Дело № 2 –2529/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 10 марта 2011 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Кяргиевой Н.Н.
при секретаре Трегуб Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пересыпкиной Т.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Пересыпкина Т.В. обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что она относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, Н. решением Вожегодского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Решением Исполнительного комитета Вожегодского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № ей был назначен опекун. Затем она находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ она закончила обучение, однако, в нарушении законодательства РФ жильем не обеспечена. За ней закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, общей площадью 26,5 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрировано 5 человек. Учетная норма жилой площади в п. Вожега в соответствии с постановлением Совета Вожегодского городского поселения от 28.02.2006 года № 42 составляет 12,5 кв.м. общей площади жилого помещения. Таким образом, при ее вселении в закрепленное жилье уровень обеспеченности истца общей площадью жилого помещения будет меньше, установленной в поселке Вожега, поэтому она была поставлена на учет на получение жилья. Просит обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Пересыпкиной Т.В. вне очереди жилое помещение не ниже установленных норм, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам.
В судебном заседании истица Пересыпкина Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района, Управления образования Вожегодского муниципального района не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления, в которых просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, заслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Пересыпкина Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Вожегодского районного народного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ мать Пересыпкиной Т.В. – Н. лишена родительских прав в отношении дочери Пересыпкиной Т.В.
Решением Исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ Пересыпкиной Т.В. был назначен опекун Т.
Постановлением Администрации Вожегодского района № от ДД.ММ.ГГГГ опекунство Т. над несовершеннолетней Пересыпкиной Т.В. отменено.
Согласно справки МОУ <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Пересыпкина Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ училась в <данные изъяты>.
Постановлением Администрации Вожегодского района № от ДД.ММ.ГГГГ за Пересыпкиной Т.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Из уведомления администрации Вожегодского городского поселения Вожегодского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пересыпкина Т.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Главы Вожегодского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно лицевого счета № Пересыпкина Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Квартира общей площадью 26,5 кв.м., жилой – 14,8 кв.м. В данной квартире зарегистрировано 5 человек.
Постановлением Совета Вожегодского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 12,5 кв.м на каждого члена семьи.
Из сообщения Управления Росреестра по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № и справки Вожегодского филиала Государственного Предприятия Вологодской области «Вологдатехинвентаризация» № от ДД.ММ.ГГГГ Пересыпкина Т.В. жилья в собственности не имеет.
В силу п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со ст. 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям – сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания жилые помещения предоставляются вне очереди по договору социального найма.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 указанного Федерального закона дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.
В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как это предусмотрено п.5 ст.19 упомянутого Федерального закона, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно п.п.1,2 ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» № 982-ОЗ от 29.12.2003 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий, не имеющие закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, или имеющие жилое помещение на праве собственности общей площадью менее учетной нормы, имеют право на предоставление органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области, жилого помещения по договорам социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в следующих случаях:
по окончании пребывания в образовательном и ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания;
по окончании воспитания в приемной семье;
при прекращении опеки (попечительства);
по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право на предоставление жилого помещения по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей указанных категорий в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания либо утраты закрепленного жилого помещения в результате пожара или стихийного бедствия, заселения другими жильцами.
В ст.3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст.5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.
Согласно ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодского области от 23.12.2008 года № 2498 «О Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области» определено, что указанный Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области в соответствии с Положением об управлении и распоряжении жилищным фондом области, утвержденным постановлением Правительства области.
При таких установленных по делу обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.49, 57 ЖК РФ, ст.ст.194 - 198 ГПК РФ суд
решил:
Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Пересыпкиной Т.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.Н. КяргиеваМотивировочная часть изготовлена 11.03.2011 года.