Дело № 2-5836/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 15 | » | сентября | 2010 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Парфенюк О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Прокурора города Вологды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Вологодской области, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о возложении обязанностей по выделению денежных средств на строительство дошкольного образовательного учреждения, к Администрации города Вологды о возложении обязанностей по организации и производству строительства дошкольного образовательного учреждения,
установил:
Прокурор города Вологды обратился в суд с иском, мотивируя требования следующими обстоятельствами. Согласно информации Управления образования города Вологды по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в городской очереди граждан, нуждающихся в услугах дошкольного образования, состоит 8077 человек, имеющих детей от 0 до 4 лет.
В силу ст. 43 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 22 июля 1992 года «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
Вместе с тем, Администрацией города Вологды не обеспечена возможность посещения детьми дошкольного возраста дошкольных образовательных учреждений, в связи с отсутствием зданий, помещений для организации детских садов, соответствующих требованиям законодательства.
Для ликвидации очереди и полного удовлетворения потребности в детских садах необходимо построить не менее 10 зданий (в зависимости от проектной мощности). Возможность уплотнения групп в имеющихся детских садах практически исчерпана.
В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 13 ноября 2006 года №1111 «О мероприятиях по развитию сети дошкольных образовательных учреждений на 2006-2008 годы», предусматривалось строительство дошкольного образовательного учреждения в <адрес>. Денежные средства на строительство дошкольного учреждения в рамках данной программы не выделены.
Постановлением Правительства Вологодской области от 22 июля 2008 года №1415 «О плане приоритетных мероприятий по развитию инфраструктур с учетом социально-экономического развития области в 2008-2012 годах» вновь запланировано строительство вышеуказанного объекта. Проектная документация, включая смету, и результаты инженерных изысканий по объекту строительства «Детский сад по <адрес> (объект №)» подготовлены. Государственная экспертиза данной документации проведена с положительным заключением.
Несмотря на это, строительство объекта не начато, что влечет нанесение ущерба гарантированным правам, законным интересам детей и исключает возможность беспрепятственного посещения ими дошкольных образовательных учреждений.
Просил суд обязать Правительство Вологодской области выделить денежные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию города Вологды организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента выделения денежных средств.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, по ходатайству представителя прокуратуры города Вологды к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
В судебном заседании, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, представитель прокуратуры города Вологды Пальваль А.В. поддержала исковые требования к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании выделить денежные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель Прокуратуры города Вологды также поддержала исковые требования к Администрации города Вологды об обязании организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента выделения денежных средств.
Представитель ответчика – Администрации г. Вологды по доверенности Юриков С.Е. в судебном заседании признал исковые требования прокуратуры г.Вологды об обязании организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента выделения денежных средств, о чем представил суду письменное заявление.
Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Администрацией г. Вологды Юрикову С.Е., предусматривает право на признание иска.
На основании ст. 39 ГПК РФ суд полагает возможным принять признание иска представителем ответчика Администрации г. Вологды, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Представитель ответчика – Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных суду.
Представитель ответчика Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил в суд письменные возражения, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно части 2 статьи 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из содержания части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанным законом не предусмотрена обязанность Правительства Вологодской области и Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по осуществлению финансирования обязательств органов местного самоуправления по строительству дошкольных образовательных учреждений. Финансирование указанных обязательств является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В обоснование исковых требований к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании выделить денежные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ Прокурор г. Вологды ссылается на Постановление Правительства Вологодской области от 22 июля 2008 года № 1415 «О плане приоритетных мероприятий по развитию инфраструктур с учетом социально-экономического развития области в 2008-2012 годах».
Указанным Постановлением предписано: Департаменту образования области, департаменту здравоохранения области, комитету по физической культуре и спорту области, департаменту культуры области, комитету историко-культурного наследия области, Департаменту строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области обеспечить реализацию плана приоритетных мероприятий по развитию инфраструктур с учетом социально-экономического развития области в 2008 - 2012 годах в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Приложением к Постановлению Правительства Вологодской области от 22 июля 2008 года № 1415 является План приоритетных мероприятий по развитию инфраструктур с учетом социально-экономического развития области в 2008-2012 годах, которым предусмотрено строительство детского сада на 330 мест по адресу: <адрес>.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени денежные средства на строительство данного детского сада не выделены.
В исковом заявлении не содержится правового обоснования заявленных исковых требований к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании выделить денежные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом представителю Прокуратуры г. Вологды было предложено представить правовое обоснование данных исковых требований, однако правовое обоснование суду не предоставлено.
В судебном заседании установлено, что План приоритетных мероприятий по развитию инфраструктур с учетом социально-экономического развития области в 2008 - 2012 годах является долгосрочной программой, действующей до 2012 года, в связи с чем оснований для обязания ответчиков выделения денежных средств на строительство указанного дошкольного образовательного учреждения в срок до ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
В соответствии с постановлением Правительства области от 31 января 2008 года № 139 (в ред. от 25 декабря 2008 года № 2504) на выше указанный детский сад в г. Вологде было предусмотрено выделение средств в сумме 1,512 млн. рублей, фактически профинансировано 1,212 млн. рублей. Указанные денежные средства направлены на разработку проектно-сметной документации и экспертизу согласно представленным актам выполненных работ.
В соответствии с частью 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
В ДД.ММ.ГГГГ выделение средств из областного бюджета на финансирование указанного объекта не предусмотрено.
При таких установленных обстоятельствах дела, учитывая, что осуществление финансирования обязательств органов местного самоуправления по строительству дошкольных образовательных учреждений является в соответствии с законом правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Прокурора города Вологды к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании выделения денежных средств на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 4 статьи 198 ГПК РФ предусматривает, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Представитель ответчика – Администрации г. Вологды по доверенности Юриков С.Е. в судебном заседании признал исковые требования Прокурора г. Вологды, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об обязании организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента выделения денежных средств, о чем представил суду письменное заявление.
На основании изложенного, учитывая, что в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением некоторых полномочий, предусмотренных данным законом, относятся к вопросам местного значения городского округа, суд полагает возможным исковые требования прокурора города Вологды в данной части удовлетворить.
Исковых требований к Администрации г. Вологды об обязании выделения денежные средств на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ Прокурором города Вологды не заявлено, в связи с чем оснований для обязания Администрации г. Вологды выделить указанные денежные средства не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Прокурору города Вологды, действующему в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Вологодской области и Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области об обязании выделить денежные средства на строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Обязать Администрацию города Вологды организовать и произвести строительство дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес> в течение 1 года с момента выделения денежных средств.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Парфенюк
Мотивированное решение изготовлено 20.09.2010 года.