Решение по делу № 2-302/2011



Дело № 2 – 302/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

21

»

января

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой О.Н.,

при секретаре Шпиляевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорина Д.С. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Вологодской области о взыскании задолженности по заработной плате,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» сотрудникам ФНС России, в том числе и ему, выплачивалось материальное стимулирование. В соответствии с Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 13.10.2006 года выплаты по данному коду включают в себя вознаграждение, получаемое налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей; денежное содержание и иные налогооблагаемые выплаты военнослужащим и приравненным к ним категориям физических лиц (кроме выплат по договорам гражданско-правового характера и авторских вознаграждений). ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Инспекции было выплачено материальное стимулирование за 1 квартал 2009 года. Однако ему оно выплачено не было. Он представил в Инспекцию заявление, в котором просил пояснить причины такой невыплаты. В ответ на письменное заявление о причинах лишения средств материального стимулирования ему было пояснено письмом, что работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание, премированию не подлежат. ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Инспекции была выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий по обеспечению выполнения задач и функций ФНС России в августе 2009 года. Данной премии истец также был лишен. В ответ на письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ о причинах лишения премии истцу было пояснено письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, что работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание, премированию не подлежат. ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Инспекции была выплачена премия за сентябрь 2009 года. В ответ на письменное заявление о причинах лишения средств материального стимулирования ему было пояснено письмом, что работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание, премированию не подлежат. ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Инспекции было выплачено материальное стимулирование за 2 квартал 2009 года. Однако ему оно выплачено не было. Он представил в Инспекцию заявление, в котором просил пояснить причины такой невыплаты. Ответ не был дан. Взыскание на него было наложено в апреле 2009 года, то есть во втором квартале. А материальное стимулирование не было выдано за 1 квартал 2009 года, премии не были выданы за август и сентябрь 2009 года.

Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу суммы материального стимулирования за 1 квартал 2009 года в сумме 37488 рублей, и за 2 квартал 2009 года в сумме 37488 рублей. Сумму материального стимулирования за 3 квартал 2009 года пропорционально отработанному времени в сумме 32457 рублей. Сумму премии за август 2009 года в размере 11253 рубля 90 копеек, за сентябрь 2009 года в размере 1251 рубль 54 копейки. Сумму морального вреда в размере 30000 рублей.

В судебном заседании 23.11.2010 года истец исковые требования увеличил, просил взыскать с ответчика в свою пользу суммы материального стимулирования за 1 квартал 2009 года в сумме 37494 рублей, за 2 квартал 2009 года в сумме 24 831 рублей. Сумму материального стимулирования за 3 квартал 2009 года пропорционально отработанному времени в сумме 32 421 рублей. Сумму премии за август 2009 года в размере 11253 рубля 90 копеек, за сентябрь 2009 года в размере 1461 рубль 55 копеек. Проценты по ст.236 ТК РФ в сумме 12005 рублей 47 копеек. Районный коэффициент в сумме 16119 рублей 25 копеек. Индексацию в размере 7412 рублей 95 копеек. Стоимость справки из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области 260 рублей. Сумму морального вреда в размере 30000 рублей.

В судебном заседании 21.01.2011 года истец исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика в свою пользу суммы материального стимулирования за 1 квартал 2009 года в сумме 37494 рублей, за 2 квартал 2009 года в сумме 24 831 рублей. Сумму материального стимулирования за 3 квартал 2009 года пропорционально отработанному времени в сумме 32 421 рублей. Сумму премии за август 2009 года в размере 11253 рубля 90 копеек, за сентябрь 2009 года в размере 1461 рубль 55 копеек. Проценты по ст.236 ТК РФ в сумме 13 654 рублей 48 копеек. Районный коэффициент в сумме 14 211 рублей 93 копеек. Индексацию в размере 7412 рублей 95 копеек. Стоимость справки из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области 260 рублей. Сумму морального вреда в размере 30000 рублей. Всего взыскать 173001 рубль 01 копейку.

Представитель ответчика по доверенности Михасик Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Установлено, что истец был принят на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается служебным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.

За исполнение должностных обязанностей, определенных должностным регламентом, в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему производится оплата труда в виде денежного содержания, которое является основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

В отличие от оплаты труда, выплата средств материального стимулирования гражданским служащим территориальных органов ФНС России, осуществляемая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», производится за качество исполнения ими обязанностей (п.1 Постановления № 611).

Механизм осуществления материального стимулирования гражданских служащих нижестоящих территориальных органов ФНС России установлен Порядком, разработанным во исполнение п.4 Постановления №611 и утвержденным приказом Минфина РФ от 17.10.2007 №90н.

На основании положений Постановления №611 и Порядка, ФНС России разработана Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Положения Методики, разработанной ФНС России, не противоречат положениям Порядка, разработанного Минфином РФ.

В соответствии с п.4 Порядка, решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих нижестоящих налоговых органов (в данном случае - гражданских служащих Инспекции) принимаются начальниками соответствующих нижестоящих налоговых органов (в данном случае - начальником Инспекции).

Более конкретный порядок определения конкретного размера суммы материального стимулирования начальников как приоритетных, так и иных отделов Инспекции установлен пп.3.5.5.2.2., 3.5.5.2.3., 3.5.5.2.4., п.3.5.5. ч.3.5 Методики, а именно:

по установленным в пп.3.5.5.2.2., 3.5.5.2.3., формулам рассчитывается базовая сумма материального стимулирования начальников отделов Инспекции.

Базовая сумма материального стимулирования, определяемая по установленным в пп.3.5.5.2.2., 3.5.5.2.3. формулам, не относится непосредственно к какому-либо конкретному начальнику отдела налогового органа, а является лишь базовой для установления конкретного размера материального стимулирования каждому начальнику налогового органа и по итогам оценки эффективности его деятельности и качества исполнения им своих обязанностей.

