Дело № 2-7726/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 01 сентября 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.
при секретаре Михайловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шороховой С.Ю. к Администрации Вологодского муниципального района о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным,
установил:
Шорохова С.Ю. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что постановлением администрации Вологодского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ постановления администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка Шороховой С.Ю. на кадастровом плане территории» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду Шороховой С.Ю.» признаны утратившими силу. В постановлении указывается, что оно принято в соответствии с ЗК РФ. Считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим причинам. Не указаны конкретные основания, причины в следствии которых Администрация признала свои постановления утратившими силы. На основании ранее принятых постановлений №, № был изготовлен кадастровый паспорт земельного участка, межевой план, заключен договор о предоставлении в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведения о том, что Администрация района принимает заявления от граждан о предоставлении в аренду или собственность земельного участка с кадастровым номером № было опубликовано в газете «М» от ДД.ММ.ГГГГ №. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о признании утратившими силу постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № признать недействительными, и взыскать госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец Шорохова С.Ю. и ее представитель Якуничева О.В. исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Вологодского муниципального района по доверенности Погожев М.А. с исковыми требованиями не согласен, по основаниям изложенным в отзыве. В отзыве указал, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района обратилась Шорохова С.Ю. с заявление о предоставлении сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номер №, площадью 2200 кв.м., по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – для ведения садоводства. В связи с этим администрацией района было опубликовано сообщение в газете «М» о приеме заявлений от граждан, желающих приобрести данный земельный участок в месячный срок со дня опубликования сообщения. По истечению срока заявок не поступило. Согласно ст. 34 ЗК РФ ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «Об утверждении схемы расположения земельного участка Шороховой С.Ю. на кадастровом плане территории». После постановки земельного участка на кадастровый учет администрацией района принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду ШороховойС.Ю.», на основании которого был подписан и договор аренды сроком на 10 лет. В ходе проведения муниципального земельного контроля по жалобе Е. выяснилось, что на данном земельном участке находятся пятидесятилетние тополя, он прилегает к общественному пруду и является рекреационной зоной. Данный участок Шороховой С.Ю. перекрывает Е. доступ к пруду. В связи с тем, что спорный земельный участок попадает на земли общего пользования, расположен в полосе земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (пруда), перекрывает доступ других граждан к водному объекту общего пользования, является рекреационной зоной и не может быть использован для садоводства администрацией района было принято решение не предоставлять данный земельный участок в аренду и издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Вологодской области и Администрации <данные изъяты> Вологодского муниципального района в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом. От Управления Росреестра по Вологодской области имеется отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Допрошенный в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ свидетель С. суду пояснил, что рядом с прудом у него расположен также земельный участок, на участке есть жилой дом, баня, сарай. Шорохова С.Ю. является его соседкой, у нее земельный участок находится метров 20-30 от пруда. Пруд копали в ручную его родители, в настоящее время в пруду берут воду для питья, а Е. приезжает и моет в этом пруду машину. Е. является соседом, приехал в ДД.ММ.ГГГГ и живет на участке, со слов знает, что у него участок в собственности. У его сестры есть земельный участок рядом. На земельных участках у Е. и его сестры есть свои пруды. П. он никогда не видел на земельном участке.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Вологодского муниципального района обратилась Шорохова С.Ю. с заявление о предоставлении сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номер №, площадью 2200 кв.м., по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – для ведения садоводства.
Администрацией Вологодского муниципального района было опубликовано сообщение в газете «М» от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме заявлений от граждан, желающих приобрести данный земельный участок в месячный срок со дня опубликования сообщения.
В связи с чем, постановлением Администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка Шороховой С.Ю. на кадастровом плане территории» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося на землях населенных пунктов, расположенного: <адрес>, в северной части кадастрового квартала №, ориентировочной площадью 2200 кв.м., с разрешенным использованием – для ведения садоводства.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Постановлением Администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Шороховой С.Ю. в аренду сроком на 10 десять был предоставлен земельный участок площадью 2200 кв.м., с кадастровым номером №, находящийся на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено: <адрес>, для ведения садоводства.
Постановлением Администрации Вологодского муниципального района № ДД.ММ.ГГГГ № постановления Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № признаны утратившими силу.
Суд считает данное постановление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно письма Администрации <данные изъяты> Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № на земельном участке предоставленном в аренду Шороховой С.Ю. расположены тополя. Деревьям более 50 лет, находятся в хорошем состоянии. Участок Шороховой С.Ю. перекрывает Е. доступ к общественному пруду.
В соответствии со ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Согласно ст. 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения: о бассейновых округах; о речных бассейнах; о водохозяйственных участках; о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях; о водохозяйственных системах; об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования; о решениях о предоставлении водных объектов в пользование; о договорах водопользования; об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.
Каких-либо документов о том, что пруд, расположенный рядом с земельным участком Шороховой С.Ю. является объектом общего пользования суду не предоставлено, а также документов о том, что данный пруд включен в государственный водный реестр.
Сведения, указанные в письме Администрации <данные изъяты> Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № опровергаются показаниями допрошенного в судебного заседании свидетеля Н., из которых следует, что данный пруд копали в ручную его родители, люди берут воду из него для питья, а их сосед Е. моет в нем машину. Оснований не доверять указанным показаниям у суда не имеется.
Кроме того, согласно представленным кадастровым планам от ДД.ММ.ГГГГ № и № в собственности Е. находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м. и в постоянно бессрочном пользовании – земельный участок с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м., то есть расположен рядом со спорным участком. Права Е. ничем и никем не нарушены.
Согласно ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов. В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков.
Согласно межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ каких-либо водных объектов на спорном участке Шороховой С.Ю. не имеется, а на схеме геодезических построений данные объекты не указаны.
При таких обстоятельствах, оснований для признания постановлений Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № утратившими силу не имеется, они вынесены в соответствии с земельным законодательством РФ.
При таких обстоятельствах по делу суд полагает, что исковые требования Шороховой С.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать постановление Администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу постановлений администрации Вологодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №» недействительным.
Взыскать с Администрации Вологодского муниципального района в пользу Шороховой С.Ю. расходы по уплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Кяргиева
Мотивированное решение изготовлено 06.09.2010 года.