Решение по делу № 2-6776/2010



Дело № 2– 6776/10г.

Решение

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 27 июля 2010 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Соколовой М.В.

при секретаре Ростопша Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Вологды в интересах Российской Федерации к Администрации города Вологды об оспаривании решения Главы города Вологды и признании недействующим постановление от Дата обезличена Номер обезличен,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что Прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении в собственность земельного участка в границах объекта археологического наследия «Г».

Установлено, что Дата обезличена постановлением Главы города Вологды Номер обезличен «О предоставлении в собственность Петровой Л.П. земельного участка по улице ...» земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания жилого дома, площадью 724 кв.м., расположенный по адресу: г. Вологда, ул. ..., д. ..., предоставлен в собственность Петровой Л.П.

Данное постановление принято незаконно и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

В соответствии с п. 8 Постановления Совета министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» указанный выше земельный участок находился в границах объекта археологического наследия «Г» и подлежит охране как памятник государственного назначения.

Согласно ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением в целях названного федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Согласно п.п. 4, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Согласно п. 2 вышеназванной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, постановление Главы города Вологды от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении в собственность Петровой Л.П. земельного участка по ул. ...» незаконно, противоречит действующему законодательству и нарушает право граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации гарантированное ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.

Указанные нарушения норм федерального законодательства при предоставлении рассматриваемого земельного участка выявлены прокуратурой города в результате проверки, проведенной по поручению прокуратуры Вологодской области от Дата обезличена.

Под решениями, подлежащими оспариванию по правилам гл. 25 ГПК РФ, в том числе понимаются ненормативные правовые акты, принятые органами государственной власти, местного самоуправления или должностными лицами.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Поскольку нормы гл. 25 ГПК РФ не делают исключения из этого правила, оно полностью применимо при подаче в суд заявления прокурора об оспаривании решений и действий (бездействия), указанных в данной главе.

Прокурор города обращается с настоящим заявлением в Вологодский городской суд в порядке, предусмотренном ст. 45, гл. 25 ГПК РФ, поскольку нарушение закона при предоставлении в частную собственность земельного участка, находящегося в границах объекта археологического наследия «Г» повлекло изъятие указанного объекта недвижимости из собственности Российской Федерации и нарушение ст. 44 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Просит признать незаконным постановление Главы ... от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении в собственность Петровой Л.П. земельного участка по ул. ...» с момента его принятия.

В судебном заседании помощник прокурора города Вологды Кузьмин С.К.и помощник прокурора Чурин И.В. требования заявления поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Помощник Прокурора Чурин И.В. пояснил суду, что когда проводилось межевание, границы четкие не закреплялись.

Представитель Администрации города Вологды по доверенности Завьялова А.А. требования не признает, просит в их удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в отзыве, в котором указала, что предоставление земельного участка было осуществлено в соответствие с законодательством, прокурором не представлено надлежащих доказательств того, что спорный земельный участок входит в границы объекта археологического наследия.

Представители 3-го заинтересованного лица Петровой Л.П. по доверенности Пельтихина Л.Б. и Пантин Е.В. не согласны с требованиями заявления прокурора, просили в их удовлетворении отказать по мотивам, изложенным в своих возражениях, в которых указали, что считают, что Прокурором пропущен срок обращения в суд, кроме того Прокурор города ссылается на нормативные акты, которые не имеют официального опубликования в обязательном порядке, предоставление земельного участка было осуществлено в соответствие с действующим земельным законодательством, Прокурором города не доказано, что на момент предоставления спорного земельного участка в собственность, его границы пересекались с границами территории объекта археологического наследия.

Суд, заслушав представителей истца, ответчика, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Установлено, что Прокуратурой города Вологды проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении в собственность земельного участка в границах объекта археологического наследия «Г».

Дата обезличена постановлением Главы города Вологды Номер обезличен «О предоставлении в собственность Петровой Л.П. земельного участка по улице ...» (л.д. 5) земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания жилого дома, площадью 724 кв.м., расположенный по адресу: г. Вологда, ул. ..., д. ..., предоставлен в собственность Петровой Л.П, что подтверждается договором купли-продажи от Дата обезличена. Петровой Л.П. земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен у Фонда муниципального имущества г. Вологды (л.д. 6-7)?выпиской из Управления Росреестра по Вологодской области от Дата обезличена Номер обезличен о праве собственности Петровой Л.П. на данный земельный участок (л.д. 8)

Предоставление земельного участка было осуществлено в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, а также на основании постановления Правительства РФ от 7 августа 2002 года № 576 «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю».

