Решение по делу № 2-4006/2011



Дело № 2-4006/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда 18 апреля 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Марковой М.В.,

при секретаре Оленевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климовой Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. к закрытому акционерному обществу «Вологодский подшипниковый завод» об обязании зарегистрировать по фактическому месту жительства, и признании права собственности,

УСТАновил:

Климова Н.В., Климов В.А., Климов И.В. и Климов А.В. обратились в суд с иском, мотивируя тем, что Климова Н.В. работает на ЗАО «ВПЗ» с ноября 1980 года и по настоящее время. Сразу после поступления на работу ответчик предоставил Климовой Н.В. для проживания комнату <адрес>. Постоянная регистрация по указанному адресу была оформлена 28 мая 1993 года.

В 2001 году ответчик предоставил ей и членам её семьи вместо ранее занимаемого жилого помещения, другое, находящееся по адресу: <адрес>.

В указанном жилом помещении они проживают постоянно до настоящего времени, и данное жилое помещение для семьи Климовых является единственным и постоянным местом жительства.

На просьбу о перерегистрации с предыдущего места жительства на новое ответчик ответил, что постоянная регистрация по месту жительства оформлена не будет, и Общество готово оформлять только временную регистрацию по месту пребывания, при условии, если Климовы добровольно снимутся с регистрационного учёта из ранее занимаемого жилого помещения.

21 марта 2011 года Климова Н.В. вновь обратилась с письменным заявлением к директору ЗАО «ВПЗ» с просьбой оформить регистрацию её семьи по основному постоянному месту жительства, однако её заявление было проигнорировано.

Считают бездействие ответчика по непредставлению необходимых документов в УФМС России по Вологодской области для оформления регистрации по постоянному месту жительства незаконным, и нарушающим их права.

Климовы исправно оплачивают коммунальные услуги. Других жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма у них не имеется. Из – за изложенных обстоятельств Климовы не имеют возможности реализовать свои права (избирательное право, право на получение кредитов в банке, право на медицинское обслуживание). Кроме того, участковым милиционером им было сделано последнее предупреждение о том, что если они будут проживать в жилом помещении без регистрации, то могут быть привлечены к административной ответственности.

Здания по адресу: <адрес> были построено еще при СССР на государственные денежные средства, изначально находилось в оперативном управлении государственного предприятия ГПЗ-23. В дальнейшем на базе ГПЗ было создано ПО 23-ПЗ. 29 сентября 1993 года была произведена государственная регистрация АООТ «ВПЗ» в план приватизации которого вошли и указанные общежития. Далее 28 июня 1994 года было зарегистрировано АОЗТ «ВПЗ» (в настоящее время ЗАО «ВПЗ») с переходом всего имущества от предшественника. В 2002 году право собственности на общежития, в том числе и на здания по адресу: <адрес> было зарегистрировано на ЗАО «ВПЗ» на основании плана приватизации, утверждённого Решением Комитета по управлению имуществом Администрации Вологодской области № 491 от 23 сентября 1993 года.

Здания по адресу: <адрес> подлежали передаче в муниципальную собственность, поскольку данные объекты относятся к муниципальной собственности в силу приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года.

Согласно п. 2 указанного Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.

Таким образом, сделка приватизации государственного предприятия ГПЗ-23 в части внесения в уставный капитал ЗАО «ВПЗ» жилых зданий по адресу: <адрес> является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ, так как не соответствует требованиям законодательства о приватизации. Следовательно, данная сделка не могла повлечь за собой правовых последствий в виде возникновения права собственности ответчика на данное здание. Истцы незаконно лишены права приватизировать через органы местного самоуправления занимаемое ими жилое помещение.

Истцы Климов В.А., Климов И.В. и Климов А.В. отказываются от своего права приватизации в пользу Климовой Н.В.

Ранее правом приватизации она не пользовалась, жилых помещений в собственности Климовы не имеют, по договорам социального найма жилья не занимают.

Просят суд признать незаконным бездействие ЗАО «ВПЗ» по не оформлению и непредставлению в УФМС по Вологодской области необходимых документов для оформления регистрации Климовой Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. по постоянному месту жительства: <адрес>. Обязать УФМС по Вологодской области снять с регистрационного учёта Климову Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. по адресу: <адрес> и зарегистрировать по адресу: <адрес>. Признать за Климовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения право собственности на жилое помещение - комнату <адрес> в порядке приватизации.

В судебном заседании истцы Климова Н.В., Климов В.А., Климов И.В. и Климов А.В. и их представитель по доверенности от Климовой Н.В. и по устному ходатайству от Климова В.А., Климова И.В. и Климова А.В. – Матвеевский В.Н. исковые требования поддержали.

Представитель истцов суду пояснил, что истица работает у ответчика с 1980 года и по настоящее время, и в связи с трудовыми отношениями ей была предоставлена комната <адрес>. В 2001 году, в связи с ремонтом здания общежития по адресу: <адрес>, ей и членам её семьи вместо ранее занимаемого жилого помещения, была предоставлена комната <адрес> в общежитии по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика ЗАО «ВПЗ» по доверенности Колтакова Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, изложенным в отзыве. Не оспаривала тот факт, что истцы живут в комнате <адрес> постоянно уже 9 лет.

