Дело № 2-9063/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 03 | » | декабря | 2010 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Парфенюк О.В.
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вологодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Вологодского муниципального района о понуждении к устранению нарушений законодательства,
установил:
Прокурор Вологодского района обратился в суд с иском к Администрации Вологодского муниципального района о понуждении к устранению нарушений законодательства, мотивируя требования следующими обстоятельствами. В результате проверки, проведенной прокуратурой района по обращению жителей <адрес> о законности строительства полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> и соблюдения прав жителей при проведении личных слушаний по вопросу его строительства, установлено следующее. Требования санитарно-эпидемиологического законодательства (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) были нарушены на подготовительной стадии проектирования полигона твердых бытовых отходов и при принятии решения о месте размещения полигона. В нарушение действующего законодательства проект обоснованности размера санитарно-защитной зоны проектируемого полигона твердых бытовых отходов с оценкой риска здоровью населения на рассмотрение в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области не поступал.
В связи с отсутствием разработанного проекта расчетной санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов, расположенного вблизи <адрес>, опенка риска здоровью населения при эксплуатации стоящегося объекта неизвестна, а, следовательно, не представляется возможным спрогнозировать последствия воздействия данного объекта на окружающую природную среду (воздух, почву, воду), и на здоровье населения поселка, расположенного в непосредственной близости от полигона твердых бытовых отходов.
Также существенные нарушения прав жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду были допущены при проведении публичных слушаний по вопросу строительства полигона твердых бытовых отходов для <адрес>, которые состоялись 14 августа 2008 года на основании постановления Главы Вологодского муниципального района от 29 июля 2008 года № 1008.
Проверкой установлено, что порядок проведения публичных слушаний, утвержденный решением Комитета районного самоуправления Вологодскою муниципального района от 18 октября 2005 № 203 (ред. от 30.01.2008) со стороны должностных лиц, ответственных за их организацию, был нарушен. В частности, регистрация участников публичных слушаний не проводилась, открытого голосования и подсчета голосов участников слушаний не производилось. Резолютивная часть принятого решения не позволяет сделать однозначный вывод о согласии или о несогласии жителей <адрес> с местом размещения строительства полигона твердых бытовых отходов. Кроме того, итоги публичных слушаний по данному вопросу не были опубликованы в средствах массовой информации, что не позволило заинтересованным лицам своевременно оспорить их результаты.
Вышеуказанные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства и порядка проведения публичных слушаний по вопросу строительства полигона ТБО, повлекли нарушения конституционных прав граждан - жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, гарантированные ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Просил суд признать незаконными действия Администрации Вологодского муниципального района по размещению и строительству полигона твердых бытовых отходов в непосредственной близости от населенного пункта - <адрес>, обязать Администрацию Вологодского муниципального района прекратить строительство и дальнейшую эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> до устранения нарушений действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны данного объекта и согласовать его в установленном порядке.
В судебных заседаниях представители прокуратуры Вологодского района уточнили исковые требования. На момент принятия судом решения исковые требования, с учетом уточнений, следующие: признать незаконными действия Администрации Вологодского муниципального района на момент начала строительства полигона твердых бытовых отходов в непосредственной близости от населенного пункта – <адрес> в отсутствии согласованного в установленном законом порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны, обязать ответчика прекратить строительство полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> до получения заключения по проекту санитарно-защитной зоны указанного объекта в Федеральной службе Роспотребнадзора РФ, обязать ответчика согласовать проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в установленном законом порядке, получив санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно защитной зоны в Федеральной службе Роспотребнадзора РФ, обязать ответчика разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны указанного объекта и согласовать его в установленном порядке. Представитель Прокуратуры Вологодского района Коненкова С.В. в судебном заседании указанные исковые требования поддержала.
Представители ответчика Администрации Вологодского муниципального района по доверенностям Репина Ю.В. и Ненсберг И.Н. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву на исковое заявление. Полагали, что ответчиком при размещении и строительстве полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> не допущено нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, а также не нарушены права граждан на благоприятную окружающую среду и предоставление достоверной информации о ее состоянии. Порядок проведения публичных слушаний не был нарушен. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Вологодской области по доверенности Медведев И.Л. решение по делу оставил на усмотрение суда. Пояснил о том, что строительство полигона твердых бытовых отходов ответчиком не могло быть начато в отсутствие согласованного в установленном законодательством порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что вблизи <адрес> производится строительство полигона твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселении и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генералььых планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков иод строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные нормы и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Вышеуказанные требования санитарно-эпидемиологического законодательства были нарушены на подготовительной стадии проектирования полигона твердых бытовых отходов и при принятии решения о месте размещения полигона.
Так, санитарно-эпидемиологическим заключением на участок для проектирования полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> №, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодского области ДД.ММ.ГГГГ года, заявителю - МУП ЖКХ BMP «Ж» было предложено в составе проекта разработать проект санитарно-защитной зоны и согласовать его в установленном порядке.
