Дело № 2-2087/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда 12 апреля 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: судьи Молоковой Л.К., при секретаре Шарове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Герасимовой Е.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Герасимова Е.А. обратилась в суд с заявлением, в обосновании которого указала, что 19.10.2010 года подала в Департамент земельных отношений Вологодской области заявление о предоставлении земельного участка площадью 309 кв.м с кадастровым номер №, разрешенное использование: земли запаса. В заявлении было указано, что земельный участок испрашивается для ведения личного подсобного хозяйства, пояснялось, что участок является смежным с участком, принадлежащим заявителю на праве общей долевой собственности (земельный участок площадью 960 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания жилого дома, местоположение установлено относительно ориентира - жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>). В заявлении также было указано, что предоставление и использование испрашиваемого земельного участка для целей строительства невозможно и неэффективно в связи недостаточной площадью, всего 309 кв.м, в соответствии со статьей 1 Решения Вологодской городской Думы № 631 установлен минимальный размер земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства - 0, 06 га (600 кв.м). 20.12.2010 года получен ответ Департамента земельных отношений Вологодской области за № от 09.12.2010 года, Департамент сообщил о невозможности удовлетворения заявления о предоставлении земельного участка. В обоснование отказа Департамент указал, что в соответствии с Генеральным планом, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 13 июля 2000 года №171 на данной территории не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства и сослался на письмо Администрации города Вологды от 29 ноября 2010 года №. В письме от 29 ноября 2010 года Администрация города Вологды так же ссылалась на Генеральный план города Вологды, указав, что ведение личного подсобного хозяйства на данной территории не предусмотрено, а так же что земельный участок расположен в границах охранной зоны объекта культурного наследия, утвержденных Постановлением Правительства Вологодской области. С отказом Департамента земельных отношений Вологодской области и Администрации города Вологды не согласна, полагает, что данным отказом нарушены её права и законные интересы, гарантированные Конституцией РФ, нарушено право на информацию, право гражданина приобретать в собственность, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, право на получение земли на возмездной основе. Считает, что отказ Администрации не правомерен, т.к. личное подсобное хозяйство не запрещено на данной территории (согласно норм, действовавших на момент подачи ее обращения). В период рассмотрения данного заявления действие правил Землепользования и застройки города Вологды было приостановлено, а Генеральным планом города данная территория отнесена к землям населенных пунктов. Считает, что установленный вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительному регламенту и территориальному зонированию, т.к. его размер не соответствует предельным значениям, установленным градостроительным регламентом для строительства, кроме того, возведение на испрашиваемом участке объектов недвижимости нарушает нормативны, санитарные, противопожарные нормы, приведёт к снижению стоимости соседних участков. Герасимовой Е.А. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на отсутствие испрошенного вида использования на данном земельном участке. Заявитель полагает, что с учетом статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, отказ в предоставлении участка со ссылкой на то, что ведение личного подсобного хозяйства невозможно, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает её права и законные интересы. В последующем в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Вологда» внесены изменения и дополнения, которые действуют в настоящее время, подтвердившие вид разрешенного использования в территориальной зоне малоэтажной застройки «Ж-1» для ведения личного подсобного хозяйства. В заявлении о предоставлении земельного участка указывалась цель использования - как приусадебного участка. Ссылаясь, что его использование под строительство невозможно, т.к. участки для строительства должны быть не менее 6 соток. Испрашиваемый участок сформирован с нарушениями закона и установление разрешенного вида его использования для приусадебного хозяйства было бы законным и направлено на устранение существующего несоответствия. Кроме того, Администрация г. Вологда и Департамент земельных отношений отказали ранее в удовлетворении заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей, не связанных со строительством, в аренду с разрешенным использованием для садоводства. Считает, что действующим законодательством РФ Департаменту земельных отношений и Администрации города не предоставлено право отказывать, в предоставлении земельного участка по мотиву нахождения испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны объекта культурного наследия, поскольку наличие охранной зоны не является ограничением для предоставления земельных участков, а лишь устанавливает ограничения по использованию земельного участка владельцем. Герасимова Е.