.Вологда, ул.... д.... кв...., что подтверждается справкой от Дата обезличена ОП ... ОМ УВД г. Вологды. Своего жилья в собственности истец не имеет. Согласно справке жилищного отдела Администрации г.... истец жилищной субсидией за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья за пределами ... области в Администрации г.... не обеспечивался.
Дата обезличена года истец обратился с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрацию г.Вологды. Уведомлением от Дата обезличена года Номер обезличен об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцу отказано в принятии на учет, поскольку граждане, совершившие действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых посещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий, так как истец был зарегистрирован в квартире по адресу: ... область, г...., ..., где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека была более учетной нормы, таким образом, он не является нуждающимся в жилых помещениях.
Дата обезличена года истец обратился с заявлением в Администрацию г.Вологды о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья на территории г.Вологды в соответствии с положениями ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностях», поскольку относится к категории граждан, выехавших из районов ... и приравненных к ним местностей, прибывших в районы ... не позднее Дата обезличена, имеющих общую продолжительность стажа работы в районах ... и приравненных к ним местностях не мене 15 лет, не имеющих жилья в других регионах РФ. Согласно письму Администрации г.Вологды от Дата обезличена Номер обезличен истцу в удовлетворении заявления отказано на основании того, что он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку совершил действия, в результате которых такие он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях. При совершении указанных действий граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых посещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
Вышеуказанные отказы нельзя признать законными по следующим основаниям:
Федеральным законом РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей» №125 от 25.10.2002 установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее Дата обезличена года.
Согласно ст.1 указанного закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы ... и приравненные к ним местности не позднее Дата обезличена года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах ... и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Статьей 3 закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 установлено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов ... и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат представляет собой именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.
Таким образом, данным Федеральным законом гарантировано право граждан на получение жилищной субсидии в зависимости от их стажа работы в районах ... и приравненных к ним местностей.
Исходя из представленных истцом доказательств, он подпадает под действие данного Федерального закона.
Согласно п.2 постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении «Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов ... и приравненных к ним местностей» (данное Положение утверждено и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Пункт 9 указанного постановления содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации и постановки граждан на учет, а именно: заявление по форме согласно приложению №1; заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах ... и приравненных к ним местностях; заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
Согласно ст.10 закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов ... и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен в «Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 г.г. (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153)
Согласно Правилам истец имеет право на участие в данной подпрограмме (п.5 п.п. «з»).
В соответствии с п.19 Правил граждане, указанные в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, предоставляют следующие документы:
выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
документы, подтверждающие факт прибытия в районы ... или приравненные к ним местности до Дата обезличена.;
выписку из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов ... и приравненных к ним местностей;
копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах ... и приравненных к ним местностях;
копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справку органов государственной службы медико-социальной экспертизы об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справку органов службы занятости населения по месту постоянного проживания гражданина о признании его в установленном порядке безработным с указанием даты признания гражданина таковым - для безработных;
копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Необходимые документы истцом были сданы в Администрацию г.Вологды, что подтверждается материалами дела л.д. 11, 12, 28).
Согласно п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
- несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
- непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
- недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
- реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «з» пункта 5 настоящих Правил, - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Таким образом, суд полагает, что отказ в постановке на учет Шур А.М. по иному основанию, чем предусмотрено вышеупомянутыми Правилами, не является законным и обоснованным. Кроме того, утверждение о том, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, является голословным. Истец пояснил, что квартира в г.... предоставлялась его зятю, впоследствии была приватизирована на дочь и внука, его снятие с регистрационного учета было вызвано переездом в г.....
В настоящее время право истца на получение жилищной субсидии не реализовано.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым требования истца удовлетворить, однако, как установлено судом, письменно истец обращался с заявлением в Администрацию г.Вологды Дата обезличена года, поэтому его требование в части постановки на учет с Дата обезличена ничем не подтверждено. Вместе с тем, поскольку решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (ст.12 постановления Правительства РФ №879), суд полагает возможным обязать Администрацию г.Вологда поставить истца на учет с Дата обезличена.
Руководствуясь ФЗ РФ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов ... и приравненных к ним местностей» №125 от 25.10.2002, постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов ... и приравненных к ним местностей», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Шур А.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации г.Вологды от Дата обезличена Номер обезличен в принятии на учет Шур А.М. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Признать незаконным решение Администрации г.Вологды от Дата обезличена об отказе в постановке Шур А.М. на учет граждан, выехавших из районов ... и имеющих право на получение жилищных субсидий.
Обязать Администрацию г.Вологды поставить Шур А.М. на учет граждан, выехавших из районов ... и имеющих право на получение жилищных субсидий, с Дата обезличена.
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области выдать, а Администрацию г.Вологды вручить Шур А.М. жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Федеральный судья А.А. Коничева
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2010.