Дело № 2 – 3491/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда | « | 05 | » | апреля | 2011 г. |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой О.Н.,
прокурора Пальваль А.В.,
при секретаре Шпиляевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрыга В.И. к казенному учреждению гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» о восстановлении на работе и взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что работал начальником группы управления в кризисных ситуациях Государственного учреждения «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области». В 2008 году заработная плата составляла порядка 20000 рублей. Также получал доплату за совмещение обязанностей начальника пункта управления 2000 рублей. В 2009 году заработная плата уменьшилась до 18500 рублей и за совмещение платить перестали, объяснив отсутствием финансирования, но обязанности начальника пункта управления ему приходилось выполнять. В 2010 году - заработная плата составила около 15000 рублей. 25.01.2011 года ему было вручено дополнительное соглашение к трудовому договору, которое им не было подписано. 31.01.2011г. его вызвал начальник Центра П. и спросил, почему он не подписывает дополнительное соглашение. Истец ответил, что не согласен с некоторыми подпунктами данного дополнительного соглашения, а именно: а) персональный повышающий коэффициент -1, который определен в дополнительном соглашении к трудовому договору от 01.07.2005 г. без учета уровня его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач и других факторов. За период работы с 2008 года по момент, когда ему было предложено заключить оспариваемое в исковом заявлении дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.07.2005 г., персональный повышающий коэффициент у него был установлен на 2009 год в размере 1.04, на 2010 год - 1.19, а с 01.02.2011 года-1. За этот период работы уровень его профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач не уменьшался, также не уменьшался и объем должностных обязанностей. Каких-либо изменений в части выполнения трудовых функций ни в трудовой договор, ни в должностную инструкцию не вносилось. Неоднократно имел поощрения от руководства. Имеет Благодарственное письмо от Губернатора Вологодской области, Знак «За заслуги» от Министра МЧС РФ. б) компенсационные выплаты: выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - 30% от минимального должностного оклада 4-й квалификационной группы. В ноябре 2010 года обратился к П. о перерасчете ежемесячной оплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, так как до 01.01.2010 года она рассчитывалась в размере 30% от его должностного оклада, а с 01.01.2010г., на основании приказа начальника Центра П. от 30.12.2009 года № п.5 производилась в размере 30% от минимального размера должностного оклада 4-й квалификационной группы. В ответном письме П. от 01.12.2010г. № истцу разъясняется, что данная выплата является рекомендуемой и выплачивается исходя из наличия фонда заработной платы и трудовым договором и дополнительным соглашением выплата процентной надбавки не предусмотрена. Истец обратился в Департамент труда и социального развития Вологодской области. В письме департамента от 22.12.2010г. № указано, что выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности "совершенно секретно", должна устанавливаться локальным нормативным актом в размере 30-50% от его должностного оклада. Данное письмо было показано начальнику Центра П., истцу был дан ответ - денег нет и платить нечем. До января 2010 года все выплаты производились исходя из полного должностного оклада истца. в) стимулирующие выплаты: за стаж непрерывной работы, выслугу лет (при наличии экономии фонда оплаты труда) - до 30% от должностного оклада. Наличие в трудовом договоре таких условий для выплаты за непрерывный стаж работы, выслугу лет, как наличие экономии фонда оплаты труда и до 30 %, не соответствует действующему законодательству. Необходимо внести изменения в пункт 4.5 Положения об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий ГЗ и ПБ Вологодской области», исключить нарушающие законодательство условия оплаты труда. Также считает не соответствующим закону выданное ему уведомление от 26.11.2010 года. Причины, указанные в уведомлении, не связаны с изменением организационных или технологических условий труда, вносить изменения в трудовой договор незаконно, соответственно незаконно само направление данного уведомления. Дополнительное соглашение не было подписано истцом, причины несогласия были указаны им на листе дополнительного соглашения. В тот же день на основании Приказа начальника Центра от 31.01.2011года № истец был уволен по п.7 части первой ст.77 ТК РФ.
