Решение по делу № 2-8234/2010



Дело № 2-8234/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

28

»

сентября

2010г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Мельниковой,

при секретаре И.П. Селяниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Вологды в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования Вологодской области, Управлению образования Администрации г. Вологды, муниципальному образовательному учреждению «К» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Вологды обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту образования Вологодской области, Управлению образования Администрации г. Вологды, МОУ «К» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов, мотивируя тем, что Прокуратурой г.Вологды проведена проверка с привлечением специалиста Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов (колясочников) к объектам социальной инфраструктуры. Проведенной проверкой установлено, что вход в здание МОУ «К», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, лестницы здания учреждения не оборудованы подъемниками, обеспечивающими доступ детей-инвалидов к общеобразовательной школе и ее кабинетам, чем нарушены их права. Здание школы двухэтажное, построено в ДД.ММ.ГГГГ. Образовательный процесс в школе осуществляется в кабинетах первого и второго этажей здания. В настоящее время финансирование у образовательного учреждения на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа отсутствует. На протяжении многих лет образовательные услуги оказываются детям- инвалидам, в основном, на дому, а при желании детей-инвалидов посещать занятия непосредственного в школе- собственными силами(на руках). С ДД.ММ.ГГГГ посещать занятия в школе будут 6 детей- инвалидов(колясочников). Обязанность обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социального назначения установлена п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ. В соответствии с п.10.1 Устава, утвержденного постановлением Главы города Вологды от 11.04.2008 №1864, деятельность школы финансируется учредителем-Администрацией г. Вологды за счет субвенций из бюджета Вологодской области в соответствии с действующим законодательством. Просит обязать Департамент образования Вологодской области, Управление образования Администрации г. Вологды выделить денежные средства для оборудование входа в здание МОУ «К» пандусом и оборудования лестниц здания школы 6 подъемниками для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов, обязать МОУ «К» оборудовать вход в здание школы пандусом и лестницы здания – подъемниками.

В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Пальваль А.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Администрации г. Вологды по доверенности Шадрунова Т.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать, представила письменные пояснения, согласно которым порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется Правительством области. Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных настоящим законом области, на другие цели.

Представитель ответчика Департамента образования Вологодской области по доверенности Вишнякова Н.И. суду пояснила, что объем субвенций муниципальному образованию из областного бюджета для выполнения передаваемых государственных полномочий по содержанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за время их пребывания в соответствующем муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на текущий финансовый год рассчитывается с учетом количества детей, исходя из нормативов, утвержденных Законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1719-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» (с последующими изменениями). Норматив определен указанным законом в сумме 14727 рублей в год. Указанный норматив в последние 2 года (в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) не индексировался. В указанный норматив входят все текущие расходы, кроме оплаты труда и капитальных расходов. В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 02 декабря 2008 года № 2323 «О мероприятиях по оптимизации расходов областного бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы были сокращены на содержание специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не менее чем на 10 % (на оплату труда и текущее содержание). В ДД.ММ.ГГГГ потребность г. Вологды на содержание специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составила 29731,8 тыс. рублей. В настоящее время (на ДД.ММ.ГГГГ) утверждены предельные объемы бюджетных ассигнований в размере 23485, 6 тыс. рублей, что составляет 78,9 % от потребности (без учета капитальных ремонтов и оборудования). Средства на капитальные ремонты и оборудование специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в бюджете области по данной субвенции не предусмотрены. В рамках долгосрочной целевой программы «Безбарьерная среда» на 2010-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 26 марта 2010 года № 334 в сфере образования предусмотрено переоборудование 28 общеобразовательных школ (по 1 в муниципальном образовании) и 5 центров психолого-медико-социального сопровождения (установка пандусов, перил, переоборудование классных помещений и т.д.), приобретение специальных автобусов для подвоза детей-инвалидов в образовательные учреждения, в том числе в 2010-2011 году 2 специализированных автобусов для организации доставки детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в образовательные учреждения города Вологды. Автобусы будут переданы в Управление образования Администрации города Вологды для решения вопроса об их использовании, в том числе для подвоза детей-инвалидов в муниципальное образовательное учреждение «К». Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно подпункту 1 и 2 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое, обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита. Просила учесть данные разъяснения при вынесении решения.

