Дело № 2-10175/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Вологда 08 декабря 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой И.М.,
при секретаре Куликовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анискина Ю.Н. к Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики» о постановке в очередь на получение жилого помещения и включении в списки на получение жилищного сертификата,
установил:
Истец обратился в суд с иском, мотивируя тем, что до ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вологодском институте права и экономики Минюста России в должности <данные изъяты>, откуда был уволен согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № по сокращению штатов. На момент увольнения его выслуга в календарном исчислении составляла 16 лет 10 месяцев, а в льготном - 20 лет и 06 дней. В силу статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ, учет граждан, работающих на предприятиях и в учреждениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту службы. Он неоднократно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обращался с соответствующим рапортом на имя начальника Вологодского института права и экономики, однако ход его рапортам не давался. После ДД.ММ.ГГГГ всем офицерам на совещании было объявлено, что их рапорты будут направлены в Администрацию города Вологды, где они будут поставлены на учет. Когда после увольнения он обратился в Администрацию, ему заявили, что на него никаких документов из института не передавалось. Другого жилья в собственности он не имеет. Считает, что в силу Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 года», он имеет права на получение государственного жилищного сертификата как лицо, уволенное со службы по сокращению штатов и имеющее выслугу более 10 лет в календарном исчислении. Действия руководства Вологодского института права и экономики, отказывавшего в постановке на очередь, нарушают его права, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Просит обязать жилищную комиссию ФГОУ ВПО «Вологодский институт права и экономики» поставить его в очередь на получение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, а Администрацию города Вологды - включить его в списки на получение жилищного сертификата как сотрудника <данные изъяты>, уволенного со службы по сокращению штатов
В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству Герасимов В.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, просили поставить истца на учет с момента подачи рапорта – с ДД.ММ.ГГГГ. Истец пояснил, что в течение 3 лет обращался за предоставлением жилищного сертификата, собирал документы, но ему было отказано. Фактически заявление в Администрацию г.Вологды он не подавал. Представитель истца пояснил, что имело место негласная команда не регистрировать заявление истца. Анискин имел право на получение сертификата, и поэтому он не мог не воспользоваться своим правом. Обращение Анискина подтверждается показаниями свидетеля.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Попов А.А. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что в соответствии законодательством невозможно поставить на учет с ДД.ММ.ГГГГ, так как списки формируются за год и изменения в них не вносятся.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации г.Вологды по доверенности Моисеева А.А. с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв.
Суд, заслушав мнение сторон, свидетеля К., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Анискин Ю.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вологодском институте права и экономики ФСИН России. За время прохождения службы субсидия на строительство или приобретение жилья из федерального бюджета ему не выдавалась.
После увольнения, в ДД.ММ.ГГГГ Анискин Ю.Н. обратился с заявлением на имя начальника ВИПЭ ФСИН России П. с просьбой поставить его в очередь в соответствии с ФЗ № 1054 от 06.09.1998 года и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, обеспечив ему возможность получения жилищного сертификата.
Данное заявление Анискина Ю.Н. было рассмотрено жилищно-бытовой комиссий ВИПЭ ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении его просьбы было отказано, ввиду того, что в соответствии с ЖК РФ с ДД.ММ.ГГГГ в органах и учреждениях УИС постановка граждан на жилищный учет прекращена и осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства. В настоящее время ФСИН России осуществляет выдачу жилищных сертификатов сотрудникам и пенсионерам, вставшим на жилищный учет по месту службы до ДД.ММ.ГГГГ, а в период до указанной даты Анискиным Ю.Н. заявления о постановке на жилищный учет не подавалось. Данным ответом истцу разъяснялись положения п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, а также то, что по вопросу постановки на жилищный учет ему необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства, которыми, в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий будет решаться данный вопрос.
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Анискин Ю.Н. обратился в ВИПЭ ФСИН России с заявлением о выдаче ему льготного удостоверения для получения жилья по месту регистрации, в соответствии с ФЗ № 1054 от 06.09.1998 года и Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153.
Заявление Анискина Ю.Н. было рассмотрено на заседании жилищно-бытовой комиссии института (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №), по результатам рассмотрения истцу был направлен ответ с разъяснением требований Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а так же военнослужащих и сотрудников противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в соответствии с которыми получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных условиях предоставляется в соответствии с ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и сотрудники уголовно-исполнительной системы субъектами правоприменения в данном случае не являются. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение, которое является документом строгой отчетности и органами УИС не выдается. Требования вышеуказанного федерального распространяются только на военнослужащих и граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В настоящее время нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы получения сотрудниками уголовно-исполнительной системы жилых помещений или улучшения жилищных условий на льготных условиях отсутствует. Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявления Анискину Ю.Н. было отказано.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более имеют право на участие в подпрограмме (п. 5а Правил).
Участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 Правил, и изъявившие такое желание (п. 6 Правил).
Сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы (п. 9 Правил).
Выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. «а» и «б» п. 5 Правил осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляют выдачу сертификатов только гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «г», «е» - «з» пункта 5 Правил (п. 18 Правил).
Согласно п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищиых условий заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по установленной форме.
Органы местного самоуправления осуществляют учет граждан по месту жительства, признанных в установленном порядке нуждающимися и малоимущими (ст. 49, 51 ЖК РФ). Постановка на учет военнослужащих по избранному месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ действующим законодательством для органов местного самоуправления не предусмотрена.
В судебном заседании установлено, что каких-либо письменных заявлений от Анискина Ю.Н. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в секретариат ВИПЭ ФСИН России на рассмотрение жилищно-бытовой комиссии института до ДД.ММ.ГГГГ (до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и в дальнейшем, в период прохождения службы в институте, не поступало, учетное дело не формировалось. Соответственно, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий он поставлен не был. Доказательств обратного суду не представлено. Допрошенный в судебном заседании свидетель К. пояснил лишь то, что составлял с истцом подобное заявление, вместе относили заявление в секретариат института, однако, заявление было возвращено, в связи с отсутствием необходимых документов. Письменных доказательств, подтверждающих данные доводы, суду не представлено.
Кроме того, подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» заканчивает свое действие в текущем году, информации о продлении действия подпрограммы в последующие годы не имеется, списки граждан, претендующих на получение жилищного сертификата в ДД.ММ.ГГГГ, не составляются.
При таких обстоятельствах дела, правовых оснований для удовлетворения требований Анискина Ю.Н. не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Анискину Ю.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья: И.М. Леонова
Мотивированное решение изготовлено 10.12.2010 года.