Просит суд признать незаконными: а) выданное ему работодателем уведомление от 26.11.2010 г.; б) приказ начальника ГУ «Центр обеспечения мероприятий ГЗ и ПБ Вологодской области» от 31 января 2011 года № об увольнении истца; в) приказ начальника ГУ «Центр обеспечения мероприятий ГЗ и ПБ Вологодской области» от 30.12.2009 №. Восстановить его на работе в должности начальника группы управления в кризисных ситуациях ГУ «Центр обеспечения мероприятий ГЗ и ПБ Вологодской области». Взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с «01» февраля 2011 г. до дня вынесения судом решения о восстановлении на работе; компенсацию морального вреда, причиненного незаконным увольнением, в сумме 5000 рублей. Обязать ответчика внести изменения в Положение об оплате труда работников, исключив из него условия оплаты труда, установленные в нарушение действующего законодательства. Обязать ответчика сделать перерасчет и взыскать в пользу истца недоплаченные денежные средства за период с 01.01.2010 года по 31.01.2011 года, с учетом индексации, в соответствии с вышеизложенными исковыми требованиями.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить и уточнил требования по взысканию с ответчика суммы недополученных денежных средств в сумме 81982 рублей 53 коп..
Представитель ответчика по доверенности Стяжкин С.В. и представитель ответчика Панов С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель прокуратуры г.Вологды Пальваль А.В. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Истец работал в ГУ гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» с 1 июля 2005 года, а в должности начальника группы управления в кризисных ситуациях с 1 января 2009 года, что подтверждается трудовой книжкой истца, трудовым договором от 01.07.2005 года, дополнительным соглашением к трудовому договору от 22.12.2008 года.
С 27.12.2010 года в связи с изменением типа ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» было создано казенное учреждение гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области».
В связи со вступлением с 1 января 2009 года в действие закона Вологодской области от 17 октября 2008 года № 1862-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», Постановления Правительства Вологодской области от 30 октября 2008 года № 2095 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2010 года № 1551) фонд оплаты труда снизился.
На основе указанных документов было разработано «Положение об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области», которое было утверждено в соответствии с Уставом учреждения приказом начальника 19 декабря 2008 года №, вступило в действие с 1 января 2009 года.
В данном Положении п. 2.3 указано, что размер повышающих коэффициентов устанавливается приказом начальника Учреждения в размере, не превышающем 3.0, что соответствует постановлению Правительства Вологодской области от 30 октября 2008 года № 2095 «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» (в ред. от 27.12.2010 года № 1551) в части установления персональных повышающих коэффициентов.
Положение об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности Вологодской области» дает право начальнику на установление своим приказом персонального повышающего коэффициента в отношении каждого работника на определенный период времени, а также увеличение либо уменьшение указанного коэффициента.
Судом установлено, что Положение об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности в Вологодской области», утвержденное начальником учреждения П. 09 января 2009 года, не противоречит постановлению Правительства от 30.10.2008 №2095 «Об утверждении Положения об оплате труда работников государственных учреждений Вологодской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности» и Трудовому кодексу РФ.
В силу п.3 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать в своих бюджетах, начиная с 2007 года выплату надбавок в размерах, установленных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) гражданам, допущенных к государственной тайне на постоянной основае, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны и п. 1 определен размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности", составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного фонда оплаты труда (денежного довольствия).
В соответствии с п.2.1 постановления Правительства от 30.12.2008 №2095 работникам Учреждения ГЗПБ устанавливаются должностные оклады, которые формируются на основе применения к минимальным размерам окладов (должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам, установленным законом области от 17 октября 2008 года N 1862-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета», (далее - минимальный размер должностного оклада) отраслевых повышающих коэффициентов по профессиональным квалификационным группам, повышающих коэффициентов квалификационного уровня и персональных повышающих коэффициентов.
На основании п.3.5 вышеуказанного постановления Правительства области выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами устанавливается локальными нормативными актами в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом начальника учреждения №. от 30.12.2009 выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну производится от минимального должностного оклада по профессиональным группам.
