Дело № 2-8293/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Вологда 30 августа 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах Егоровой А. В., к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения, установил: Великоустюгский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения Егоровой А.В., в обоснование которого указал, что Егорова А.В. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий она состоит с 14.02.2001 года. по договору социального найма жилое помещение ей не предоставлялось, в собственности жилья не имеет. Обучение в образовательных учреждениях Егоровой А.В. завершено. Таким образом она имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать ответчика в срок не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Егоровой А.В. Вне очереди жилое помещение на территории <данные изъяты> муниципального района Вологодской области не ниже установленных норм и отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам. В судебном заседании представитель Великоустюгской межрайонной прокуратуры и Егорова А.В. не присутствовали, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель третьего лица Администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание также не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, в котором третье лицо считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как закрепленного жилого помещения и на праве собственности Егорова А.В. не имеет. Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебном заседании не присутствовал, представлено заявление о рассмотрении дела без представителя ответчика и отзыв на исковое заявление, в котором в связи с тем, что ранее жилые помещения за Егоровой А.В. не закреплялись, решение вопроса о внеочередном предоставлении жилого помещения оставлено на усмотрение суда. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49 ЖК РФ). Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ). Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). По смыслу положений статей 49, 52, 57 ЖК РФ, статей 1 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не только дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), но и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения указанного возраста, своевременно не обеспеченные вне очереди жилым помещением, имеют право на реализацию внеочередного получения благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста, поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, и не получившего вне очереди жилого помещения, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение вне очереди. В Вологодской области вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, регулируется законами области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» и от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», а также Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанных категорий граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на получение жилого помещения, на 2011 - 2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 04.10.2010 № 1136. Статьей 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма вне очереди и на получение жилищных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств областного бюджета в случаях и порядке, установленных законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». Согласно части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» к категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы: а) в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности; б) в случае, если имеющееся закрепленное жилое помещение или жилое помещение, принадлежащее им на праве собственности, при вселении лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы; в) в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания; г) в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара, стихийного бедствия; д) в случае, если при вселении в закрепленное за ними жилое помещение они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными в отношении их родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения; е) в случае, если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось под опекой (попечительством) в семье, в том числе в приемной семье, а также в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет. В соответствии с законом Вологодской области от 02.02.2011 № 2463-ОЗ действие подпунктов «б-е» пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 № 1471-ОЗ с 15.02.2011 года до 1 января 2012 года приостановлено. Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен круг лиц, на которых в пределах предоставленных полномочий возложено управление и распоряжение жилищным фондом области. В частности пунктом 1.4.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденного указанным постановлением, предусмотрено, что решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством, принимает Департамент развития муниципальных образований области. Как установлено судом и следует из материалов дела, Егорова А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения Егорова А.В. не имеет, проживала по месту жительства опекуна Д. в <адрес>, там же проживает и в настоящее время, что установлено из справки о семейно-имущественном положении от 29.12.2010 года. 14.02.2001 года решением жилищной комиссии Администрации города <данные изъяты> Вологодской области она принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из справки <данные изъяты> филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» следует, что приватизированной квартиры и недвижимого имущества по <адрес> по состоянию на 11.01.2011 года за Егоровой А.В. не регистрировалось. Договоры социального найма жилых помещений с Егоровой А.В. также не заключались, что следует из справки Администрации городского поселения <данные изъяты> <данные изъяты> муниципального района Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области уведомило об отсутствии сведений о правах Егоровой А.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества. Учитывая, что Егорова А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепленного за ней и в собственности жилого помещения не имеет; право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма не реализовала, стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд считает, что Егорова А.В. имеет право на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения с учетом жилищных и санитарных норм по договору социального найма по месту своего проживания общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При таких обстоятельствах по делу исковые требования прокурора Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах Егоровой А. В., подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Великоустюгского межрайонного прокурора, действующего в интересах Егоровой А. В. удовлетворить. Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Егоровой А. В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в <данные изъяты> муниципальном районе Вологодской области, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим законодательством за счет средств областного бюджета. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 02.09.2011 года.