Дело № 2 -2051/11 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Вологда 24 марта 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации к Некоммерческому партнерству «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей» о ликвидации некоммерческой организации, установил: Управление Министерства юстиции Российской Федерации обратилось в суд с иском к Некоммерческому партнерству «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей» о ликвидации некоммерческой организации, в обоснование которого указало, что 07.02.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Вологде в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о государственной регистрации Некоммерческого партнерства «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей» (далее - некоммерческая организация) за основным государственным регистрационным номером №. 01.08.2007 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области (в настоящее время Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области) в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций внесена запись о некоммерческой организации за учетным № Исполнительным директором согласно сведениям ЕГРЮЛ (выписка от 24.11.2010 №) является К.. Адрес (место нахождения) некоммерческой организации согласно сведениям ЕГРЮЛ (выписка от 24.11.2010 №): <адрес> В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон) некоммерческая организация, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Закона, обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о деятельности организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также уведомление о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с пунктом 3.1. статьи 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1. статьи 32 Закона, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности. Некоммерческой организацией до момента обращения в суд в Управление не представлена отчетность, предусмотренная статьей 32 Закона, за 2006-2009 годы. Согласно части 10 статьи 32 Закона неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Просит суд ликвидировать Некоммерческое партнерство «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей», назначить ликвидатором исполнительного директора - К., полномочия по утверждению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса возложить на ликвидатора. В судебное заседание представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представитель третьего лица Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что Управление ФНС России по Вологодской области не возражает в удовлетворении заявленных требований Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области в случае подтверждения фактов, служащих основанием для ликвидации некоммерческой организации и обращает внимание суда на наличие задолженности за указанной некоммерческой организацией по состоянию на 08.02.2011 в сумме 2522,37 рубля. В судебные заседания, назначенные по данному делу, представитель ответчика не являлся, о дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом судебной повесткой. Заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменных объяснений либо возражений по заявленным исковым требованиям ответчик не представил, об уважительных причинах неявки суд не проинформирован. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона (п. 2.1 ст. 2 Закона) В статье 8 Закона дано понятие некоммерческого партнерства как основанной на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации (части 1, 3 статьи 3 Федерального закона). Согласно статье 24 Закона некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. В статье 32 Закона содержатся положения о возложении на некоммерческую организацию ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и предоставлении информации о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 названной статьи закреплено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» закреплено, что некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о деятельности организации и сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также уведомление о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок указанных выше сведений, в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. Согласно статье 18 Закона некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено внесение заявления в суд о ликвидации некоммерческой организации в том числе уполномоченного органа или его территориального органа. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, является Росрегистрация. Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений и политических партий переданы Министерству юстиции Российской Федерации. Судом установлено, что в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области имеются сведения о регистрации Некоммерческого партнерства «Центр поддержки социальных программ вологодский промышленников «Ермей» 01.08.2007 года, регистрационный номер № В соответствии с Уставом Некоммерческого партнерства «Центр поддержки социальных программ вологодский промышленников «Ермей», утвержденным учредительным собранием 21.03.2001 года, целью деятельности Партнерства является повышение духовности, общего уровня и качества жизни, а также создание системы социальной помощи населению Вологодской области, открытие новых благотворительных, учебных и культурных учреждений на основе развития науки и производственных предприятий. Партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Такой деятельностью признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающим целям создания партнерства, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Исполнительным директором некоммерческого партнерства, согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.11.2010 года №, является К. По сведениям Управления Министерства юстиции РФ по Вологодской области данная некоммерческая организация не представила соответствующую отчетность за 2006-2009 годы. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе общественную религиозную организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Судом установлено, что Некоммерческое партнерство «Центр поддержки социальных программ вологодский промышленников «Ермей» не представляло в установленный срок сведения о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, а также заявлений, подтверждающих соответствие некоммерческой организации пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что свидетельствует о неоднократности нарушений требований Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Некоммерческим партнерством «Центр поддержки социальных программ вологодский промышленников «Ермей». Вместе с тем, суд не считает, что данные нарушения являются столь существенными и достаточными, чтобы с учетом всех обстоятельств дела, включая характер допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исследовав все обстоятельства по делу, суд не считает применение такого вида юридической ответственности как ликвидация юридического лица, являющейся исключительной санкцией, соразмерной допущенным Некоммерческим партнерством «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей» нарушениям норм специального закона. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области не подлежат удовлетворению. Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области о ликвидации некоммерческой организации Некоммерческое партнерство «Центр поддержки социальных программ вологодских промышленников «Ермей» - отказать. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами через Вологодский городской суд в Вологодский областной суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 29.03.2011 года.