Дело № 2-1502/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 01 февраля 2011 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Колодезного А.В.,
при секретаре Белоруковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента развития муниципальных образований Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области, в обоснование указав следующее. В соответствии с определением о замене должника от 21 мая 2009 года Департамент развития муниципальных образований области обязан предоставить К. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области. Определением Сокольского районного суда Вологодской области по ходатайству Департамента муниципальных образований Вологодской области 05 марта 2009 года должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. В предоставлении повторной отсрочки 17 ноября 2010 года Сокольским районным судом Департаменту отказано. Департамент развития муниципальных образований области как орган исполнительной государственной власти области был создан в структуре органов исполнительной государственной власти области только с 1 января 2009 года, а зарегистрирован - 11 января 2009 года. На момент создания Департамента в областном бюджете не были заложены денежные средства на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы» и долевого финансирования из федерального бюджета по статье «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» выделено 56,0 млн. рублей (из них 6,0 млн. рублей из федерального бюджета), которые были направлены на исполнение решений судов, вынесенных ранее 2009 года, (в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения, по искам которых уже были вынесены). В 2010 году Департаменту выделены ещё денежные средства для реализации вышеуказанных полномочий в сумме 158,3 млн. рублей, которые также направлены на дальнейшее исполнение судебных решений (в том числе 19,0 млн. рублей по <адрес>). В соответствии с п.2.1. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещения социального использовании в жилищном фонде области отсутствуют. Исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений находится в прямой зависимости от выделения денежных средств из областного бюджета. Средства областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, выделяются ежегодно, но, к сожалению, данных средств недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся. Указано, что Департаментов предприняты все необходимые меры для добровольного исполнения решения суда по предоставлению К. жилого помещения, в частности: в пределах выделенного финансирования 31.05.2010 года заключен контракт на строительство жилого дома в <адрес> (24 квартиры). Согласно документации срок сдачи дома в эксплуатацию – не позднее ноября 2010 года, срок оформления срок оформления документации по регистрации жилых помещений в собственность области – декабрь 2010 года. По не зависящим от сторон причинам дом в эксплуатацию в указанный срок не сдан, в связи с чем составлен акт неисполнения обязательств, которым определен новый срок сдачи дома – ДД.ММ.ГГГГ. В списке детей-сирот, которым будет предоставлено жилье, К. значится под номером №. Департамент развития муниципальных образований области не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, департаментом проводится постоянно и находится на особом контроле, то есть вина Департамента в неисполнении в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок решения Вологодского городского суда отсутствует. Указанное обстоятельство является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Представитель Департамента развития муниципальных образований Давыдченкова Ю.С. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором дополнительно указала, что в настоящее время строительство жилого дома в <адрес> для обеспечения жильем детей-сирот завершено. ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ К. направлено уведомление о возможности заключения договора социального найма. Жилое помещение К. будет предоставлено после поступления от него заявления и необходимых документов. В связи с изложенным просит суд удовлетворить заявление Департамента и освободить от исполнительского сбора, так как вины департамента в неисполнении в добровольном порядке решения суда о предоставлении жилого помещения К. в сроки, установленные судебным приставом, не имеется, и причины неисполнения судебного решения являются уважительными.
Судебный пристав-исполнитель в судебном заседании не присутствовал, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом судебной повесткой. Заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменных объяснений либо возражений по заявленным требованиям не представил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя и судебного пристава-исполнителя.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с положениями статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела следует, что в соответствии с определением Сокольского районного суда Вологодской области от 21.05.2009 года о замене должника Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить К. вне очереди, в черте <адрес> жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма, согласно списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размером не менее 18 кв.м общей площади. Определение суда не обжаловано, вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 21.05.2009 года, выданного Сокольским районным судом Вологодской области.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 05.03.2010 года Департаменту предоставлялась отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ Департаменту в предоставлении повторной отсрочки отказано.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ягольницкой Д.С. постановлено взыскать с должника – Департамент развития муниципальных образований Вологодской области исполнительский сбор в размере 5000 рублей, установлен новый срок для добровольного исполнения.
Из системного толкования положений части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и части 1 статьи 401 ГК РФ следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора является правом суда. Должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Судом установлено, что как до, так и после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора Департамент развития муниципальных образований Вологодской области в рамках предоставленных полномочий и возможностей предпринимал меры к исполнению решения суда.
31.05.2010 года Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области заключен контракт на строительство жилого дома в <адрес> (24 квартиры). Согласно документации срок сдачи дома в эксплуатацию – не позднее ноября 2010 года, срок оформления срок оформления документации по регистрации жилых помещений в собственность области – декабрь 2010 года.
По не зависящим от Департамента развития муниципальных образований Вологодской области дом в эксплуатацию в указанный срок не сдан, составлен акт неисполнения обязательств, которым был определен новый срок сдачи дома – ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время строительство жилого дома в <адрес> для обеспечения жильем детей-сирот завершено. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ К. направлено уведомление о возможности заключения договора социального найма.
С учетом изложенного, суд считает, что Департамент развития муниципальных образований Вологодской области не уклоняется от выполнения решения суда, предпринимает меры к его исполнению, при этом проявляет ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего дела, отсутствие свободных жилых помещений социального использования в жилом фонде Вологодской области, а также недостаточное целевое финансирование жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении в добровольном порядке решения суда о предоставлении жилого помещения К. в установленный срок и считает возможным освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области Ягольницкой Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.
Судья А.В. Колодезный