Дело № 2-1695/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Вологда 14 февраля 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием представитель Департамента развития муниципальных образований по доверенности Давыдченковой Ю.С., судебного пристава-исполнителя Ягольницкой Д.С., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента развития муниципальных образований Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установил: Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 16.12.2010 года судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области, в обоснование которого указал, что в соответствии с решением от 10.08.2010 года Департамент развития муниципальных образований области обязан предоставить Л. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области. Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обращался в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Вологодского городского суда от 02.11.2010 года в предоставлении отсрочки исполнения данного решения Департаменту отказано. Определением Вологодского областного суда от 10.12.2010 года частная жалоба Департамента оставлена без удовлетворения. Департамент развития муниципальных образований области как орган исполнительной государственной власти области был создан в структуре органов исполнительной государственной власти области только с 01.01.2009 года, а зарегистрирован – 11.01.2009 года. На момент создания Департамента в областном бюджете не были заложены денежные средства на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы» и долевого финансирования из федерального бюджета по статье «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» выделено 56,0 млн. рублей (из них 6,0 млн. рублей из федерального бюджета), которые были направлены на исполнение решений судов, вынесенных ранее 2009 года, (в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения, по искам которых уже были вынесены). В 2010 году Департаменту выделены ещё денежные средства для реализации вышеуказанных полномочий в сумме 158,3 млн. рублей, которые также направлены на дальнейшее исполнение судебных решений (в том числе 12,0 млн. рублей по г. Череповцу). Указанные средства, предусмотренные на 2010 год, все распределены. Дополнительных средств в 2010 году не выделено. В пределах выделенного финансирования и в соответствии с заключенным Департаментом 1 декабря 2009 года контрактом построен жилой дом (70 квартир) для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями в хронологическом порядке (исходя из даты вынесения решения - ноябрь 2009 года) в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения, по искам которых были вынесены ранее. В соответствии с п. 2.1. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещения социального использовании в жилищном фонде области отсутствуют. Исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений находится в прямой зависимости от выделения денежных средств из областного бюджета. Средства областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, выделяются ежегодно, но, к сожалению, данных средств недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся. Согласно доведенному прогнозу предварительного объема бюджетных ассигнований на 2011 год на обеспечение в области жилыми помещениями детей-сирот предусмотрено 160 000,0 тыс. рублей. При выделении указанных средств Департаментом совместно с Комитетом государственного заказа области, полномочным осуществлять функций по размещению заказов для государственных заказчиков, будут проведены конкурсные процедуры на строительство жилья, в том числе и в г. Вологде. Вместе с тем, Департаментом составлен список детей-сирот, которым будет предоставлено жильё, Л. входит в указанный список (номер 50). Департамент развития муниципальных образований области не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, департаментом проводится постоянно и находится на особом контроле, то есть вина Департамента в неисполнении в добровольном порядке в установленный судебным приставом-исполнителем срок решения Вологодского городского суда отсутствует. Указанное обстоятельство является основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Представитель Департамента развития муниципальных образований Давыдченкова Ю.С. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, суду пояснила, что в настоящее время невозможно исполнить решение суда ввиду недостаточного финансирования и отсутствия свободных жилых помещений. Департамент обращался к судебному приставу-исполнителю и представлял доказательства, что исполнить решение суда в данный момент невозможно по не зависящим от Департамента обстоятельствам. Однако, несмотря на это, судебный пристав-исполнитель установила исполнительский сбор. Просит суд удовлетворить заявление Департамента и освободить от исполнительского сбора, так как вины департамента в неисполнении в добровольном порядке решения суда о предоставлении жилого помещения Л. в сроки, установленные судебным приставом, не имеется, и причины неисполнения судебного решения являются уважительными. Судебный пристав-исполнитель Ягольницкая Д.С. в судебном заседании 07.02.2011 года возразила против освобождения Департамента развития муниципальных образований Вологодской области от взыскания исполнительского сбора по ее постановлению в рамках исполнительного производства № от 14.09.2010 года по основаниям, указанным в отзыве, а именно: с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства – 21.09.2010 года должник в срок, установленный для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не исполнил, сообщил в адрес службы судебных приставов об обращении в суд за отсрочкой исполнения судебного решения. Определением Вологодского городского суда от 02.11.2010 года в предоставлении отсрочки Департаменту отказано, кассационной инстанцией данное определение оставлено без изменения. Ввиду того, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа, в срок, предоставленный для добровольного исполнения, Департаментом не представлено, надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находившимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения, 16.12.2010 года в рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в данного должника в размере 5000 рублей. Вынося постановление о взыскании исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель действовал в рамках своих полномочий, руководствовался ст.