Представитель третьего лица УФМС России по Вологодской области, извещённого надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в своё отсутствие.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, извещённого надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что по состоянию на 14 апреля 2011 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на комнату №, расположенную по адресу: <адрес>. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему:

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что с 1980 года и по настоящее время Климова Н.В. работает у ответчика. В связи с трудовыми отношениями Климовой Н.В. для проживания была предоставлена комната <адрес>. Постоянная регистрация по указанному адресу была оформлена 28 мая 1993 года.

В 2001 году Климовой Н.В. и членам её семьи вместо ранее занимаемого жилого помещения, для проживания была предоставлена другая комната по адресу: <адрес>, в которой их зарегистрировали временно.

В указанном жилом помещении истцы проживают постоянно до настоящего времени. Однако перерегистрация с предыдущего места жительства на новое (из комнаты <адрес> на комнату <адрес>) оформлена не была.

Неоднократные просьбы истцов о снятии их с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и регистрации по месту постоянного проживания по адресу: <адрес>, ответчиком проигнорированы.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с «Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, - граждане обязаны быть зарегистрированы по месту своего жительства.

В силу п. 3 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Ответственными за осуществление регистрации в домах частного жилого фонда в соответствии с указанными Правилами регистрации являются: «Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда».

В соответствии с требованиями ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

При таких обстоятельствах суд считает, что ЗАО «ВПЗ» неправомерно препятствует истцам в регистрации по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>, поскольку, указанная комната была предоставлена Климовой Н.В. в связи с трудовыми отношениями с ответчиком, Климовы длительное время проживают по указанному адресу, исправно вносят плату за жилое помещение и коммунальные платежи, следовательно имеют право быть зарегистрированными по указанному адресу.

На основании изложенного, суд считает требования истцов о признании незаконным бездействия ЗАО «ВПЗ» по не оформлению и непредставлению в УФМС по Вологодской области необходимых документов для оформления их регистрации по постоянному месту жительства: <адрес>, снятии с регистрационного учёта по адресу: <адрес> и регистрации по адресу: <адрес>, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Далее, установлено, что общежитие по <адрес> было построено и передано на баланс 23-го Государственного подшипникового завода. В дальнейшем на базе ГПЗ-23 приказом Министра автомобильной промышленности СССР от 06 апреля 1988 года №213 создано Производственное объединение ГПЗ-23, и имущество, числящееся на балансе предшественника, автоматически перешло на баланс созданного ПО ГПЗ-23. 14 марта 1991 года принято решение о создании арендного предприятия ПО 23-ПЗ. Имущество ПО 23-ПЗ по договору аренды № 8 от 14 марта 1991 года было передано в пользование АП ПО 23-ПЗ, в том числе и общежитие по <адрес>.

Администрацией г. Вологды 29 сентября 1993 года произведена государственная регистрация АООТ «ВПЗ», в план приватизации которого вошло спорное общежитие. Далее Администрацией г.Вологды 28 июня 1994 года зарегистрировано АОЗТ «ВПЗ» (в настоящее время ЗАО «ВПЗ») с переходом всего имущества от предшественника.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация жилых помещений представляет собой бесплатную передачу в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном фонде.

Согласно ст. 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений принадлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23.12.1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона были внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятия или в оперативном управлении учреждений, должен был быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав, в том числе права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года № 3 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29.03.2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 ода № 370) был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде гражданина на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которым относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 Приложения № 3 к Постановлению Верховного совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямо указанного закона.

При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу, что при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия ГПЗ-23 в 1993 году, здание общежития по адресу: <адрес>, в котором по настоящее время проживают истцы не подлежало включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.

При этом суд учитывает, что включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд на условиях социального найма), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Учитывая, что имели место нарушения законодательства при приватизации Государственного предприятия ГПЗ-23 и включении здания, расположенного по адресу: <адрес>, имевшего статус общежития, в уставный капитал ЗАО «ВПЗ», истцы имеют предоставленное им федеральным законом право на приватизацию спорного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» Климова Н.В., Климов В.А., Климов И.В. и Климов А.В. в собственности жилья не имеют. По данным МУП «Жилищный центр» право на приватизацию жилого помещения ими не использовано.

Ссылка представителя ответчика на необходимость применения при рассмотрении дела срока исковой давности несостоятельна, поскольку спорные правоотношения являются длящимися, на требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации исковая давность распространяться не может. Реализация права на приватизацию зависит от волеизъявления гражданина, который вправе обратиться с соответствующей просьбой в течение срока, установленного законодателем для приватизации жилых помещений. При этом, необходимо учитывать, что приватизация жилых помещений, расположенных в общежитиях, стала возможной только с 01.03.2005 года с принятием ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ».

При таких обстоятельствах по делу, учитывая, что истцы Климов В.А., Климов И.В. и Климов А.В. отказались от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> в пользу Климовой Н.В., исковые требования о признании за Климовой Н.В., права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541 – 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, ст. 20 ГК РФ, ст. 100 ЖК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Климовой Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ЗАО «ВПЗ» по неоформлению и непредставлению в УФМС по Вологодской области необходимых документов для оформления регистрации Климовой Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. по постоянному месту жительства: <адрес>, снять Климову Н.В., Климова В.А., Климова И.В., Климова А.В. с регистрационного учёта по адресу: <адрес> и зарегистрировать по адресу: <адрес>.

Признать за Климовой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, право собственности на жилое помещение - комнату <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья М.В.Маркова

Мотивированное решение изготовлено

22 апреля 2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200