Решение по делу № 2-11409/2011



Дело № 2-11409/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 25 ноября 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Е.Е.,

при секретаре Ростопша Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе директора государственного учреждения культуры «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» к ГУ МЧС России по Вологодской области Отделу надзорной деятельности по г. Вологде об отмене предписания

у с т а н о в и л:

Представитель государственного учреждения культуры «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» - директор Буханцева Т.Н. обратилась в суд с жалобой, мотивируя тем, что с 16 сентября 2011 года по 19 сентября 2011 года инспекторами отдела надзорной деятельности по г. Вологде М., В. проведена проверка в отношении бюджетного учреждения культуры Вологодской области «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», расположенного по адресам: <адрес> и оформлены документы: протокол об административном правонарушении от 16.09.2011г., акт проверки от 19.09.2011г., предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 19.09.2011 г. С последним документом администрация БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» не согласна по следующим основаниям.

Здание БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», находящееся по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия, поэтому участок эвакуационного пути протяженностью 2 м выполнить в нужных параметрах не представляется возможным. Согласно п. 3,4 ст. 52 Федерального закона № 73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объект культурного наследия используется с условием обеспечения неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта. В декабре 2009 года были проведены работы по расширению участка до 0,75м (был 0,6м), удалена сгораемая отделка, дверь запасного выхода перенесена на прямой путь эвакуации, что позволяет при наступлении чрезвычайных обстоятельств беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком, т.е. выполняется п. 6.16 «Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком» СНиП 21-01-97.

Другого варианта и возможности расширения участка эвакуационного пути до большего размера при имеющихся обстоятельствах у библиотеки нет.

Встроенно-пристроенные помещения филиала библиотеки по адресу: <адрес> размещаются на первом этаже девятиэтажного жилого дома. Изначально там не был предусмотрен эвакуационный выход. В 2010 году выполнен проект и строительство эвакуационного выхода с лестницей третьего типа. Эвакуационный выход переоборудован из оконного проема помещения Абонемент, согласно проекту ООО ВОП «Б». Проектная организация ООО ВОП «Б» объясняет в письме от 03.10.2011 г. о возможности открывания дверей вовнутрь, т.к. эвакуационный выход ведет на лестницу третьего типа - п. 6.17 СНиП 21-01-97.

Во исполнении правил Противопожарной безопасности, норм Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предписаний ОГПН на объектах <адрес> в период с 2006 года по сентябрь 2011 года выполнены следующие мероприятия:

1.                         В июне-сентябре 2006 года демонтированы глухие решетки на окнах здания и выполнены в распашном варианте в здании <адрес>;

2.                         В июле 2007 года выполнен проект наружной открытой лестницы 3-го тип со второго этажа здания <адрес>;

3.                       В сентябре 2007 года выполнены работы по монтажу наружной открытой лестница 3-го типа со второго этажа здания <адрес>;

4.                       В августе 2008 года выполнены работы по огнезащитной обработке деревянных конструкций чердака здания по адресу <адрес> (гарантия сохранения огнезащиты - 10 лет);

5.                       В июле 2009 года ликвидирована сгораемая отделка стен на путях эвакуации (общий коридор) на объекте <адрес>;

6.                       В декабре 2009 года расширен участок пути эвакуации и дверь эвакуационного выхода перенесена на прямой путь эвакуации в здании <адрес>;

7.                        В июле 2010 года выполнено строительство эвакуационного выхода из помещений <адрес>;

8.                       Регулярно выполняются замеры сопротивления изоляции электрической проводки объектов (мероприятие выполнено в июле 2010 г.);

9.                       В августе 2011 года обновлены планы эвакуации на обоих объектах;

10.                    В сентябре 2011 года эвакуационный выход обеспечен световым табло <адрес>;

11.                     В июне 2011 года ликвидирована сгораемая отделка стен в помещении отдела Абонемент и потолка на путях эвакуации в филиале по <адрес>;

12.                     В июле 2011 года приобретены новые огнетушители для обоих объектов.

