Дело № 2-10303/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда «23» ноября 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Леоновой И.М.,
при секретаре Куликовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Маковеева Н.И. на неправомерные действия должностного лица,
у с т а н о в и л:
Маковеев Н.И. обратился в суд с жалобой, мотивируя тем, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ совершил в отношении него неправомерное действие - предоставил Департаменту земельных отношений Вологодской области информацию, не соответствующую действительности, в результате чего возникло препятствие осуществлению им права собственности на землю, а именно: Департаментом земельных отношений ВО оставлено без рассмотрения его заявление о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1397 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на котором находится жилой дом, собственником которого он является.
Предоставленная ответчиком информация Департаменту земельных отношений не соответствует действительности по следующим основаниям.
В тексте Постановления Совмина РСФСР от 30.08.1960 №1327, ни в приложениях к нему нет никаких картографических материалов (даже схемы), на основании которых можно было бы утверждать, что участок находится в пределах территории городища. Постановление определяет статус этого памятника археологии, но не устанавливает ни границ собственно территории городища, ни границ зон его охраны. В настоящее время границы территорий объектов культурного наследия и границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, установлены Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 №2087 (в редакции Постановления Правительства области от 30.04.2010 №500). Согласно этому Постановлению Участок расположен в зоне регулирования застройки 1А категории И-2, а также в зоне охраняемого культурного слоя А-2, о чем в своем письме («заключении») сообщает сам ответчик. Следовательно, участок не находится в пределах территории какого-либо объекта культурного наследия (индекс зоны Р-1); более того, участок не является даже частью какой-либо охранной зоны объекта культурного наследия (индекс зоны Р-2). В соответствии с п.1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ ограничение прав на недвижимые вещи, в том числе на арендуемые земельные участки, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Никогда ни в каких документах никаких ограничений (обременений) на использование участка по целевому назначению государственными органами зарегистрировано не было. Очевидно, что если бы участок был расположен в пределах территории городища (памятника археологии, объекта культурного наследия федерального значения), то такие ограничения прав (обременения) были бы государственными органами зарегистрированы. Следовательно, утверждение ответчика о том, что участок расположен в границах территории городища, не основано на законе.
Просит суд признать не соответствующей действительности предоставленную ответчиком Департаменту земельных отношений ВО информацию о том, что участок расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.
В судебном заседании заявитель Маковеев Н.И. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в Постановлении Совета Министров не указано, что памятник находится на участке культурного наследия. В Постановлении отсутствует какая-либо картографическая схема. М. должен представить письменные доказательства, подтверждающие переданную им информацию. Считает переданную информацию ошибочной. В соответствии с Постановлением № 2087 участок находится за пределами участка культурного наследия, кроме того, он не относится к какой-либо зоне охранного значения. Никаких ограничений, обременений на участок не было зарегистрировано. Его участок находится на зоне охраняемого культурного слоя.
В судебное заседание заинтересованное лицо М. – заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
В судебном заседании представители заинтересованного лица Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области по доверенностям Исакова О.Н. и Русанов Д.Н. пояснили, что в оспариваемом ответе делается ссылка на Постановление Правительства № 2087 и Постановление Совета Министров № 1327 от 1960 года. В ответе даются только ссылки на нормативные акты. Таким образом, заявителем оспариваются не действия М., а информация, изложенная в двух нормативных актах. На основании ст. 64 Закона 73-ФЗ, все памятники, которые были приняты в государственную охрану, являются памятниками культурного наследия. «Городище» принято в памятники культурного наследия, данный факт не оспорен. В паспорте памятника установлены все его границы. Постановление 1960 года не отменено, границы земельных участков не изменились. Должен быть проведен весь комплекс археологических работ, чтобы земельный участок исключить из числа памятников. Департамент культуры был включен в число органов, с которыми согласуется предоставление земельных участков, ранее земельные участки предоставлялись незаконно. Только орган государственной власти может решать вопросы наложения или снятия обременений.
Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Маковеев Н.И. является собственников жилого дома по адресу: <адрес>. Земельный участок, площадью 1397 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен Маковееву Н.И. на праве аренды.
Распоряжением Департамента земельных отношений Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № Маковееву Н.И. отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.
Решением Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Маковееву Н.И. отказано в удовлетворении заявления о признании указанного распоряжения незаконным. Решение суда обжаловано, оставлено без изменения, вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области М. в адрес заместителя начальника Департамента земельных отношений Вологодской области Ч. направлено сообщение следующего содержания: земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1397 кв.м. по <адрес>, на территории муниципального образования «Город Вологда» в соответствии с границами зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ, утвержденных Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 года № 2087 (в ред. От 30.04.2010 года № 500) расположен в зоне регулирования застройки 1А категории – И-2, в зоне охраняемого культурного слоя А-2. Кроме того, указанный земельный участок находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – памятника археологии «Вологодское городище – место основания города Вологды, XII-XV в.в.», принятого под государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников истории и культуры в РСФСР», и относится к такой особой категории, как земли историко-культурного назначения. В соответствии с п.п. 2 и 5 ст. 27 ЗК РФ территории занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте, в частную собственность не предоставляются, за исключением случае прямо предусмотренных федеральным законодательством.
Заявитель оспаривает вышеизложенную информацию, содержащуюся в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ, а именно то, что земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия федерального значения.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд считает, что оспариваемая заявителем информация, переданная М., занимающим на ДД.ММ.ГГГГ должность и.о.начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области заместителю начальника Департамента земельных отношений Вологодской области Ч., не является несоответствующей действительности, как указывает заявитель, по следующим основаниям.
Судом установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится на территории объекта культурного наследия федерального значения – памятника археологии «Вологодское городище – место основания города Вологды, ХII-ХV в.в.», стоящего под государственной охраной на основании Постановления Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 года. Указанное Постановление является действующим и в настоящее время.
Из Постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2009 года № 2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1397 кв.м., расположен на территории муниципального образования «Город Вологда», по адресу: <адрес>, в соответствии с границами зон охраны объектов культурного наследия, в зоне регулирования застройки 1-А категории - И-2, в зоне охраняемого культурного слоя А-2.
В судебном заседании заявитель пояснил, что вышеуказанные постановления он не оспаривает.
На указанном земельном участке проводились археологические исследования, что подтверждается схемой Комитета историко-культурного наследия Вологодской области и не оспаривалось заявителем в судебном заседании.
Согласно ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию. В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты.
В силу положений ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане – собственники зданий, строений, сооружений. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
Исходя из вышеприведенных норм закона, в силу прямого указания закона, территории, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте, в частную собственность не предоставляются, за исключением случаев прямо предусмотренных федеральным законодательством. Аналогичный вывод содержится и в оспариваемой заявителем информации, основанной на действующем законодательстве.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ограничен в обороте, а оспариваемая заявителем информация основана на действующем законодательстве и является достоверной.
При таких обстоятельствах, суд считает жалобу Маковеева Н.И. не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении жалобы Маковееву Н.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья И.М. Леонова
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2010 года.