Дело № 2 –9007/2010
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 18 | » | ноября | 2010 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Парфенюк О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Чагодощенского района Вологодской области, действующего в интересах Козлова А.В., к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Чагодощенского района Вологодской области, действующий в интересах Козлова А.В., обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя требования следующими обстоятельствами. Козлов А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Л. ДД.ММ.ГГГГ умерла. Решением Чагодощенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ у В. дети были отобраны на основании ст. 64 КоБС РСФСР. Козлов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в МОУ <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении.
На основании постановления администрации Чагодощенского района от ДД.ММ.ГГГГ за Козловым А.В. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был снесен как непригодный для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в льготный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Козлов А.В. в настоящее время окончил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилым помещением не обеспечен, имеет временную регистрацию по адресу МОУ <данные изъяты>.
Просил суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области приобрести и предоставить Козлову А.В. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии социальной нормой площади.
В судебном заседании представитель Прокуратуры г.Вологды Соколова Е.А. исковые требования поддержала.
Истец Козлов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал о том, что, учитывая, что закрепленный за Козловым А.В. жилой дом, распложенный по адресу: <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ снесен, как непригодный для проживания, то решение вопроса о предоставлении Козлову А.В. жилого помещения оставляет на усмотрение суда, при условии предоставления им документов, подтверждающих отсутствие у него в собственности жилого помещения. Кроме того, требование о предоставлении Козлову А.В. благоустроенного жилого помещения является несостоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление благоустроенного жилого помещения.
Суд, заслушав объяснения представителя Прокуратуры г.Вологды, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Козлов А.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Л. ДД.ММ.ГГГГ умерла. Решением Чагодощенского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ у отца истца - В. дети были отобраны на основании ст. 64 КоБС РСФСР. Козлов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в МОУ <данные изъяты> и находился на полном государственном обеспечении.
На основании постановления администрации Чагодощенского района от ДД.ММ.ГГГГ за Козловым А.В. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был снесен как непригодный для проживания. ДД.ММ.ГГГГ Козлов А.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в льготный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается соответствующей справкой Администрации МО <данные изъяты>.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, при прекращении опеки (попечительства).
Статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и предметам совместного ведения относится социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным Постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина.
Согласно ч.1 ст. 6 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании жилищных отношений в Вологодской области» жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет согласно сформированным органами местного самоуправления области спискам, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В ст. 3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма.
Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст. 5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 6 указанного закона вне очереди жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма предоставляются состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: а) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа; б) при прекращении опеки (попечительства); в) по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона области от 29 декабря 2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях: по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания; по окончании воспитания в приемной семье; при прекращении опеки (попечительства); по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с Постановлением Главы г. Вологды от 15 июля 2005 года № 2032 «Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и размера нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере не более 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует материалов дела, Козлов А.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма, и в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пригодного для проживания жилого помещения для проживания Козлов А.В. не имеет. Ответами на судебные запросы из Управления Росреестра по Вологодской области, ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», ГП ВО «Череповецтехинвентаризация» подтверждается тот факт, что Козлов А.В. жилого помещения на праве собственности не имеет.
Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области регламентирован Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области».
П. 2.2. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года № 723, предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда области социального использования предоставляются гражданам, указанным в статье 3 закона области от 17 июля 2006 года № 1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п. 1.4.1 предусмотрено, что Департамент развития муниципальных образований области принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области.
В соответствии с Положением о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 23 декабря 2008 года № 2498, обеспечение реализации полномочий органов исполнительной государственной власти области в сфере жилищных отношений, а также осуществление полномочий по управлению и распоряжению жилищным фондом области возложено на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
При таких обстоятельствах по делу, суд считает исковые требования Прокурора Чагодощенского района, действующего в интересах Козлова А.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения подлежащими удовлетворению и полагает необходимым обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Козлову А.В. вне очереди жилое, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.
Оснований для предоставления именно благоустроенного жилого помещения Козлову А.В. не имеется, так как действующим законодательством не предусмотрено предоставление благоустроенного жилого помещения. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Руководствуясь Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года № 723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области», Законом Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.ст. 49, 57 ЖК РФ, ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Козлову А.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Парфенюк
Мотивированное решение изготовлено 23.11.2010 года.