Дело № 2-10385/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 13 декабря 2010 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при секретаре Ростопша Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента развития муниципальных образований Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что Постановлением о взыскании исполнительного сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области, Департамент развития муниципальных образований ВО обязан перечислить исполнительский сбор в размере 5 000 рублей за неисполнение судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ Департамент развития муниципальных образований ВО обязан предоставить Н. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области.
Департамент развития муниципальных образований <адрес> обратился в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту в предоставлении отсрочки отказано. Определением Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ частная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения.
Обращает внимание суда, что Департамент развития муниципальных образований области как орган исполнительной государственной власти области был создан в структуре органов исполнительной государственной власти только с ДД.ММ.ГГГГ, а зарегистрирован – ДД.ММ.ГГГГ.
На момент создания Департамента в областном бюджете не были заложены денежные средства на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы» и долевого финансирования из федерального бюджета по статье «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» выделено 56,0 млн.рублей (из них 6,0 млн.рублей из федерального бюджета), которые были направлены на исполнение решений судов, вынесенных ранее 2009 года (в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения по искам которых уже были вынесены). В 2010 году департаменту выделены еще денежные средства для реализации вышеуказанных полномочий в сумме 158,3 млн.рублей, которые также наплавлены на дальнейшее исполнение судебных решений (в том числе 12,0 млн.рублей по г. Вологде).
В соответствии с п. 2.1. положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 13.06.2007 года № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещения социального использования в жилищном фонде области отсутствуют.
Средства областного бюджета на обеспечения жилыми помещениями указанных выше категорий граждан выделяются ежегодно, но к сожалению данных средств не достаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся.
Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ст. 401 ГК РФ, основанием ответственности за нарушение обязательства является вина лица, не исполнившего обязательство, отсутствие вины освобождает это лицо от ответственности за неисполнение обязательства.
Указали, что Департамент не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, департаментом проводится постоянно и находится на особом контроле, в связи с чем, считаю, что вина в неисполнении в добровольном порядке решения суда отсутствует.
В частности в пределах выделенного финансирования ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на строительство жилого дома в г. Вологде (70 квартир), срок исполнения контракта не позднее ДД.ММ.ГГГГ, но по не зависящим от Департамента обстоятельствам жилые помещения на ДД.ММ.ГГГГ не были переданы. В связи с чем департаментом направлено в адрес застройщика претензионное письмо с требованием ускорить передачу жилых помещений, а также о применении к ним штрафных санкций за несоблюдение сроков. ДД.ММ.ГГГГ застройщиком получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по распределению жилых помещений жилищного фонда области социального использования для детей-сирот, на котором было принято решение закрепить за Н. квартиру <адрес>. Департаментом в адрес Н. неоднократно направлялись уведомления о возможности заключения договора социального найма указанной квартиры, но Н. до ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента не обращалась. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Н. предоставлена квартира, в связи с чем ГУ ВО «В» в месячный срок должны заключить договор социального найма жилого помещения.
Просят Департамент развития муниципальных образований Вологодской области освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель заявителя Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Ягольницкая Д.С. заявленные требования не признала, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Представила письменный отзыв, согласно которому судебный пристав-исполнитель вынося постановление о взыскании исполнительского сбора действовал в рамках своих полномочий, указанное постановление не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя, не возлагает на него каких-либо обязанностей, не предусмотренных законом.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Вологодского городского суда от 27 февраля 2009 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан был предоставить Н. вне очереди жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области Ягольницкая Д.С. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей с Департамента развития муниципальных образований по Вологодской области.
В рамках исполнительного производства Департамент развития муниципальных образований по Вологодской области обращался в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Согласно определению Вологодского городского суда от 25 июня 2010 г. Департаменту было отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27 февраля 2009 года.
Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен предельный срок для добровольного исполнения решения суда в пять дней (п.12 ст.30) и не предусмотрена возможность продления срока для добровольного исполнения решения суда.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В соответствии с ч.2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно выводам Конституционного Суда РФ, отраженным в постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, правоприменитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Закона об исполнительном производстве.
Кроме того, судом установлено, что в пределах выделенного финансирования ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт на строительство жилого дома в г. Вологде (70 квартир), срок исполнения контракта не позднее ДД.ММ.ГГГГ, но по не зависящим от Департамента обстоятельствам жилые помещения на ДД.ММ.ГГГГ не были переданы. В связи с чем департаментом направлено в адрес застройщика претензионное письмо с требованием ускорить передачу жилых помещений, а также о применении к ним штрафных санкций за несоблюдение сроков. ДД.ММ.ГГГГ застройщиком получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по распределению жилых помещений жилищного фонда области социального использования для детей-сирот, на котором было принято решение закрепить за Н. квартиру <адрес>. Департаментом в адрес Н. неоднократно направлялись уведомления о возможности заключения договора социального найма указанной квартиры, но Н. до ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента не обращалась. В соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Н. предоставлена квартира, в связи с чем ГУ ВО «В» в месячный срок должны заключить договор социального найма жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Департамент развития муниципальных образований по Вологодской области обращался с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда и им были приняты все возможные меры для добровольного исполнения решения суда в кратчайшие сроки, однако нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 246, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП по Вологодской области Ягольницкой Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В.Соколова
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2010 года.