В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования по пожарной безопасности БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» соблюдены: помещения обоих объектов оборудованы охранно-пожарной сигнализацией с сигналом оповещения о пожаре и сдаются на пульт ОВО; регулярно производится техническое обслуживание и планово-предупредительные ремонты охранно-пожарной сигнализации; оба объекта оснащены планами эвакуации при пожаре; с персоналом проводятся противопожарные тренировки и инструктажи; один раз в квартал проводятся испытания конструкций чердака на возгорание; на обоих объектах имеются первичные средства пожаротушения - огнетушители; в библиотеке не проводятся массовые мероприятия с пребыванием более 50 человек; из здания <адрес>, имеются три выхода (два на первом этаже, один выход на втором этаже из читального зала); все окна помещений <адрес> оснащены распашными решетками; из встроено-пристроенных помещений библиотеки по <адрес> имеются два выхода - один эвакуационный, все окна оборудованы распашными решетками; на дверях эвакуационного выхода (объект <адрес>) прикреплен указатель «Открывать на себя»; в помещении отдела Абонемент не проходят массовые мероприятия, количество одновременного пребывания людей в отделе не бывает более десяти человек (объект <адрес>). Просит суд Предписание ГУ МЧС России по Вологодской области Отделу надзорной деятельности по г. Вологде от 19 сентября 2011 года отменить.

Представитель заявителя Буханцева Т.Н. в судебном заседании заявление поддержала, пояснила, что расширить дверной проем в библиотеке на <адрес> до требуемых норм по пожарной безопасности не представляется возможным. По предписанию все что могли, выполнили. Библиотека на <адрес> – это выявленный объект культурного наследия. На сайте Департамента культуры выложены все памятники культурного наследия, в том числе, и это здание. В библиотеке на <адрес> наружная лестница является лестницей 3-го типа, поэтому двери при выходе на эту лестницу из помещения могут открываться во внутрь. Этот эвакуационный выход переоборудован из оконного проема помещения библиотеки, расположенного на первом этаже здания. По данной лестнице посетители не ходят, для этого у них имеется основная лестница у центрального входа. Они не обращались с заявлением в ГУ МЧС России по Вологодской области Отделу надзорной деятельности по г. Вологде для разработки специальных правил пожарной безопасности и их согласования с органами государственного пожарного надзора.

Представитель заявителя Сверчкова Н.М. в судебном заседании пояснила, что в библиотеке на <адрес> расширили дверной проем на 15 см, перенесли путь эвакуации.

Представитель заинтересованного лица М. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что она занимается объектом на <адрес>. Эвакуационный выход в виде наружной лестницы не относится к лестнице 3-го типа, поскольку в соответствии со СНиПом 21-01-97 к лестницам 3-го типа относятся те, которые расположены выше первого этажа, а в библиотеке на <адрес> такая эвакуационная лестница, то есть эвакуационный выход переоборудован из оконного проема на первом этаже. Экспертный совет собирается по заявлению, на котором рассматриваются вопросы по разработке специальных правил противопожарной безопасности. С таким заявлением представители библиотеки к ним не обращались. Считает выданное предписание законным, просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме и пояснил, что он занимается объектом на <адрес>. Предписания выставлялись и ранее, но были исполнены частично. Проблема по этому зданию с эвакуационным выходом существует давно, но ее все равно надо решать.

Суд, заслушав объяснения сторон и обсудив доводы заявления, приходит к следующему.

С 16 сентября 2011 года по 19 сентября 2011 года инспекторами отдела надзорной деятельности по г. Вологде Вологде ГУ МЧС России по Вологодской области М., В. проведена проверка в отношении ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», расположенного по адресам: <адрес>.

19.09.2011г. по результатам проведенной проверки в отношении ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», инспекторами отдела надзорной деятельности по г. Вологде ГУ МЧС России по Вологодской области М. и В. вынесено предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, согласно которому на ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова» возложена обязанность в срок до 15.09.2012 г. в здании библиотеки на <адрес> дверь эвакуационного выхода выполнить по ходу движения из здания в соответствии с п.52 ППБ 01-03, а в здании библиотеки на <адрес> ширину и высоту эвакуационного пути выполнить в соответствии с требованиями п. 6.27 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. № 18-7 (в ред. от 03.1999г., 19.07.2002г.) (далее - СНиПа 21-01-97) и п.3 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313 (далее - ППБ 01-03).

Не согласившись с указанным предписанием, представитель государственного учреждения культуры «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» - директор Буханцева Т.Н. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное предписание.