В соответствии с положениями п.5 Порядка, пп.3.5.5.2.4., п.3.5.5. ч.3.5 Методики созданная в Инспекции Комиссия по оценке эффективности деятельности отделов и качества исполнения своих должностных обязанностей гражданскими служащими Инспекции, исходя из определенной по формулам базовой суммы МС, определяет размер суммы материального стимулирования каждому конкретному начальнику отдела налогового органа (Инспекции) и выносит свои предложения на утверждение начальнику налогового органа (Инспекции). Причем, в соответствии с пп.3.5.5.2.4., п.3.5.5. ч.3.5 Методики конкретный размер материального стимулирования относительно базовой суммы материального стимулирования может быть увеличен или уменьшен Комиссией.

Начальник налогового органа (Инспекции), используя право, предоставленное пунктом 4 Порядка и пп.3.5.5.2.4., п.3.5.5. ч.3.5 Методики, устанавливает конкретный (окончательный) размер суммы материального стимулирования каждому начальнику отдела налогового органа (Инспекции).

Конкретный размер материального стимулирования гражданского служащего не является расчетной величиной, а целиком зависит от оценки эффективности деятельности гражданского служащего и качества исполнения им своих обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем.

Согласно протоколу заседания Комиссии Межрайонной ИФНС № 1 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено признать причину увольнения Сидорина Д.С. неуважительной и материальное стимулирование за 3 квартал 2009 года не выплачивать. Протокол не признан недействительным и не оспорен.

Сумма материального стимулирования, выплачиваемая работнику, является прерогативой руководителя, при этом учитывается отношение к работе, наличие жалоб, периоды фактического неисполнения служебных обязанностей.

С суммой премии, которые должны быть выплачены, ответчик согласен.

Вопрос формирования фонда оплаты труда гражданских служащих урегулирован ст. 51 Закона о госслужбе. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами.

Так, в фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных органов, кроме средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона, включаются также средства, предусмотренные ч.3 данной статьи, а именно, на выплату районного коэффициента, повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ, и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Данные выплаты включаются в фонд оплаты труда на основании определенных нормативных документов.

Статьей 2 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 установлено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством РФ. Статьей 10 указанного Закона установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы устанавливаются также РФ.

В связи с этим, постановлением Правительства РФ от 16.07.1992 г. № 494 на территории отдельных районов Вологодской области введен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,15. данный коэффициент в соответствии с п. 1 вышеуказанного Постановления применим только к заработной плате, пособиям и стипендиям.

Заработная плата гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы и состоит из выплат, предусмотренных пп.2 и 5 ст. 50 Закона о госслужбе, и участвующих в формировании фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 3 Постановления № 611 установлено, что материальное стимулирование осуществляется в ФНС России сверх установлено Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов. Данные средства, в отличие от оплаты труда (заработной платы), выплачиваются гражданским служащим не за непосредственно исполнение своих должностных обязанностей, а за качестве их исполнения, т.е. средства, выделенные на материальное стимулирование, не включены, как составляющая, в оплату труда (заработную плату) гражданского служащего и не участвуют в формировании фонда оплаты труда гражданских служащих (не предусмотрены системой оплаты труда).

Кроме того, пунктом 2 Порядка осуществления материального стимулирования гражданских служащих территориальных органов ФНС России, утвержденного приказом Минфина РФ от 17.10.2007 г. № 90н установлено, что начисление районного коэффициента (в данном случае, постановлением Правительства РФ от 16.07.1992 № 494), коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, а также процентной надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных нормативными правовыми актами РФ, на материальное стимулирование, в отличие от премий за выполнение особо важных и сложных заданий, не производится.

На основании изложенного требование истца о взыскании районного коэффициента, начисленного на суммы материального стимулирования удовлетворению не подлежит.

Поскольку истцу не были своевременно выплачены суммы материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2009 года и премии за август и сентябрь 2009 года, поэтому в соответствии со ст. 236 ТК РФ должны быть выплачены проценты за задержку в выплате указанных сумм, суд берет за основу расчет, представленный ответчиком.

Согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 г. « О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы, в связи с обесцениванием вследствие инфляционных процессов.

Таким образом, применяя индекс потребительских цен, взысканию с ответчика подлежит сумма индексации и расходы на получение справки по индексу потребительских цен..

Суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца сумму материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2009 года в размере 3116 рублей 24 копейки, сумму премии в размере 12715 рублей 45 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 2158 рублей 18 копеек, сумму индексации в размере 1108 рублей 95 копеек (15831,69х1,002х1,003х1,01х1,01х1,007х1,004х1,003х1,006х1,009х1,014-15831,69) и 260 рублей - расходы на получение справки.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

На основании данной нормы требование истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

При определении суммы морального вреда суд учитывает требования разумности и справедливости, степень нравственных страданий истца, объем нарушенного права, то, что суммы, подлежащие выплате, не выплачивались ему длительное время, и считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.236, 237 ТК РФ, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Сидорина Д.С. удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам Вологодской области в пользу Сидорина Д.С. 3 116 рублей 24 коп. - сумму материального стимулирования за 1,2 квартал 2009 года, 12 715 рублей 45 копеек - сумму премии, 2 158 рублей 18 копеек - проценты за задержку в выплате заработной платы, 1 108 рублей 95 коп. - сумму индексации, 260 рублей - расходы на получение справки и 5000 рублей - сумму компенсации морального вреда. Всего взыскать: 24358 (двадцать четыре тысячи триста пятьдесят восемь) рублей 82 копейки.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.

Судья О.Н. Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 26.01.2011 года.