Решение по делу № 2-4522/2011



Дело № 2-4522/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Вологда

«

27

»

апреля

2011 г.

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Л.Н. Мельниковой,

при секретаре И.П. Селяниной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарногского района в интересах Потаповой А.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Тарногского района, действуя в интересах Потаповой А.В., обратился в суд с иском к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области, мотивируя тем, что проведенная прокуратурой Тарногского района проверка по обращению Потаповой (Васильевой) А.В. показала, что Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области не выполняются требования закона по обеспечению вне очереди Потаповой А.В., как лица из числа детей-сирот, не имеющего закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями после окончания образовательного учреждения. Постановлением Главы Тарногского района от 18.02.1997 «Об установлении опеки над несовершеннолетней» опекуном несовершеннолетней Потаповой (Васильевой) А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, назначена М., так как единственный родитель Потаповой А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти матери Потапова А.В. проживала в частном доме М., не подлежащем закреплению за несовершеннолетней. В 2002 году Потапова А.В. поставлена на учет внеочередного получения жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот, однако, по окончанию образовательного учреждения ГОУ НПУ в ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение ей предоставлено не было. 19.09.2009 Васильева А.В. вступила в брак с П., взяв фамилию мужа. В настоящее время Потапова А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес> и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в администрации Спасского сельского поселения Тарногского муниципального района. Потапова А.В. не является собственником какого-либо жилого помещения.

Просит суд обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обеспечить Потапову А.В., как лицо из числа детей-сирот, жилым помещением по договору социального найма вне очереди общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в соответствии с действующим жилищным законодательством в Тарногском районе Вологодской области.

В судебное заседание Прокурор Тарногского района не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме.

Заинтересованное лицо Потапова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки не известны.

Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему.

19.09.2009 Васильева А.В. вступила в брак с П., после заключения брака ей присвоена фамилия Потапова, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.19).

Потапова А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Потаповой (Васильевой) А.В. – В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Потапова А.В. рождена вне брака, отцовство в отношении ребенка не установлено. На момент смерти матери В. Потапова А.В. проживала в частном доме М., не подлежащем закреплению за несовершеннолетней Потаповой А.В. В 2002 году Потапова А.В. была поставлена на учет внеочередного получения жилья. Данные обстоятельства усматриваются из письма Управления образования Тарногского муниципального района от 10.03.2011 (л.д.22).

Постановлением Администрации Тарногского района от 18.02.1997 «Об установлении опеки над несовершеннолетней» опекуном несовершеннолетней Васильевой А.В. назначена М. (л.д.26).

В соответствии с ответом на запрос из Администрации Спасского сельского поселения от 15.02.2011 , в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Потапова А.В. стоит в очереди с 02.07.2002 по решению жилищной комиссии при администрации Тарногского района, жилое помещение Потаповой А.В. не предоставлено из-за отсутствия свободного муниципального жилья, а также по той причине, что денежные средства для строительства нового жилья не выделялись (л.д.28).

В настоящее время Потапова А.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта Потаповой А.В. (л.д.9-13).

В соответствии со справкой Админмстрации Тарногского сельского поселения Тарногского района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, Потапова А.В. проживает по адресу: <адрес> мужем П. и дочерью Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д.16).

Согласно копии диплома , выданного ДД.ММ.ГГГГ ГОУ <данные изъяты>, Потапова А.В. ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс названного училища <данные изъяты> (л.д.14).

Согласно справке от 03.03.2011 Тарногского районного филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» за Потаповой (Васильевой) А.В. права собственности на недвижимое имущество в Тарногском районном филиале не регистрировались (л.д.21).

Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 03.03.2011 об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Потаповой (Васильевой) А.В. на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.

До настоящего времени Потапова А.В. жильем не обеспечена.

Согласно ст.57 ч.2 п.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 указанного Федерального закона дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 года № 982 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности по их заявлению и по ходатайству органов опеки и попечительства жилое помещение по договорам социального найма предоставляется по окончании пребывания в образовательном или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания.

В соответствии со ст.3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 года №1471-ОЗ «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» К категориям граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, относятся:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы:

а) если ранее занимаемое ими (или их родителями) жилое помещение не было закреплено за ними;

б) в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания;

в) в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара или стихийного бедствия;

г) если при вселении в закрепленное за ними жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, они будут вынуждены проживать в одном жилом помещении с родителями, лишенными родительских прав, и отсутствует возможность обмена жилого помещения;

д) если при вселении в закрепленное жилое помещение уровень обеспеченности вселяемого общей площадью жилого помещения будет меньше установленной органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством учетной нормы;

е) если лицо, подлежащее вселению в закрепленное за ним жилое помещение по договору социального найма, находилось в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, десять и более лет;

В ст.16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления.

В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как это предусмотрено п.5 ст.19 упомянутого Федерального закона, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В ст.3 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст. 5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались.

Согласно ч.3, 4 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года №723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» (с учетом Постановления правительства Вологодской области от 03.03.2009 года №397 «О внесении изменений в Постановление правительства области от 13.06.2007 года №723») определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п.1.4.1 предусмотрено, что решение о предоставления жилых помещений жилищного фонда области и заключение договоров социального найма осуществляется Департаментом развития муниципальных образований области, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина.

В силу ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

При таких обстоятельствах дела суд считает исковые требования прокурора Тарногского района, действующего в интересах Потаповой А.В., подлежащими удовлетворению, и полагает необходимым обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области вне очереди предоставить Потаповой А.В. жилое помещение, соответствующее действующим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм.

Руководствуясь ст.ст.15, 49, 57 ЖК РФ, ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Вологодской области от 29.12.2003 года № 982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», законом Вологодской области от 17 июля 2006 года № 1471-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора Тарногского района, действующего в интересах Потаповой А.В., удовлетворить.

Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Потаповой А.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок.

Судья Л.Н. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2011