Решение по делу № 2-9693/2010



Дело № 2-9693/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вологда

«

22

»

ноября

2010 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Леоновой И.М.,

при секретаре Куликовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казарина Ю.В. к муниципальному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания г.Вологды», Управлению труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области, Управлению Федерального казначейства по Вологодской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и взыскании задолженности,

установил:

Истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что ему, как участнику ликвидаций последствий катастрофы на <данные изъяты>, назначена к выплате ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров. В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ (в ред. ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) с действующим в то время законодательства РФ, денежные компенсации, предусмотренные указанным законом подлежали индексации, за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно, с учетом величины минимального размера оплаты труда (МРОТ), указанных в ст. 1 ФЗ от 19.06.00г. № 82 «О минимальном размере оплаты труда» с применением К (коэффициента) роста МРОТ с 01.07.00 года равного 1.581 (132:83, 48), а с 01.01.01 г. с учетом К равного 1.515 (200:132). Поскольку, согласно п.22 ст. 14 Закона (в ред. ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), компенсация выплачивалась ему в размере 166 руб. 98 коп., то с учетом вышеизложенного, размер выплат должен был составить с 01.07.00 г. 263 руб. 20 коп., а с 01.01.01. - 398 руб. 75 коп. Но органы социальной защиты, сославшись на то, что денежные компенсации предусмотрены законом являются социальными выплатами, фактически проиндексировали компенсацию с 01.01.01 г. исходя из базовой суммы 100 руб., установленной ст. 4 ФЗ от 19.06.00 г № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 3 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ с применением К 1, 198 (100:83,49) и с 01.01.01 г.» Компенсация была установлена ему в размере 200 руб. (166,98*1.198). Именно поэтому последующие компенсации, которые производили в судебном порядке, были проведены без учета предыдущей компенсации исходя из роста МРОТ.

Исходя из уровня инфляции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.05 г. № 292 и от 25.04.06 г. № 246, с 01.01.05 г. в 1,1 раза и с 01.01.06 г. в 1,085 раза. После вступления в законную силу решения, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие <данные изъяты>, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, поэтому индексация сумм возмещения вреда, которая была фактически проведена исходя из базовой суммы, установленной ст. 4 ФЗ от 19.06.00г. «О МРОТ» и ст. 3 ФЗ от 07.08.00 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ», является незаконной. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона (в ред. ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ) и действующим законодательством РФ суммы возмещения вреда подлежали индексации с учетом величины МРОТ указанных в ст. 1 ФЗ от 19.06.00 г. № 82-ФЗ «О МРОТ» с применением К роста МРОТ с 01.07.00 г. равного 1,58. а с 01.01.01 г. с учетом К равного 1,515 и суды вправе производить такую индексацию.

Полагает, что разъяснения, содержащиеся в п. 5 указанного Постановления, в полной мере распространяются на порядок индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. включительно, поскольку доказано, что денежные компенсации чернобыльцам, не являются каким-либо обязательными социальными выплатами, а согласно разъяснения, содержащегося в п. 8 Постановления, все выплаты, предусмотренные базовым Законом, как ежемесячные суммы возмещения вреда так и иные ежемесячные выплаты ежегодно входят в объем возмещения вреда причиненного здоровью вследствие катастрофы на <данные изъяты>, кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона (в ред. ФЗ от 24.11.95 г. № 179-ФЗ), на которую ссылается Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 своего постановления производилась индексация за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. не только сумм возмещения вреда, а всех компенсаций и выплат, предусмотренных Законом.

