Дело № 2-2242/2011
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда «25» февраля 2011 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.
при секретаре Трегуб Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Каринского А.И. к Администрации г. Вологды о признании отказа в согласовании места проведения массового мероприятия незаконным,
у с т а н о в и л:
Каринский А.И. обратился в суд с заявлением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г. Вологды поступило уведомление А., К. и Каринского А.И о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов до 14 часов 30 минут общественно-публичного мероприятия в форме шествия и последующего за ним митинга. Уведомление было подано на три маршрута в разных районах города Вологды, не относящихся к центру в связи с запланированными там уже праздничными мероприятиями с целью согласования наиболее оптимального. Первый маршрут: сбор участников мероприятия должен был состояться по адресу: <адрес> в 12 часов. Шествие – от указанного адреса по маршруту <адрес> до 13 часов по адресу: <адрес>, где шествие должно быть закончено, после чего должен был состояться митинг. Второй маршрут: сбор участников мероприятия по адресу: <адрес> в 12 часов. Шествие состоится от указанного адреса до 13 часов по адресу: <адрес>, где шествие заканчивается. Третий вариант: сбор участников по адресу: <адрес> в 12 часов. Шествие состоится от указанного адреса по маршруту <адрес> до 13 часов по адресу: <адрес>, где шествие заканчивается. Организаторами мероприятия указанные маршруты и место проведения проверены, избранные маршруты и место митинга позволяли вместить заявленное число участников, на избранных маршрутах и на месте митинга не проводилось дорожных или иных работ, а также не заявлено о проведении каких-либо иных мероприятий. Предлагаемое количество участников: 52 человека. В ответ Администрация г. Вологды на данное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что уведомления о проведении группой граждан ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме шествия и митинга Администрация г. Вологды не принимает в связи с празднованием ДД.ММ.ГГГГ Дня народного единства. Администрацией г. Вологды при участии федеральных органов исполнительной власти области, муниципальных органов исполнительной власти области на территории г. Вологды проводятся торжественные и праздничные мероприятия. Было предложено прекратить организацию публичного мероприятия. Администрация г. Вологды, отвечая на уведомление о проведении публичного мероприятия не предложила мотивированного изменения места и (или) времени его проведения. Согласно Закона органы власти вправе обратиться к организаторам публичного мероприятия с предложением об изменении места и времени его проведения. Ссылаясь на ч. 5 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и запрещая проводить публичное мероприятие, Администрацией г. Вологды не было учтено того факта, что мотивированного предложения места и времени проведения публичного мероприятия со стороны Администрации г. Вологды предложено не было, а значить не могло и идти речи об указанной статье закона. Статья 8 закона содержит исчерпывающий перечень мест, в которых запрещено проведение массовых мероприятий. Предлагаемые организаторами места проведения публичного мероприятия к таковым не относятся. Просит признать незаконным действия Администрации г. Вологды, выразившиеся в отказе в согласовании места проведения массового мероприятия: шествия и митинга ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заявитель Каринский А.И. заявление поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представители заинтересованного лица Администрации г. Вологды по доверенностям Караваев А.Ю., Жаравина О.П. с заявленными требованиями не согласны, просят в удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица УВД по г. Вологде по доверенности Селиванов Е.Н. с заявленными требованиями не согласен в связи с тем, что для обеспечения порядка в городе производится расчет сил и средств, расчет производится исходя из количества участников мероприятия. Количество сотрудников милиции явилось не достаточным для проведения мероприятий по охране порядкя.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Суд полагает, что отказ Администрации г. Вологды в согласовании проведения массового мероприятия является законным и обоснованным по следующим основания:
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от группы в количестве трех человек: Каринского А.И., К., А. подано в администрацию города Вологды уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме шествия и митинга, которые будут посвящены дню всенародного единства.
ДД.ММ.ГГГГ ими был получен отказ в согласовании места проведения публичного мероприятия, мотивируя тем, что в связи с празднованием ДД.ММ.ГГГГ Дня народного единства Администрацией г. Вологды при участии федеральных органов исполнительной власти области, муниципальных органов исполнительной власти области на территории г. Вологды проводятся торжественные и праздничные мероприятия, исчерпывающий перечень которых ранее утвержден Главой г. Вологда и согласован с правоохранительными органами с учетом сил и средств, обеспечивающих общественную безопасность и безопасность дорожного движения на территории города. Мероприятие, указанное в уведомлении, в перечень мероприятий, посвященных Дню народного единства не входит, поэтому в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обеспечить безопасность участников публичного мероприятия при его проведении не представляется возможным и предложено прекратить организацию публичного мероприятия.
В соответствии со ст. 7 указанного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
Из ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что по предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
Установлено и подтверждено показаниями представителя УВД по Вологде, что в связи с обеспечением правопорядка в период пребывания на территории г. Вологды охраняемого лица (Председателя Совета Федерации Миронова С.М.) ДД.ММ.ГГГГ было запланировано выставление нарядов в целях заблаговременного взятия под охрану места пребывания делегации, включая и ДД.ММ.ГГГГ. Заявленное количество участков маршрута, захватывающего различные микрорайоны города и требующего привлечения значительного количества личного состава, с учетом запланированного привлечения для обеспечения правопорядка во время общегородских мероприятий, было не достаточно.
В связи с тем, что правоохранительные органы ДД.ММ.ГГГГ не могли обеспечить общественный правопорядок и безопасность граждан при проведении данного публичного мероприятия, Администрацией г. Вологды было отказано в согласовании времени и места проведения шествия, предложено прекратить организацию публичного мероприятия.
Таким образом, суд приходит к мнению, что оснований для признания отказа в согласовании места проведения массового мероприятия незаконным у суда не имеется.
Кроме того, согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявителем не доказан факт нарушения его прав и свобод, создание препятствий к осуществлению его прав, а наоборот, данный отказ Администрации г. Вологды об отказе в согласовании места проведения массового мероприятия был связан с целью безопасности граждан и общественного порядка.
Руководствуясь ФЗ от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.ст. 194 -198, 254- 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Каринскому А.И. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. Кяргиева
Мотивировочная часть изготовлена 28.02.2011 года.