Данный приказ был вывешен на стенде, истец получал денежные средства, что подтверждается представленными расчетными листками.
22 декабря 2008 года между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 1 июля 2005 года, вступившее в силу 1 января 2009 года, в котором персональный повышающий коэффициент квалификационного уровня составил 1,4.
30 декабря 2009 года истцу вновь было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, где персональный повышающий коэффициент квалификационного уровня составил 1.0, соглашение было подписано и вступило в силу с 1 января 2010 года.
В соответствии со ст. 6 Закона Вологодской области от 17 октября 2008 года № 1862-03 «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из областного бюджета» заработная плата работников государственных учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливается в соответствии с настоящим законом, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) выплачиваемой до введения настоящего закона). К видам выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях, в соответствии с приложением 3 указанного закона относятся выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
Таким образом, уровень заработной платы истца (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не снизился, снизились выплаты стимулирующего характера.
В соответствии с Уставом Учреждение имеет право в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно устанавливать для своих работников размеры заработной платы, надбавки.
26.11.2010 года истец получил уведомление о том, что с 01.02.2011 года его персональный повышающий коэффициент будет установлен в размере до 1,02. До 01.02.2011 года ему будет предложено заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. В случае несогласия истца на продолжение работы в новых условиях, ему будет предложен перевод на иную имеющуюся вакантную должность. При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа истца от предложенной работы трудовой договор с ним будет прекращен в соответствии с п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ. О принятом решении необходимо сообщить до 25.01.2011 года.
25.01.2011 года истцу было предложено подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому п.4.1. трудового договора был изложен в следующей редакции: за выполнение трудовой функции работнику устанавливается: а) минимальный размер должностного оклада – 4000 рублей; отраслевой повышающий коэффициент – 2, повышающий коэффициент квалификационного уровня – 1,4; персональный повышающий коэффициент – 1; б) компенсационные выплаты: - выплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 30% от минимального должностного оклада, - за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент) – 15%, в) стимулирующие выплаты: - за стаж непрерывной работы, выслугу лет (при наличии экономии фонда оплаты труда) – до 30% от должностного оклада. Данные изменения должны были вступить в силу 01.02.2011 года.
Истец отказался подписать указанное соглашение, указав, что не согласен с его положениями.
31.01.2011 года истцу был письменно предложен, в связи с отказом от продолжения работы в новых условиях, перевод на другую постоянную работу на имеющиеся вакантные должности; разъяснено, что в случае его отказа от перевода на предложенные должности трудовой договор с ним будет прекращен.
Истец отказался от перевода на вакантные должности, что подтверждается актом от 31.01.2011 года.
Приказом № от 31.01.2011 года истец был уволен по п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
В соответствии со ст.77 ч.1 п.7 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора.
В соответствии со ст.74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса. Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.
Уведомление об изменении условий трудового договора было выдано истцу в письменной форме, за два месяца до предстоящих изменений; имеющиеся у работодателя вакансии были предложены истцу в письменном виде.
Истец в судебном заседании подтвердил, что вакантные должности у ответчика имелись, были ему предложены; как следует из показаний свидетеля Т., истец расписался на листе с предложенными вакансиями, ответил, что его данное предложение не устраивает, и он будет ждать ответ из прокуратуры. Препятствий к назначению истца на вакантные должности не имелось. Заработная плата истца не уменьшилась, изменилась лишь оплата по надбавкам. Истец имел возможность дат согласие о переводе его на вакантные должности, однако, данным правом не воспользовался.
Суд считает, что увольнение истца было проведено в соответствии с ТК РФ и с соблюдением процедуры увольнения.
Уведомление от 26.11.2010 года было выдано истцу в соответствии с действующим законодательством и каких-либо нарушений со стороны ответчика судом не установлено.
Правовые основания для внесения изменений в Положение об оплате труда работников ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты и пожарной безопасности в Вологодской области» отсутствуют.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Дрыга В.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней.
Судья О.Н. Давыдова
Мотивированное решение изготовлено 07.04.2011 года.