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), если иное не установлено федеральными законами, собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от Дата обезличена года, представленному в Администрацию города Вологды, Петрова Л.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Вологда, ....

Петровой Л.П. в Администрацию города Вологды было подано заявление от Дата обезличена года о приобретении в собственность земельного участка по ул. ... для эксплуатации и обслуживания жилого дома.

На основании указанного заявления, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ издано оспариваемое постановление Главы города Вологды.

Суд находит, что указанным постановлением право граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия, установленное ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия), а также ст. 44 Конституции РФ не нарушаются ввиду следующего.

Согласно статье 5 Федерального Закона « Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко- культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и данным Законом.

Исходя из статей 94, 99 Земельного кодекса земли историко-культурного назначения, в том числе занятые объектами археологического наследия, являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко- культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 27 Земельного кодекса находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного Кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Согласно статье 49 Федерального Закона « Об объектах культурного наследия…» объекты археологического наследия находятся в государственной собственности; гражданский оборот такого объекта и земельного участка, в пределах которого он располагается, осуществляется раздельно. Собственник либо пользователь земельного участка, в пределах которого имеется объект археологического наследия, владеет, пользуется и распоряжается этим земельным участком с соблюдением условий, установленных названным Законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.

Порядок использования объекта археологического наследия и земельного участка, в пределах которого он располагается, определяется в соответствии со статьями 48 - 56 Закона об объектах культурного наследия (в редакции Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ).

В соответствии со ст. 48 Закона «Об объектах культурного наследия…»- объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства следует, что действующее законодательство допускает возможность владения на праве собственности земельными участками, в пределах которого имеется объект археологического наследия.

Более того, законодательство не содержит прямого запрета на оборот таких земельных участков.

На основании изложенного, принимая во внимание на недопущение отказа в предоставлении в собственность земельных участков, ограниченных в обороте, предусмотренное п. 4 ст. 28 ЗК РФ, а также исключительно право собственника здания, строения, сооружения на приобретение прав на земельный участок под подобными объектами капитального строительства, предусмотренное ст. 36 ЗК РФ, суд считает, что оспариваемое постановление не привело к нарушению норм действующего законодательства, нарушению прав граждан Российской Федерации.

В соответствие с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом не представлено доказательств того, что спорный земельный участок входит в границы объекта археологического наследия «Г».

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 местонахождение памятника определено следующим образом - «...».

Вместе с тем, указанное Постановление не определяет зон охраны памятника.

В настоящее время, зона охраны объекта археологического наследия «Г» установлена Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 г. № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды...», которое на момент принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность Петровой Л.П. принято не было. До настоящего времени Приложение № 1 «Границы зон охраны объектов культурного наследия» к указанному Постановлению не опубликовано.

Соответственно применению подлежат нормы п.5 ст.63 ФЗ «Об объектах культурного наследия...» от 25.06.2002 г. № 73-Ф3, которая гласит, что сохраняют силу зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.

В связи с тем, что Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 закрепляет статус памятника, но не определяет его границ, необходимо определить - в каком порядке (в соответствии с ранее действовавшим законодательством) закреплялись границы памятников истории и культуры.

В соответствии со ст. 34 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» зоны охраны памятников археологии устанавливаются Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.

Как следует из содержания ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия...» от 25.06.2002 г № 73 -ФЗ основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях является единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее- реестр).

В соответствии со ст.21 ФЗ «Об объектах культурного наследия…» на объекты культурного наследия, включенные в реестр, составляется паспорт объекта культурного наследия.

В связи с тем, что объект археологического наследия «Г» до настоящего времени в реестр не включен, отсутствует составленный надлежащим образом паспорт объекта.

При таких обстоятельствах по делу правовых оснований для удовлетворения требований заявления не имеется.

Руководствуясь Земельным Кодексом Российской Федерации, ФЗ « Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, ст.ст. 254, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования заявления Прокурора города Вологды в интересах Российской Федерации к Администрации города Вологды об оспаривании решения Главы города Вологды и признании недействующим постановление от Дата обезличена Номер обезличен - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2010 года.