Представитель ответчика МОУ «К» на основании прав по должности Корытцева Н.Б. суду пояснила, что в школе обучаются 115 человек, из них 60 детей - инвалидов, в этом году к ним поступило 6 детей-колясочников. Установка пандуса не является основным (единственным) вопросом, чтобы обучать данных детей, они должны быть доставлены в школу специализированным транспортом, все они живут в разных районах. Нужен специальный транспорт для детей-инвалидов, которого не имеется. ДД.ММ.ГГГГ сами родители привезли в школу детей, уехать они смогли только с нескольких попыток, поскольку таксисты не находили школу. Помимо этого (установки подъемников, пандусов) дети должны находиться в специально оборудованных кабинетах, должны быть пересмотрены нормативные документы по штатному расписанию по обучению таких детей. Кабинеты должны быть оборудованы специальными приспособлениями, чтобы дети сидели не в коляске, необходимы верктикаллизаторы для укрепления мышц, чтобы они смогли стоя заниматься. В соответствии с постановлением Правительства ВО все дети выведены на индивидуальное обучение. В настоящее время у них нет специальных приспособлений, нет людей, которые могли бы работать только с этими детьми, полный день без сопровождения они не могут находиться. Вопрос о приобретении пандуса и подъемника является преждевременным.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Прокуратурой г.Вологды проведена проверка с привлечением специалиста Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов (колясочников) к объектам социальной инфраструктуры. Проведенной проверкой установлено, что вход в здание МОУ «К», расположенного по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, лестницы здания учреждения не оборудованы подъемниками, обеспечивающими доступ детей-инвалидов к общеобразовательной школе и ее кабинетам, чем нарушены их права. По результатам проведенной проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Корытцевой Н.Б. было дано объяснение, согласно которому она подтвердила факты, установленные проведенной проверкой.

Согласно п. 6.2 ч. 1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст.2, 6 Закона Вологодской области от 17.12.2007 г. № 1718-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда и социальной защиты населения области» финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию области. Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется Правительством области. Органам местного самоуправления запрещается использование финансовых средств, полученных на осуществление отдельных государственных полномочий, предусмотренных настоящим законом области, на другие цели.

Согласно пп. 2.2.12. Положения о Департаменте образования Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства области от 20 октября 2009 года № 1586 (с последующими изменениями), к полномочиям Департамента образования области относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных перечень которых утверждается Правительством Российской).

Согласно статье 2 Закона Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» (с последующими изменениями) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по содержанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за время их пребывания в соответствующем муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: организация предоставления общего образования, финансирование расходов на оплату коммунальных услуг, текущее содержание и капитальный ремонт зданий (сооружений), приобретение мебели и мягкого инвентаря, оборудования, оплату услуг бытового обслуживания. Объем субвенций муниципальному образованию из областного бюджета для выполнения передаваемых государственных полномочий по содержанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за время их пребывания в соответствующем муниципальном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на текущий финансовый год рассчитывается с учетом количества детей, исходя из нормативов, утвержденных Законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1719-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» (с последующими изменениями).

В соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 02 декабря 2008 года № 2323 «О мероприятиях по оптимизации расходов областного бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» расходы были сокращены на содержание специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не менее чем на 10 % (на оплату труда и текущее содержание).

На основании изложенного, исковые требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Департаменту образования Вологодской области, Управлению образования Администрации г. Вологды об обязании выделить денежные средства для оборудования входа в здание МОУ «К» пандусом и оборудования лестниц здания школы 6 подъемниками для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов не подлежат удовлетворению, поскольку действующим законодательством предусматривается специальный порядок выделения денежных средств на данные цели.

Статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 22.07.1993 года № 5487-1 граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается, в том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощью. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия инвалидам для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям.

Обязанность обеспечения инвалидам беспрепятственного доступа к объектам социального назначения установлена п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 и 2 пункта 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое, обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита.

На основании вышеизложенного, исковые требования Прокурора г. Вологды в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «К» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Прокурора г. Вологды в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «К» оборудовать вход в здание школы пандусом и лестницы здания шестью подъемниками.

В иске к Департаменту образования Вологодской области, Управлению образования Администрации г. Вологды отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Л.Н. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 01.10.2010