Таким образом, компенсации, размер которой на 01.07.00 г. составляет 200 руб. индексируются за период с 01.07.00 г. до 01.01.01 г. включительно, исходя из роста МРОТ с 01.07.00 г. с применением К - 1,5, с 01.01.01 г. с применением К равного 1,515. Порядок индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ включительно, установлен ранее абзацем вторым резолютивной части решения Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, а именно исходя из роста величины прожиточного минимума по Вологодской области. Поскольку индексация компенсаций за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время установлена вступившими в силу решениями судов от ДД.ММ.ГГГГ, то согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ он не должен вновь доказывать установленные ранее обстоятельства и эти обстоятельства по индексации компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не подлежит оспариванию при рассмотрении дела, в котором участвуют те же лица. Размер компенсации с учетов всех выше перечисленных индексаций на сегодняшний день составляет - 1400 руб. 81 коп. Ему же в настоящее время УФК по ВО ежемесячно перечисляет компенсацию в размере 394 руб. 83 коп., то есть меньше. Задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 96000 рублей 01 копейку.

Просит обязать Управление труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области при составлении списков на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежемесячно назначить Казарину Ю.В., начиная, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1166 руб. 02 коп. с последующей ежегодной индексацией предусмотренной законом. Взыскивать ежемесячно с Министерства Финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Казарина Ю.В., начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1166 руб. 02 коп. с последующей ежегодной индексацией предусмотренной законом. Взыскать единовременно с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Казарина Ю.В. задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации продовольственных товаров за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 96 000 руб. 01 коп.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Козлова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Пояснила, что основывают свои требования на практике суда.

В судебном заседании представитель ответчика Управления труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области по доверенности Умницын И.В. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Считает, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

В судебном заседании представитель ответчиков Управления Федерального казначейства по Вологодской области и Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области по доверенности Быстрова В.А. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Считает, что на данный момент отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца об индексации на коэффициенты МРОТ компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемой гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>, которая является мерой социальной поддержки.

В судебное заседание представитель ответчика МУ «Комплексный центр социального обслуживания г.Вологды» не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента труда и социального развития Вологодской области не явился, представлен письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Казарин Ю.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> и состоит на учете в Управлении труда и социального развития по муниципальному образованию «Город Вологда» Вологодской области с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>» Казарину Ю.В. производится выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 394 рубля 83 копейки (с учетом индексации). Данный размер установлен Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024 с 01.01.2010 года.

В статье 3 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>» предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на <данные изъяты>, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Понятие социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты> дано в статье 4 указанного закона.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты> - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим Постановлением от 05.04.2005г. № 7 предоставил право судам общей юрисдикции производить индексацию исходя из роста МРОТ только ежемесячной суммы возмещения вреда. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров таковой выплатой не является.

Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации были также только нормы, регулирующие выплаты ежемесячных сумм возмещения вреда. Порядок индексации иных пособий и выплат, в том числе ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, Конституционным Судом Российской Федерации не рассматривался.

Пункт 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. №11-П исчерпывающе определил, что суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения об индексации гражданам, пострадавшим вследствие <данные изъяты>, только соответствующих сумм возмещения вреда.

Статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других социальных выплат, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона, производится в размерах, действующих на 30.06.2000г., а с 01.01.2001г. - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Пунктом 3 статьи 4 данного закона внесены изменения в пункт 22 статьи 14 и в статью 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>», в соответствии с которыми размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров для инвалидов был установлен в твердой сумме 300 рублей.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.3 Постановления от 19.06.2002 №11-П отметил, что при определении размеров иных денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда чернобыльцам, законодатель вправе был взять за основу их исчисления любую базовую сумму (в том числе 100 руб.), но не ниже ранее установленной расчетной суммы (83 руб. 49 коп.), сохранив прежний коэффициент ее повышения (кратность).

Положения статьи 3 и пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации (п.2 резолютивной части).

Таким образом, Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>» четко разграничил понятия «возмещение вреда» и «меры социальной поддержки», и определил, что выплата компенсации за продтовары относится не к суммам возмещения вреда, а непосредственно к мерам социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 (в редакции Постановления Пленума от 5 апреля 2005 г. N 7) суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49), а с 01 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).

На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Казарина Ю.В. не имеется.

Руководствуясь Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на <данные изъяты>», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Казарину Ю.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья: И.М. Леонова

Мотивированное решение изготовлено 23.11.2010 года.