Дело № 2 –8691/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 27 | » | октября | 2010 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Парфенюк О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барашкова А.Б. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Барашков А.Б. обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя требования тем, что он, являясь сиротой, находился на попечении своей бабушки П. в связи со смертью его родителей на основании Постановления Главы Администрации <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Данным Постановлением за ним было закреплено право пользования жилой площадью 41 кв.м двухкомнатной квартиры <адрес> и был выдан ордер на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ. В этой квартире зарегистрированы истец Барашков А.Б. и его сын, К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается справкой МУП «Ж» от ДД.ММ.ГГГГ. Другого жилья истец не имеет. Жена истца, М., брак с которой был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, имеет регистрацию по месту жительства матери, жилья в собственности не имеет.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщили, что на основании постановления главы администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий за №, то есть в список семей, проживающих в ветхих не надлежащих ремонту домах, в связи с признанием жилого дома <адрес> непригодным для проживания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он находится на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий за №.
Просил суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Барашкову А.Б. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма общей площадью 41 кв.м., не менее имеющегося ранее согласно ордеру. Взыскать с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в пользу Барашкова А.Б. расходы по оказанию юридических услуг в размере 5000 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Оличев В.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель истца пояснил о том, что истец полагал, что состоит в очереди на предоставление жилья как сирота.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала о том, что истцом не представлено суду документов, подтверждающих, что он состоит на учете или когда-либо состоял на учете в качестве нуждающегося как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец не может быть поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшееся без попечения родителей, так как его возраст превышает установленный (до 23 лет) и составляет 29 лет. Следовательно, правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Требование истца о предоставлении жилого помещения с учетом размера жилой площади, закрепленной за ним, является безосновательным, так как закрепленный за истцом жилой дом является ветхим и не подлежащим ремонту. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, которая составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на человека. Сумма расходов на оплату услуг представителя является завышенной, документов по оплате услуг представителя не представлено. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – Администрации <данные изъяты> муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Решение по делу оставляет на усмотрение суда, представил письменные возражения.
Суд, заслушав объяснения истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Истец просит суд на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ обязать Департамент развития муниципальных образований области предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Барашков А.Б. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца И. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Барашковым А.Б. была установлена опека. Указанным постановлением за Барашковым А.Б. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В судебном заседании установлено, что в настоящее время истец зарегистрирован в данном жилом помещении. Постановлением Главы Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Барашков А.Б. включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список семей, проживающих в ветхих, не подлежащих ремонту домах. Из представленных суду документов усматривается, что иного жилого помещения истец не имеет.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и предметам совместного ведения относится социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании жилищных отношений в Вологодской области» жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет согласно сформированным органами местного самоуправления области спискам, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ст. 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. При этом, претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе, в том числе, если при вселении в закрепленное жилое помещение уровень обеспеченности вселяемого общей площадью жилого помещения будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы.
Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст. 5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 указанного закона вне очереди жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа; б) при прекращении опеки (попечительства); в) по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях: по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по окончании воспитания в приемной семье; при прекращении опеки (попечительства); по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 15 июля 2005 года № 2032 «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области регламентирован Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области».
П. 2.2. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда области социального использования предоставляются гражданам, указанным в статье 3 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п. 1.4.1 предусмотрено, что Департамент развития муниципальных образований области принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.
Согласно п. п.3 Положения Департамент развития муниципальных образований области ежегодно направляет сведения о необходимых финансовых средствах на приобретение жилых помещений в Департамент финансов области для формирования проекта закона области об областном бюджете.
В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
Как следует материалов дела, в том числе ответа Администрации <данные изъяты> на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ №, истец состоит в списках граждан, проживающих в ветхих, не подлежащих ремонту домах с ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> признан непригодным для проживания.
В список граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Барашков А.Б. не включен.
В связи с тем, что истец не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оснований для внеочередного предоставления жилого помещения Барашкову А.Б. в соответствии с п.2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не имеется.
При таких обстоятельствах по делу, суд считает исковые требования Барашкова А.Б. о внеочередном предоставлении жилого помещения не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает возможным разъяснить истцу его право обратиться в суд с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> муниципального района Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ как лицо, жилое помещение которого признано в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
В связи с тем, что исковые требования Барашкова А.Б. о предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются необоснованными, оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов по оплате юридических услуг и расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области», Законом Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований о внеочередном предоставлении жилого помещения и требований о взыскании судебных расходов Барашкову А.Б. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Парфенюк
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2010 года.