ст. 30, 105 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В судебном заседании 14.02.2011 года судебный пристав-исполнитель Ягольницкая Д.С. не присутствовала, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). Должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В соответствии с положениями статьи 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Из материалов дела следует, что 14.09.2010 года на основании исполнительного документа – исполнительного листа № от 10.08.2010 года, выданного Вологодским городским судом, об обязании Департамента развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Л. вне очереди изолированное жилое помещение с учетом жилищных и санитарных норм по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета, возбуждено исполнительное производство №. 13.10.2010 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился к судебному приставу-исполнителю Ягольницкой Д.С. с заявлением, в котором указал, что о невозможности исполнения судебного решения о предоставлении Л. жилого помещения, в связи с отсутствием свободных жилых помещений и недостаточным финансированием. 16.12.2010 года судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области Ягольницкая Д.С. вынесла постановление о взыскании с должника – Департамента развития муниципальных образований Вологодской области исполнительского сбора в размере 5000 рублей. Из системного толкования положений части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и части 1 статьи 401 ГК РФ следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора является правом суда. Должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства. Судом установлено, что как до, так и после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора Департамент развития муниципальных образований Вологодской области в рамках предоставленных полномочий и возможностей предпринимал меры к исполнению решения суда. 01.12.2009 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области заключил контракты на строительство части жилого дома в городе Вологде (70 жилых помещений) с последующим приобретением права собственности Вологодской области на жилые помещения. В настоящее время данный дом построен. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со вступившими в законную силу судебными решениями в хронологическом порядке, исходя из даты вынесения судебного решения, начиная с ноября 2009 года, в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения, по искам которых были вынесены ранее. В феврале 2010 года Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области поддана заявка на получение субсидии из федерального бюджета бюджетом Вологодской области в размере 628414, 1 тыс. рублей, в которой содержатся сведения о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало 2010 года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году (667 человек). Однако данная заявка Правительством Вологодской области была удовлетворена частично, в 2010 году Департаменту выделены средства для реализации указанных полномочий в сумме 158,3 млн. рублей. 25.12.2010 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области разместил заказ путем проведения торгов в форме аукциона на право заключить контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в городе Вологде Вологодской области в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения. 19.01.2011 года указанный аукцион был проведен. Единственная заявка на участие в аукционе не соответствовала условиям и была отклонена. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области проводится согласование о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). В 2010 году Департамент развития муниципальных образований Вологодской области подготовил проект «О долгосрочной целевой программе «Обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, на 2011-2013 г.г.», предложив увеличить объем финансирования указанных мероприятий в 2011-2013 годах до общей суммы 1244, 4 млн. рублей, при этом на 2011 г. – 328,9 млн. рублей, 2012 г. – 349, 3 млн. рублей, 2013 г. – 343,2 млн. рублей. Рассмотрев проект Программы, Департамент финансов Вологодской области оставил объем расходов областного бюджета на указанные цели на уровне 2010 года, то есть 158,3 млн. рублей. В соответствии с п. 2.1. Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. Представленные суду документы свидетельствуют об отсутствии и жесткой нехватке в жилищном фонде области указанных свободных жилых помещений. С учетом изложенного, суд считает, что Департамент развития муниципальных образований Вологодской области не уклоняется от выполнения решения суда, предпринимает меры к его исполнению, при этом проявляет ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру обязательства. Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего дела, отсутствие свободных жилых помещений социального использования в жилом фонде Вологодской области, а также недостаточное целевое финансирование жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц из числа указанной категории граждан, достигших возраста 23 лет, не реализовавших право на внеочередное получение жилого помещения, учитывая, что Департамент развития муниципальных образований области является государственным органом осуществляет свои полномочия и обязанности в пределах выделенных бюджетных средств, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении в добровольном порядке решения суда о предоставлении жилого помещения Л. в установленный срок и считает возможным освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от уплаты исполнительского сбора. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области Ягольницкой Д.С. от 16.12.2010 года в рамках исполнительного производства №. Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 17.02.2011 года.