Размер расчетной санитарно-защитной зоны определяется на основании расчетов рассеивания атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация), а также оценки риска здоровью населения, так как объект отнесен ко 2 классу опасности (п.п. 2.2, 3.1, 4.1, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 3.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а также с учетом незначительной площади проектируемого полигона (5,5 га) ориентировочная санитарно-защитная зона объекта принята размером 500 м, как для участка компостирования твердых бытовых отходов.
Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны по классификации должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2. СанПиН).
В соответствии с п. 2.3. СанПиН критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно- защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН).
В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены:
- размер и границы санитарно-защитной зоны;
- мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
- функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Согласно п. 4.2 вышеуказанного СанПиН установление, изменение размеров установленных санитарно-загцитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения;
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
В судебном заседании установлено, что строительство полигона твердых бытовых отходов в непосредственной близости от населенного пункта – <адрес> было начато в отсутствии согласованного в установленном законом порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны. Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны проектируемого участка компостирования твердых бытовых отходов для <адрес> был разработан и представлен в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Главы Вологодского района Гордеева А.В., Управление Роспотребнадзора по Вологодской области считает возможным согласиться с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ № по проекту обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны проектируемого участка компостирования твердых бытовых отходов для <адрес>, выданным ФГУЗ «Ц».
Однако, на основании санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25, Изменения № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 № 61, Изменений и дополнений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122) участки компостирования твердых бытовых отходов относятся к промышленным объектам II класса.
В соответствии с п. 4.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление расчетных размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны необходимо обратиться в Федеральную службу Роспотребнадзора РФ.
На момент рассмотрения дела в суде (03 декабря 2010 года) проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в установленном законом порядке не согласован, поскольку не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно защитной зоны в Федеральной службе Роспотребнадзора Российской Федерации.
Представитель Администрации Вологодского муниципального района в судебном заседании пояснила о том, что Администрация не обращалась в Федеральную службу Роспотребнадзора РФ по вопросу согласования проекта санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов, но намерена обратиться в указанный орган.
Таким образом, строительство полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в настоящее время осуществляется с нарушением действующего законодательства, поскольку проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в установленном законом порядке не согласован Федеральной службой Роспотребнадзора РФ.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что при проведении публичных слушаний по вопросу строительства полигона твердых бытовых отходов для <адрес>, которые состоялись 14 августа 2008 года на основании постановления Главы Вологодского муниципального района от 29 июля 2008 года № 1008, были допущены нарушения прав жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.
Порядок проведения публичных слушаний, утвержденный решением Комитета районного самоуправления Вологодскою муниципального района от 18 октября 2005 № 203 (ред. от 30.01.2008) со стороны должностных лиц, ответственных за их организацию, был нарушен. Так, регистрация участников публичных слушаний не проводилась, открытого голосования и подсчета голосов участников слушаний не производилось. Резолютивная часть принятого решения не позволяет сделать однозначный вывод о согласии или о несогласии жителей <адрес> с местом размещения строительства полигона твердых бытовых отходов.
Также Администрацией Вологодского муниципального района нарушены требования п. 2 ст. 13 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума.
Тот факт, что при проведении публичных слушаний по вопросу строительства полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес>, которые состоялись 14 августа 2008 года, были допущены нарушения, подтверждается и показаниями допрошенных судебном заседании свидетелей Т., П., З., оснований не доверять которым у суда не имеется. Фактически жители <адрес> возражали против строительства полигона твердых бытовых отходов в отсутствие положительного заключения по проекту санитарно защитной зоны в Федеральной службы Роспотребнадзора РФ.
При таких установленных обстоятельствах дела, суд полагает, что исковые требования Прокурора Вологодского муниципального района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.
Суд полагает необходимым признать незаконными действия Администрации Вологодского муниципального района на момент начала строительства полигона твердых бытовых отходов в непосредственной близости от населенного пункта – <адрес> в отсутствии согласованного в установленном законом порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны. Обязать ответчика прекратить строительство полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> до получения заключения по проекту санитарно-защитной зоны указанного объекта в Федеральной службе Роспотребнадзора РФ. Обязать ответчика согласовать проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи п. Дубровское в установленном законом порядке, получив санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно защитной зоны в Федеральной службе Роспотребнадзора РФ.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны данного объекта и согласовать его в установленном порядке, поскольку указанный проект разработан и прошел частичное согласование.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконными действия Администрации Вологодского муниципального района на момент начала строительства полигона твердых бытовых отходов в непосредственной близости от населенного пункта – <адрес> в отсутствие согласованного в установленном законом порядке проекта расчетной санитарно-защитной зоны.
Обязать Администрацию Вологодского муниципального района прекратить строительство полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> до получения заключения по проекту санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в Федеральной службе Роспотребнадзора Российской Федерации.
Обязать Администрацию Вологодского муниципального района согласовать проект санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес> в установленном законом порядке, получив санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту санитарно защитной зоны в Федеральной службе Роспотребнадзора Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований об обязании Администрации Вологодского муниципального района разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны полигона твердых бытовых отходов вблизи <адрес>, действующему в интересах неопределенного круга лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья О.В. Парфенюк
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2010 года.