А. готова соблюдать законно установленные ограничения при использовании испрашиваемого земельного участка. Полагает, что отказом Департамента земельных отношений Вологодской области от 09.12.2010 года и письмом администрации от 29.11.2010 года нарушены требования ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Просит суд признать незаконным отказ Администрации города Вологды, изложенный в письме от 29 ноября 2010 года №; признать незаконным отказ Департамента земельных отношений изложенный в письме от 09.12.2010 года исх. №; обязать заинтересованных лиц осуществить мероприятия по предоставлению испрашиваемого земельного участка. Заявитель Герасимова Е.А. в судебном заседании 23.03.2011 года требования уточнила, просила признать незаконным отказ Администрации города Вологды об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес> площадью 309 кв.м с кадастровым номер №, изложенный в письме от 29 ноября 2010 года №; обязать Администрацию города Вологды принять решение об изменении разрешенного вида использования земельного участка площадью 309 кв.м с кадастровым номером № с вида разрешенного использования «земли запаса» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного (приусадебного) хозяйства»; признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Вологодской области в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка по <адрес> площадью 309 кв.м. с кадастровым номер №, изложенный в письме от 09.12.2010 года №; обязать Департамент земельных отношений Вологодской области после изменения вида разрешенного использования участка удовлетворить заявление Герасимовой Е.А. о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством в собственность, осуществив процедуры, предусмотренные главой 3 Положения «О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области, на территории муниципального образования "Город Вологда" утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 12.03.2007 N 326. Заявитель Герасимова Е.А. и её представитель Лямин В.В. в судебном заседании уточненные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в уточнении заявления, просили удовлетворить. Герасимова Е.А. пояснила, что отказ является неправомерным, т.к. спорный земельный участок не изъят из оборота, испрашиваемый земельный участок имеет площадь 309 кв. м, что не достаточно для ведения строительства, что не соответствует виду разрешенного использования определенному для данного участка, следовательно, вид разрешенного использования должен быть изменен, вид использования - ведение личного подсобного хозяйства в соответствии с земельным законодательством может быть определен для данного участка. Представитель Администрации г. Вологды по доверенности Завьялова А.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве, в удовлетворении заявленных требований просила отказать. Пояснила, что на момент обращения Правила землеустройства и застройки не действовали, в связи с чем администрация руководствовалась генеральным планом города, испрашиваемый вид использования для спорного участка генеральным планом не предусмотрен. Представитель Департамента земельных отношений Вологодской области по доверенности Семичева Е.В. в судебном заседании с заявленными требования не согласилась, по основаниям, изложенным в отзыве и дополнительном отзыве на заявление. Пояснила, что Департамент земельных отношений не принимает самостоятельно решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков, поэтому при отказе заявителю руководствовался ответом Администрации г. Вологды. Представитель третьего лица Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия по Вологодской области в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В предыдущем судебном заседании представила отзыв. Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что 19.10.2010 года Герасимова Е.А. обратилась в Департамент Земельных отношений ВО с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. К заявлению прилагался кадастровый паспорт земельного участка № от 08.07.2009 года. В представленном кадастровом паспорте на испрашиваемый земельный участок указано: категория земель – «земли населённых пунктов», разрешенное использование – «земли запаса». В заявлении Герасимова Е.А. просила предоставить земельный участок в собственность с целевым использованием для ведения личного подсобного хозяйства. Департамент земельных отношений Вологодской области пакет документов, представленный заявителем направил в Администрацию города Вологды для принятия соответствующего решения, поскольку вид разрешенного использования испрашиваемого участка не соответствовал испрашиваемому виду использования, указанному в заявлении Герасимовой Е.А., а также учитывая, что решение о предоставлении необходимо принимать с учетом зонирования территории. В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ, определяющей основные принципы земельного законодательства, выделяется «деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства». Целевое назначение устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а разрешенное использование земельных участков, конкретизирующее целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель, определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством. В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований. В силу подп. 20 п. 1 ст. 14 и подп. 15 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение указанных правил является вопросами местного значения поселений и городских округов. Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки поселений, городских округов также отнесены к вопросам местного самоуправления поселений и городских округов. Установлено, что на момент направления Департаментом земельных отношений ВО в Администрацию города Вологды заявления Герасимовой Е.А. о предоставлении земельного участка действие решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» было приостановлено. В соответствии с подп. 3 п.1 ст. 4, п. 4 ст. 4.1 ФЗ от 29.12.2004 № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учётом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, по мотивированному заявлению заинтересованного лица направленному в органы местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов Администрация г. Вологды направила в адрес Департамента письмо от 29.11.2010 №, в котором отмечалось, что в соответствии с генеральным планом г. Вологды, утвержденным Решением Вологодской городской Думы от 13.07.2000 №171 «Об утверждении генерального плана города Вологды», не предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства на данной территории, кроме того, данный участок находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 № 2087. 09 декабря 2010 года Департамент земельных отношений Вологодской области, на основании письма Администрации г. Вологды от 29.11.2010 № направил в адрес заявителя письмо о невозможности удовлетворения заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность. Установлено, что согласно генеральному плану г. Вологды испрашиваемый земельный участок находится в границах функциональной зоны - 2-4 этажное жилищное строительство, использование участков в границах данной функциональной зоны для ведения личного подсобного хозяйства генеральным планом не предусмотрено. Таким образом, учитывая, что на момент рассмотрения Администрацией г. Вологды заявления действие Правил землепользования и застройки города Вологды было приостановлено, согласно генеральному плану г. Вологды испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не был предусмотрен, суд не находит оснований для признания отказа Администрации г. Вологда, изложенного в письме от 29 ноября 2010 года № незаконным. Учитывая, что Департамент Земельных отношений ВО не наделен полномочиями самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельных участков, Администрация г. Вологды направила в Департамент письмо о невозможности изменения вида разрешенного использования на вид – личное подсобное хозяйство, у Департамента земельных отношений ВО отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого участка, следовательно, оснований для признания отказа Департамента земельных отношений ВО не законным не имеется. Согласно схеме градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Вологды, вновь введённых в действие с декабря 2010 года, спорный земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-1). Для данного участка установлен основной вид разрешенного использования - для размещения жилых домов этажностью 1-3 этажа и объектов социально-бытового, культурного и иного назначения, необходимых для создания условий для развития зоны. Личное подсобное хозяйство является одним из условно разрешенных видов разрешенного использования для земельных участков расположенных в зоне застройки малоэтажными жилыми домами. Согласно п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке ст. 39 указанного кодека. В силу ч. 1, ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. В соответствии с ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. Согласно ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ на основании указанных в ч. 8 статьи рекомендаций, глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования либо об отказе в предоставлении такого разрешения. В силу ч. 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. Таким образом, учитывая, что действующим законодательством установлен порядок изменения одного вида разрешенного использования на другой, суд не находит законных оснований для обязания администрации г. Вологды, изменить разрешенный вид использования спорного участка на вид использования - личное подсобное хозяйство. Кроме того, учитывая, что предоставление испрашиваемого участка в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации может быть осуществлено лишь с соблюдением принципа публичности, что не гарантирует обязательное предоставление спорного земельного участка заявителю, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Департамента земельных отношений ВО удовлетворить требование заявителя о предоставлении земельного участка в собственность осуществив процедуры, предусмотренные главой 3 Положения «О порядке принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельными участками, находящимися в собственности Вологодской области, на территории муниципального образования «Город Вологда». На основании выше изложенного требования заявителя не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», ст. ст. 1, 7, 11, 85 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8, 37, 39 Градостроительного кодекса РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Герасимовой Е.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.К. Молокова Мотивированное решение изготовлено 15 апреля 2011 года