Решение по делу № 2-9085/2010



Дело № 2-9085/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

25

»

октября

2010г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Мельниковой,

при секретаре И.П. Селяниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,

у с т а н о в и л:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры поступило коллективное обращение жителей <адрес>. Согласно коллективной жалобе граждан на территории бывшей <данные изъяты> школы неустановленные лица произвели самовольный захват земли: возведены сооружения – дома, гаражи, забор, ограничен доступ граждан к водному объекту, т.е. имеют место нарушения земельного законодательства. ДД.ММ.ГГГГ Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой обращение направлено в адрес Управления Росреестра по ВО для разрешения по существу в пределах компетенции. Указанное обращение было оставлено без рассмотрения и возвращено письмом в адрес Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, в котором указано, что оснований для проведения внеплановой проверки в данном случае не имеется, так как в жалобе нет достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений земельного законодательства: отсутствуют сведения о лицах, осуществивших строительство, собственниках строений, местах их жительства. Считая бездействие Управления Росреестра по ВО по рассмотрению коллективного обращения граждан незаконным в части нарушения прав граждан на своевременное, полное, объективное рассмотрение их обращения, прокурор внес в адрес руководителя Управления представление об устранении нарушений закона с требованием повторного решения вопроса о рассмотрении жалобы. В удовлетворении представления было отказано. Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура считает данную позицию Управления Росреестра по ВО не соответствующей требованиям действующего федерального законодательства. Управлением Росреестра по ВО действий по рассмотрению обращения, выезду на место правонарушения, получению информации и документов в администрации муниципального района, администрации сельского поселения о предоставлении кому-либо указанного в обращении земельного участка, отнесении его к той или иной категории земли, виде разрешенного использования, о кадастровом номере не запрошено. При отказе Управления Росреестра по ВО в рассмотрении обращения гражданина фактически сбор сведений и информации о правонарушителях неправомерно возлагается на гражданина (граждан). В результате неправомерного бездействия Управления Росреестра имеет место нарушение права гражданина (граждан) на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрения обращения; по принятию мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Просит суд признать бездействие Управления Росреестра по ВО по рассмотрению коллективного обращения жителей <адрес> незаконным. Обязать Управление Росреестра по ВО принять к рассмотрению коллективное обращение жителей <адрес> и обеспечить его объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение.

В судебном заседании заместитель Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагин А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по доверенности Максимова Л.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, суду пояснила, что, направляя для разрешения данной жалобы по существу, заявитель просит сообщить о результатах проведения проверки. Проверка Управлением может быть проведена в рамках осуществления функции по государственному земельному контролю. Государственный земельный контроль, в силу п. 1 ст. 71 Земельного кодекса РФ, осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Исполнение функции по государственному земельному контролю реализовывается в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю. Управление осуществляет контроль за соблюдением, в том числе выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения главного государственного инспектора субъектов РФ, города, района и его заместителя. Такое распоряжение о проведении проверки выносится при подготовке к проведению проверки (пункт 39 Административного регламента). В силу пункта 41 Административного регламента в распоряжении о проведении проверки в обязательном порядке указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, в отношении которых проводится проверка. Из содержания указанных выше норм следует, что жалоба о нарушении земельного законодательства должна содержать сведения о наличии признаков такого нарушения, в том числе о лицах, которые, по мнению заявителей, допустили указанные нарушения. В коллективной жалобе жителей <адрес> отсутствуют сведения о лицах, которыми допущены нарушения земельного законодательства. Дополнительная информация в Управление Росреестра по Вологодской области не направлялась. Считает, что проведение внеплановой проверки, а соответственно и возбуждение дела об административном правонарушении на основании жалобы, в которой отсутствует информация о лице, допустившем, по мнению заявителей, нарушение земельного законодательства, невозможно. Таким образом, действия сотрудников Управления Росреестра по ВО соответствуют требованиям законодательства. Коллективное обращение граждан поступило. Проверка Управлением может быть проведена в рамках осуществления функции по государственному земельному контролю. Речь идет о самовольном захвате земли. Обращение граждан рассмотрено в рамках полномочий. Если выездная внеплановая проверка проводится в отношении юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в соответствии с п.16 ст.10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, о проведении такой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры поступило коллективное обращение жителей <адрес>, в котором указано, что на территории бывшей <данные изъяты> школы неизвестные лица произвели постройку деревянных сооружений (дома, гаражи, забор и т.д.) вплоть по уреза реки Суда, в результате чего жители <адрес> не имеют возможности пользоваться водоемом, являющимся местом общего пользования. Ранее жители поселка использовали данное место как зону отдыха (на этом месте был деревенский пляж). Из-за построенного забора не имеется прохода и проезда к воде в пожарных целях, как было ранее предусмотрено. При постройке новых сооружений был снесен единственный громоотвод поселка. На этой территории находится трансформаторный электрощит. Указанными лицами произведен самозахват земель общего пользования.

ДД.ММ.ГГГГ Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой обращение направлено в адрес Управления Росреестра по ВО для разрешения по существу в пределах компетенции.

Указанное обращение было оставлено без рассмотрения и возвращено письмом № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, в котором указано, что оснований для проведения внеплановой проверки в данном случае не имеется, поскольку в жалобе нет достаточных данных, указывающих на наличие признаков нарушений земельного законодательства: отсутствуют сведения о лицах, осуществивших строительство, собственниках строений, местах их жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес руководителя Управления Росреестра по Вологодской области было направлено представление об устранении нарушений закон. По данному представлению в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области была проведена служебная проверка, по результатам которой было дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому действия сотрудников Управления Росреестра по ВО соответствуют требованиям законодательства, основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности отсутствуют.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления лично, путем направления индивидуальных или коллективных обращений гарантировано ст. 33 Конституции РФ, ст. 2 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Таким образом, федеральное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к обращению гражданина (граждан), которые в рассматриваемом случае соблюдены.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Суд приходит к выводу, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области ненадлежащим образом была рассмотрена коллективная жалоба жителей <адрес>, к обращению граждан были предъявлены дополнительные, не предусмотренные действующим законодательством требования, а именно, сведения о правонарушителях, не был совершен выезд на место правонарушения, не была получена информация и документы в администрации муниципального района, администрации сельского поселения. Сбор сведений о правонарушителях был неправомерно возложен на граждан, подавших коллективную жалобу.

При таких установленных обстоятельствах по делу требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области по рассмотрению коллективного обращения жителей <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области принять к рассмотрению коллективное обращение жителей <адрес> и обеспечить его объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Л.Н. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2010