Дело № 2-7604/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 08 | » | сентября | 2010г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой И.М.,
при секретаре Куликовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Вологды в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Вологды об обязании строительства полигона твердых бытовых отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Вологды в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, мотивируя тем, что в прокуратуру г.Вологды поступило обращение Ж. В ходе проведенной проверки установлено, что в северо-восточной части г.Вологды в районе <адрес> на заболоченной местности размещен полигон твердых бытовых отходов. Рекомендуемый срок эксплуатации полигона превышен и составляет более 40 лет. Участок, выбранный для строительства полигона, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. Проектная документация к строительству полигона не сохранилась, в связи с чем не определена максимальная нагрузка накопления отходов на единицу площади полигона. Вышеуказанные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес> приводит к загрязнению окружающей среды и создает угрозу безопасности жизни и здоровью человека, что недопустимо. Просит обязать Администрацию г.Вологды прекратить использование полигона твердых бытовых отходов в районе <адрес>; осуществить строительство нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора г.Вологды Кузьмин С.К. исковые требования уточнил, просил также установить срок строительства нового полигона до ДД.ММ.ГГГГ. Уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Пояснил, что в обоснование своих доводов представлены факты нарушений СанПиН. Во всех актах проверок с ДД.ММ.ГГГГ были выявлены нарушения, которые влекут нарушения прав граждан и причиняют вред окружающей среде. Установленные нарушения в рабочем порядке не были устранены, о чем свидетельствует привлечение к административной ответственности. Кроме того, в соответствии с Инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ данный полигон не должен эксплуатироваться, поскольку находится в черте города.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Замшева И.Е. с исковыми требованиями не согласилась. Считает, что истцом не представлено доказательств того, что полигон невозможно использовать, заявленный срок строительства является нереальным. Пояснила, что работа на полигоне проводится на основании лицензии и в соответствии с техническим регламентом, полигон может эксплуатироваться и в дальнейшем. В соответствии с действующим законодательством закрытие полигона возможно только при наличии проектов. Проектная документация полигона не сохранилась, поэтому невозможно определить его максимальную нагрузку. Владельцем земли, на котором находится полигон, является Администрация г.Вологды, ЗАО «Э.» ведет эксплуатацию полигона в соответствии с законом. Финансирование строительства нового полигона за счет средств Администрации г.Вологды невозможно, поскольку Администрация ищет инвесторов. Не отрицала, что необходимо строительство нового полигона, но Администрация г.Вологды не имеет для этого финансовой возможности.
В судебном заседании представитель третьего лица ЗАО «Э.» Попов И.М. – полномочия по должности пояснил, что данная организация обслуживает полигон на 10га земли. В настоящее время запланировано строительство нового полигона в современных условиях, который будет находиться в 26 км от города, эксплуатация будет рассчитана на 50 лет. Проект нового полигона находится <адрес>, наряду с полигоном спроектирована мусорно-сортировочная перегрузочная станция, проводятся встречи с представителями зарубежных стран по видам переработок. Стоимость нового полигона с твердым покрытием составляет 250 млн. рублей. Проект полигона получат только в ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ новый полигон не открыть. Считает, что использование полигона на <адрес> возможно. Закрытие полигона в настоящее время может привести к экологической катастрофе.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области по доверенности Шадрина С.Ю. исковые требования поддержала, считает, что строительство нового полигона необходимо, но в реальные сроки. Представленные документы свидетельствуют о том, что нарушения постоянно повторялись. В предыдущем судебном заседании пояснила, что полигон эксплуатируется с ДД.ММ.ГГГГ без какого-либо проекта, документации. Именно Администрация г.Вологды должна решать из каких средств она будет строить новый полигон.
Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Инструкцией Министерства строительства РФ от 02.11.1996 года по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, данным полигоном является комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующей распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Согласно п. 1.2 вышеуказанной Инструкции полигоны размещаются за пределами городов и других населенных пунктов. Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона – 500 м.
Согласно договору о предоставлении в аренду земельного участка в черте города № Администрация г.Вологды предоставила земельный участок площадью 247311 кв.м. по <адрес> для эксплуатации и обслуживания территории городской свалки. Несмотря на то, что договор заключен на срок действия концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов и нетоксичных отходов в урочище <адрес>, который расторгнут соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды был зарегистрирован в Управлении Росреестра по Вологодской области и до настоящего времени действует.
В соответствии с лицензией № № от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Э.» осуществляет деятельность на территории г.Вологды по сбору, транспортировке и захоронению отходов.
Установлено, что полигон твердых бытовых отходов размещен в северо-восточной части г.Вологды в районе <адрес>, его площадь составляет 24,7 га. Срок эксплуатации полигона - более 45 лет. Проектная документация по строительству полигона не сохранилась, в связи с этим не определена максимальная нагрузка отходов на единицу площади полигона. Выбранный участок для устройства полигона не имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В ходе проверок, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области, при обследовании полигона твердых бытовых отходов неоднократно выявлялись нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с выявленными нарушениями, ЗАО «Э.» привлекалось к административной ответственности.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Вологды на публичных слушаниях проведено обсуждение строительства полигона и откорректированного проекта на строительство полигона твердых бытовых отходов в урочище <адрес>. В настоящее время проект находится на экспертизе в Управлении государственной экологической экспертизы и администрирования платежей Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (<адрес>). Департамент городского хозяйства и Департамент имущественных отношений Администрации г.Вологды осуществляют подготовку документации для проведения конкурса на заключение нового концессионного соглашения в отношении полигона твердых бытовых отходов урочище <адрес>. В соответствии с его условиями первая очередь полигона должна быть введена в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, после чего городская свалка, расположенная по адресу: <адрес>, может быть выведена из эксплуатации, а земельный участок рекультивирован.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: <адрес>, в настоящее время, приводит к загрязнению окружающей среды и создает угрозу безопасности жизни и здоровью человека, что недопустимо, суд считает возможным исковые требования прокурора г.Вологды удовлетворить частично, установив срок строительства нового полигона твердых бытовых отходов до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Обязать Администрацию г.Вологды осуществить строительство нового полигона твердых бытовых отходов, отвечающего санитарно-эпидемиологическим требованиям законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно и после осуществления строительства полигона твердых бытовых отходов прекратить использование полигона твердых бытовых отходов в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья: И.М.Леонова
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2010 года.