Дело № 2 – 2740/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 03 | » | марта | 2011 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Марковой М.В.
при секретаре Шутовой Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родиной В.А. к Управлению Федерального казначейства по Вологодской области, Администрации города Вологды, Департаменту финансов Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации о возмещении убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления,
установил:
Родина В.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что ее муж - старший прапорщик А., ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы в запас по возрасту, при обшей продолжительности военной службы 25 лет, с правом на льготное получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства.
Незаконные действия военного комиссариата г. Вологды и Вологодского района и Администрации г. Вологды, бездействие их должностных лиц, в течение длительного времени не исполнивших обязанность по обеспечению семьи А. жилым помещением, в установленный законодательством трёхмесячный срок со дня его прибытия к избранному месту жительства в г. Вологду, не менее ранее занимаемого, состоящего из того же числа комнат, причинили Родиной В.А. убытки.
Городской военный комиссариат г. Вологды поставил А. на воинский учёт, хранил его личное дело, в течение 18 лет выдавал ему пенсию. В браке с А. у Родиной В.А. родились две дочери. На момент увольнения А. его семья занимала двухкомнатную квартиру <адрес>.
Многократно А. пытался реализовать свои права на обеспечение жильём его семьи в г. Вологде.
Военный комиссариат г. Вологды и Вологодского района, Администрация г. Вологды незаконно лишил супругов А. полагающегося им по закону имущества, отказав ему в просьбе о предоставлении двухкомнатной квартиры в г. Вологде, на условиях социального найма, и предложив встать на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Вологде - в очередь с проживанием семьи в <адрес>.
Становиться в очередь для получения квартиры в г. Вологде А. не стал, поскольку был тяжело болен. ДД.ММ.ГГГГ он умер от острой сердечной недостаточности. После смерти супруга в новый брак Родина В.А. не вступала. Она приватизировала занимаемую в гарнизоне квартиру, оформила её на своё имя, и по настоящее время проживает в ней с внучкой, её мужем и двумя их детьми, которые постоянно зарегистрированы по данному адресу.
ДД.ММ.ГГГГ Родина В.А. направила в городской военкомат заявление с просьбой предоставить ей двухкомнатную квартиру в г. Вологде, или выплатить денежную компенсацию в размере рыночной стоимости квартиры, либо выдать государственный жилищный сертификат. Военный комиссариат г. Вологды в течение семи месяцев затягивал с принятием решения по данному вопросу, и затем переадресовал требование Родиной В.А. в Администрацию г. Вологды.
Администрация г. Вологды необоснованно отказала ей в обеспечении жильём со ссылкой на то, что её муж не состоял в очереди на получение квартиры в г. Вологде.
Отказ Администрации г. Вологды является незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления, в результате которых Родина В.А. понесла убытки.
Просит суд обязать ответчика возместить Родиной В.А. убытки, причинённые незаконными действиями военного комиссариата г. Вологды и Вологодского района и Администрации г. Вологды, и выплатить ей сумму причинённого реального ущерба в размере средней рыночной цены двухкомнатной квартиры в г. Вологде в размере 2 миллионов 100 тысяч рублей. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Захаров К.К. требования уточнил. Просил суд взыскать с надлежащего ответчика, а именно УФК по Вологодской области ( т.к. заявляет имущественные требования), рыночную стоимость двухкомнатной квартиры эконом класса в городе Вологде, в связи с незаконными действиями Администрации г.Вологды и Военкомата. Пояснил, что предоставление жилищного сертификата для восстановления нарушенных прав истицы не подходит, поскольку инфляция в кризисный период обесценила государственный жилищный сертификат, и цены на новые квартиры в городе Вологде значительно превышают денежное содержание государственных жилищных сертификатов, поэтому истица не сможет приобрести на него двухкомнатную квартиру в городе Вологде. В течение 20 лет истица, являясь вдовой ветерана военной службы, была лишена возможности жить и пользоваться жилым помещением по выбранному месту жительства в городе Вологде. Право семьи А. на жильё возникло в ДД.ММ.ГГГГ в момент его увольнения с военной службы. По закону на тот период ему должны были предоставить жилое помещение по избранному месту жительства в течение трёх месяцев. А. заявление о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий не писал, так как не был обязан состоять в очереди. Истица многократно обращалась в Администрацию города Вологды и в Военный комиссариат города Вологды с просьбами предоставить ей и её семье жилье в г. Вологде, на что получила отказ, мотивированный тем, что она не состоит на учёте. В <адрес> семья А. была направлена по службе, хотя он избрал местом жительства город Вологду. Об этом истица сообщала в ДД.ММ.ГГГГ Администрации города Вологды. Считает, что ответчики препятствуют истице в осуществлении прав, предоставленных законодательством, и только возмещение убытков в денежном эквиваленте в размере стоимости двухкомнатной квартиры в городе Вологде позволит восстановить нарушенные права.
Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Моисеева А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве. Суду пояснила, что А. в Администрацию города Вологды в заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, не обращался, на учете не состоял. Обращение истицы в Администрацию города Вологды поступило только в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время постановка на учет военнослужащих в Администрации не осуществляется.
Представитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области, и Министерства финансов Российской Федерации по доверенности Сорокина Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзывах. Суду пояснила, что Управление Федерального казначейства по Вологодской области, и Департамент финансов Вологодской области являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, поскольку на данные органы не возложена обязанность по возмещению вреда гражданам, и никакого отношения к финансам Вологодской области и Администрации города Вологды не имеют.
Представитель ответчика Департамента финансов Вологодской области, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Военного комиссариата города Вологодской области по доверенности Скобелева Е.А. с исковыми требованиями Родиной В.А. не согласна. Суду пояснила, что А. участия в войнах и боевых действиях не принимал. Рапортов либо заявлений о желании получить жилое помещение в городе Вологде от А. не поступало.
Суд, заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истица в обосновании своих исковых требований ссылается на то, что её покойный супруг А. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы по ст. 46 п. «б» в запас по возрасту приказом ВВС СФ от ДД.ММ.ГГГГ № – пм и исключён из списков личного состава приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №, при этом общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 25 лет 04 месяца 20 дней, (справка Военного комиссариата Вологодской области (л/д. 13), с правом на льготное получение жилого помещения по избранному месту жительства, в соответствии со ст. ст. 16, 23.2 закона РФ «О ветеранах» ("меры социальной поддержки ветеранов боевых действий", в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ),
В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Военный комиссариат города Вологды и Вологодского района с заявлением о предоставлении ей двухкомнатной квартиры в г.Вологда или выплате денежной компенсации в размере рыночной стоимости квартиры, или выдаче государственного жилищного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ заявление Родиной В.А. было направлено в Администрацию города Вологды для рассмотрения и принятия решения (письмо Военного комиссариата города Вологды и Вологодского района исх. № (л/д. 7).
Рассмотрев заявление А. Администрация города Вологды отказала ей в предоставлении жилого помещения или выделении государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием оснований, поскольку жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим в списке очерёдности военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающимися в улучшении жилищных условий, а А. на учёте для получении жилой площади по избранному месту жительства в Администрации города Вологды не состоял (письмо Администрации города Вологды исх. № от ДД.ММ.ГГГГ л/д. 8).
Считает, что незаконными действиями военного комиссариата г. Вологды и Администрации г. Вологды, и бездействиями их должностных лиц, грубо нарушены права членов семьи умершего ветерана военной службы, ветерана боевых действий, установленные федеральными законами. Вследствие чего, семья ветерана не была обеспечена жилым помещением в установленный законодательством трёхмесячный срок со дня его прибытия к избранному месту жительства в г. Вологду, чем причинены убытки.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из положений данной статьи следует, что вред за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации подлежит возмещению только в случае, если данный вред был причинён незаконными действиями.
В соответствие с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение вреда является вина причинителя вреда. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Доказательств причинения истице вреда действиями Военного комиссариата Вологодской области и Администрации г.Вологды суду не представлено.
Доводы представителя истца о незаконности действий Военного комиссариата и Администрации г.Вологды и бездействии их должностных лиц, в течение длительного времени не исполнявших обязанность по обеспечению семьи уволенного с военной службы А. жилым помещением, в установленный законодательством трехмесячный срок со дня прибытия к избранному месту жительства- г.Вологду, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 28 декабря 2010 года) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подпункту «г» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы», право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) до 01 января 2005 года …члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Таким образом, основанием для решения жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей является постановка на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» установлен единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих.
Вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов (п. 4).
Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении... (п. 6).
Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку (п. 7).
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п. 9).
Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры). .. (п. 10).
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов РФ, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете (п. 12).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителем истицы, А. с момента возникновения права на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» (с 1987 года) не изъявлял свою волю на их получение, с письменным заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в г.Вологда не обращался.
На основании изложенного и рассматривая дело в соответствии со ст. 196 ГПК РФ, в пределах завяленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Родиной В.А., и полагает в их удовлетворении отказать в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 1069 ГК РФ, ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать Родиной В.А. в удовлетворении исковых требований.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья М.В.Маркова
Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2011 года