Суд не может согласиться с позицией заявителя по следующим основаниям.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) установлено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст.2 Закона № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Организация пожарной безопасности, является одним из видов общественной безопасности. Согласно ст.37 Закона № 69-ФЗ организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В силу ч.1 ст.38 Закона № 69-ФЗ собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Данные лица в силу п.10 ППБ 01-03 должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ч.3 ст. 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.3 ППБ 01-03 наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в здании ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», расположенном по адресу: <адрес> эвакуационный выход переоборудован из оконного проема помещения библиотеки, расположенного на первом этаже здания, двери которого при выходе на улицу открываются вовнутрь.

В соответствии с п. 52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Пунктом 6.17 СНиП 21-01-97 установлено, что не нормируется направление открывания дверей для выхода на площадки лестниц 3-го типа. Вместе с тем, доводы представителя Буханцевой Т.Н. о том, что в библиотеке на <адрес> наружная лестница является лестницей 3-го типа, поэтому двери при выходе на эту лестницу из помещения могут открываться вовнутрь, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с п. 6.9 СНиП 21-01-97 выходы являются эвакуационными, если они ведут: а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе), через коридор и лестничную клетку; б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу третьего типа и т.д.. Таким образом, эвакуационные выходы, расположенные на первом этаже не относятся к лестницам третьего типа, а эвакуационный выход в библиотеке на <адрес> расположен именно на первом этаже.

В здании ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», расположенном по адресу: <адрес> ширина и высота эвакуационного выхода на участке эвакуационного пути протяженностью 2м выполнена не в соответствии с требованиями п. 3 ППБ 01-03 и п. 6.27 СНиП 21-01-97, согласно которым высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:1,2м – для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 человек, из помещений других классов функциональной пожарной опасности – более 50 человек; 0,7м – для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0м – во всех остальных случаях.

Доводы, представителя заявителя Буханцевой Т.Н. о том, что здание БУК ВО «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова», находящееся по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия, поэтому участок эвакуационного пути протяженностью 2м выполнить в нужных параметрах не представляется возможным в силу п. 3,4 ст. 52 Федерального закона № 73 от 25.06.2002г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в соответствии с которым объект культурного наследия используется с условием обеспечения неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, а также то, что были проведены работы по расширению участка до 0,75м (был 0,6м), удалена сгораемая отделка, дверь запасного выхода перенесена на прямой путь эвакуации, что позволяет при наступлении чрезвычайных обстоятельств беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком, т.е. выполняется п. 6.16 «Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком» СНиП 21-01-97, а другого варианта и возможности расширения участка эвакуационного пути до большего размера при имеющихся обстоятельствах у библиотеки нет, являются несостоятельными, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь за собой негативные последствия в виде причинения вреда имуществу и жизни лиц, посещающих здание библиотеки по адресу: <адрес> и лиц, находящихся на рабочем месте, в случае возникновения пожароопасной ситуации. Кроме того, здание библиотеки открыто для посетителей и имеют историко-культурное значение, а выявленное нарушение требований пожарной безопасности препятствует своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, находящихся в зоне возможного действия пожара, кроме того, в случае возникновения пожара уничтожению может быть подвержен и сам исторический памятник. Выполнение предписания надзорного органа является в силу Закона обязательным.

В соответствии с п. 5 ППБ 01-03, для особо сложных и уникальных зданий должны разрабатываться специальные правила противопожарной безопасности, отражающие специфику их эксплуатации и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора. В судебном заседании установлено, что директор ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова» с заявлением в надзорный отдел ГУ МЧС России по Вологодской области не обращалась.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание № 761 от 19.09.2011г. по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности,, выданное инспекторами отдела надзорной деятельности по г. Вологде ГУ МЧС России по Вологодской области М. и В. в отношении ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В. Ф. Тендрякова», вынесено законно и обоснованно.

При таких обстоятельствах по делу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы представителя ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова» - директора Буханцевой Т.Н., и полагает в ее удовлетворении отказать.

Поскольку заявителем при подаче жалобы не оплачена государственная пошлина в соответствии с налоговым законодательством РФ в размере 200 руб., то 200 руб. подлежат взысканию с ГУК «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь Конституций РФ, ФЗ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03, ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования государственного учреждения культуры «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» к ГУ МЧС России по Вологодской области Отделу надзорной деятельности по г. Вологде об отмене предписания , отказать.

Взыскать с государственного учреждения культуры «Вологодская областная юношеская библиотека имени В.Ф. Тендрякова» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.Е. Бахарева

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2011 года.