Заочное решение по делу № 2-490/2011



Дело № 2-490/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

19

»

января

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Парфенюк О.В.

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Светлакова А.Е. к Администрации города Вологды, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении государственного жилищного сертификата,

установил:

Светлаков А.Е. обратился в суд с иском, мотивируя требования тем, что в соответствии с решением Вологодского городского суда от 11 декабря 2009 года и постановлением Администрации г.Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № он принят на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ. Жилищный сертификат не предоставлен, так как истец не предоставил обязательство о сдаче (или безвозмездном отчуждении) своей комнаты в коммунальной квартире. Истец указывает о том, что комнату он подарил дочери - Н.

Просил суд обязать Администрацию г.Вологды выдать ему на руки сертификат или однокомнатную квартиру в г.Вологде в строящемся доме за счет средств Министерства обороны.

В дальнейшем истец требования уточнил, о чем представил письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил суд обязать Администрацию г.Вологды выдать ему на руки жилищный сертификат для получения жилья.

В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Борисов А.М. требования уточнили. Просили суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области организовать выдачу истцу государственного жилищного сертификата на состав семьи из одного человека. Обязать Администрацию города Вологды вручить истцу государственный жилищный сертификат на состав семьи из одного человека.

Представитель ответчика Администрации г.Вологды в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представитель ответчика Администрации г.Вологды исковые требования не признала. Полагала, что у истца отсутствуют основания для предоставления государственного жилищного сертификата.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил возражения на исковое заявление, в которых указал о том, что оформление договора дарения следует расценивать как намеренные действия в целях получения сертификата на приобретение жилья, а также в целях формального подтверждения исключительного случая освобождения от представления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения. Полагает, что оформив договор дарения, Светлаков А.Е. не утратил право проживания и пользования данным жилым помещением.

Суд, заслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Светлаков А.Е., являясь военнослужащим, проходил службу в Вооруженных Силах РФ.

В соответствии с решением Вологодского городского суда от 11 декабря 2009 года постановлением Администрации г.Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Светлаков А.Е. принят на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №).

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В соответствии с ч. 14 ст. 15 указанного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы... и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в которой федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, в случае признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) по избранному постоянному месту жительства, а также при наличии установленных законом выслуги лет и основания увольнения военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Согласно п. 30 Правил граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, или им и членам их семей на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в том случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с п.п. «ж» п. 44 Правил для получения государственного жилищного сертификата гражданин - участник подпрограммы должен представить обязательство о сдаче занимаемого им жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания.

Таким образом, получение государственного жилищного сертификата и приобретение с его использованием нового жилого помещения обусловлено сдачей государству имеющегося у гражданина - участника подпрограммы жилого помещения.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений Администрации г. Вологды сообщил истцу об отсутствии оснований для выдачи государственного жилищного сертификата со ссылкой на п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 в связи с непредставлением для получения сертификата обязательства о сдаче (или о безвозмездном отчуждении) жилого помещения или справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы.

В судебном заседании установлено, что истец является одиноко проживающим гражданином. П. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере 33 кв. м для одиноко проживающего гражданина.

Представитель Администрации г.Вологды в обоснование возражений на исковое заявление ссылается на п. 16.2 указанных правил, в соответствии с которым в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах «а» - «ж» пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте «в» пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Суд полагает, что п. 16.2 Правил не может быть применен в отношении истца, так как принадлежащее ему жилое помещение было отчуждено до того, как истец стал участником указанной подпрограммы.

В судебном заседании установлено, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ истец подарил дочери (Н.) принадлежащую ему на праве собственности комнату общей площадью 18,4 кв.м. в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец обратился в Администрацию г.Вологды ДД.ММ.ГГГГ, то есть после заключения договора дарения комнаты. Ранее занимаемая истцом однокомнатная квартира <адрес> сдана им квартирным органам Министерства обороны СССР, что подтверждается справкой нач. КЭЧ Новгородского района от ДД.ММ.ГГГГ №.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае подлежит применению пп. «а» п.16.1 Правил, согласно которому норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания.

В настоящее время истец зарегистрирован в принадлежащей его дочери комнате по адресу: <адрес>. Истец не является членом семьи своей дочери, так как Н. является совершеннолетней и проживает отдельно от истца в квартире по адресу: <адрес>, что подтверждается соответствующим лицевым счетом, объяснениями истца и представителем Администрации г.Вологды в судебном заседании не оспаривалось. Следовательно, истец не сохранил право на проживание в комнате, которая была им отчуждена.

Исходя из п. 4 постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 года №3-П регистрация, заменившая институт прописки, не может служить основанием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на жилище. Факт регистрации истца в принадлежащей его дочери комнате по адресу: <адрес> не создает каких-либо прав истца на указанную комнату.

Таким образом, требование о предоставлении обязательства о сдаче (или о безвозмездном отчуждении) жилого помещения или справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы является незаконным.

Согласно п.40 Правил государственный заказчик подпрограммы на основании представленных органами исполнительной власти выписок из реестров выданных сертификатов формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов.

Согласно п.42 Правил вручение сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляется органами местного самоуправления или подразделениями в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти. Факт получения сертификата гражданином - участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета выданных сертификатов.

Пункт 2 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Постановлением Правительства области от 13 марта 2009 года № 460 предусматривает, что функции органа исполнительной государственной власти области, обеспечивающего выдачу сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, осуществляются Департаментом развития муниципальных образований области в соответствии с полномочиями, установленными Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства области от 23 декабря 2008 года № 2498 (с последующими изменениями).

При таких обстоятельствах по делу, суд полагает возможным уточненные исковые требования удовлетворить.

Руководствуясь ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, ст. ст. 254, 256, 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области организовать выдачу Светлакову А.Е. государственного жилищного сертификата на состав семьи из одного человека.

Обязать Администрацию города Вологды вручить Светлакову А.Е. государственный жилищный сертификат на состав семьи из одного человека.

Стороны вправе обжаловать заочное решение в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене заочного решения суда.

Ответчики, не присутствовавшие в судебном заседании, вправе подать в Вологодский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии решения.

Судья О.В. Парфенюк

Мотивированное заочное решение изготовлено 21.01.2011 года.