Решение по делу № 2-10489/2010



Дело № 2- 10489/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда «20» декабря 2010 года

Вологодский городской суд Вологодской области

в составе председательствующего судьи Шевченко Г.П.,

при секретаре Десятовой А. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области обратилось в суд с заявлением, мотивируя тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при рассмотрении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) ка­питал территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступле­ния, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необ­ходимые для формирования и ведения регистра лиц, имеющих право на дополни­тельные меры государственной поддержки. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соот­ветствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Управление запросило в Территориаль­ном отделе ЗАГС г. Вологды сведения о фактах лишения родительских прав в от­ношении лица, претендующего на получение материнского (семейного) капитала. Территориальный отдел ЗАГС г. Вологды запрашиваемых сведений не представив, ссылаясь на то обстоятельство, что руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта граждан­ского состояния, к которым сведения о факте лишения родительских прав и ограни­чения в родительских правах не относятся (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).

ДД.ММ.ГГГГ письмом № Управление обратилось за содействием в получении сведений о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления в отношении лиц, претендующих на получение средств материнского (семейного) капитала (МСК) в Управление ЗАГС по Вологодской области.

В ответ на указанное письмо Управление ЗАГС по Вологодской области разъ­яснило, что органы ЗАГС не являются соответствующими органами, обладающими достоверной информацией о фактах лишения родительских прав и об отмене усы­новления (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). При этом Управление ЗАГС по Воло­годской области сослалось на положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Управление не согласно с позицией органов ЗАГС по вопросу пре­доставления сведений, просит признать незаконными действия Управления ЗАГС по Вологодской области по отказу в предоставлении сведений о фактах лишения родительских прав, отмене усыновления, признать недействительным письмо Управления ЗАГС по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

В судебном заседании представитель заявителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области по доверенности Лебедева Е. Л. требования поддержала, просила удовлетворить.

Заинтересованные лица: представитель Управления ЗАГС по Вологодской области по доверенности Смирнова И. А. с заявлением не согласна, представила письменный отзыв, указав, что запрашиваемые сведения не относятся к сведениям о государственной регистрации акта гражданского состояния

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области по доверенности Соколова Е. М. с требованиями не согласна, пояснила, что согласно ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» сведения о лишении родительских прав, отмене усыновления должны получаться путем запроса указанной информации из судов, которые такие решения принимают.

Представители Управления образования Администрации г. Вологды, Управления судебного департамента в Вологодской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили письменные отзывы.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области обратилось в Управление ЗАГС Вологодской области с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № о запросе сведений о фактах лишения родительских прав в от­ношении лица, претендующего на получение материнского (семейного) капитала. Территориальный отдел ЗАГС г. Вологды запрашиваемых сведений не представив, ссылаясь на то обстоятельство, что руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить сведения о государственной регистрации акта граждан­ского состояния, к которым сведения о факте лишения родительских прав и ограни­чения в родительских правах не относятся (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).

ДД.ММ.ГГГГ письмом № Управление обратилось за содействием в получении сведений о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления в отношении лиц, претендующих на получение средств материнского (семейного) капитала (МСК) в Управление ЗАГС по Вологодской области.

В ответ на указанное письмо Управление ЗАГС по Вологодской области разъ­яснило, что органы ЗАГС не являются соответствующими органами, обладающими достоверной информацией о фактах лишения родительских прав и об отмене усы­новления (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №). При этом Управление ЗАГС по Воло­годской области сослалось на положения части 2 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии со ст. 12. ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под конфиденциальностью информации понимает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать конфиденциальную информацию третьим лицам без согласия её обладателя. Кроме того, в п. 4 ст. 9 указанного Федерального закона установлен запрет получать информацию о частной жизни гражданина, в том числе информа­цию. составляющую личную или семейную тайну, помимо воли гражданина.

В соответствии с п. п. 5 и 6 статьи 9 данного Федерального закона информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных ви­дов деятельности (профессиональная тайна) подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности информации. Данная информация может быть предос­тавлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

Кроме того, в соответствии с федеральными законами органы ЗАГС пра­вомочны сообщать третьим лицам только сведения о государственной реги­страции актов гражданского состояния: рождения, заключения брака, рас­торжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), переме­ны имени, смерти. Сведения о факте лишения родительских прав, об отмене усыновления к государственной регистрации актов гражданского состояния не относятся.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданско­го состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния обя­зан сообщать в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о государственной регистрации смерти в порядке, установленном норматив­ными правовыми актами Российской Федерации. Данную обязанность органы ЗАГС <адрес> исполняют в полном объеме.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона «Об актах гражданско­го состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния обя­зан сообщать сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия либо Уполномоченного по правам человека в Российской Фе­дерации и в других случаях, установленных федеральными законами. В этих случаях в федеральных законах должны содержаться правовые нормы, закре­пляющие обязанность органов ЗАГС предоставлять конфиденциальную ин­формацию соответствующим органам. Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не установлена обязанность органов ЗАГС предоставлять сведения по запросам территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того согласно ст. 3 ФЗ от 29. 12. 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, перечень которых определен указанным федеральным законом, не учитываются дети, в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона при рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

При этом представляется, что под соответствующими органами в соответствии с вышеуказанной нормой подразумеваются органы, являющиеся первоисточником какой-либо информации. В отношении информации, касающейся актов лишения родительских прав, такими органами являются суды.

Пунктом 5 ст. 70 СК РФ суду вменяется в обязанность в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган ЗА ГС по месту государственной регистрации рождения ребенка. На основании поступившей выписки из решения суда о лишении родительских прав орган ЗАГС производит соответствующую отметку в актовой записи о рождении ребенка.

Учитывая изложенное, суд полагает, что органы ЗАГС, не могут являться источником актуальной и полной информации о фактах лишения родительских прав.

Кроме того, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» судам было разъяснено о необходимости направления копий решений судов о лишении родительских прав органам, производящим выплаты пенсий, пособий и иных платежей (п. 15 указанного постановления).

Согласно УК РФ (ст. 155), СК РФ (ст.139) и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния» (ст. 47) тайна усыновления охраняется законом. Работники органов ЗАГС не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка. Должностные лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством.

Таким образом, при установленных обстоятельствах по делу отсутствуют основания для удовлетворения заявления

Руководствуясь ФЗ «Об актах гражданского состояния», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ст.ст.254-258 ГПК РФ, суд

ре ш и л

ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Вологда Вологодской области в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья Г.П. Шевченко

Мотивированное решение изготовлено 24. 12. 2010 года