Дело № 2-3744/11 г. Вологда 09 июня 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Образцова О.В. при секретаре Подольской Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абушаевой Н.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А. и М., Абушаевой Е.И. к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Истцы обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Вологодской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя требования тем, что Абушаева Н.Г. и Абушаева Е.И. в начале ноября 1996 года были вселены в изолированное жилое помещение - смежные комнаты № <адрес>, а с 22 февраля 1997 года зарегистрированы по месту своего жительства. При вселении в жилое помещение договор социального найма на руки не передавался. В последующем по данному адресу 07 мая 1997 года была зарегистрирована А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а 28 апреля 2010 года – М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. До настоящего времени истец выполняет все обязательства, установленные статьёй 67 Жилищного кодекса Российской Федерации для нанимателя жилого помещения по договору социального найма, своевременно внося плату за жилое помещение, проводя его текущий ремонт, обеспечивая сохранность и надлежащее состояние занимаемой квартиры. Письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды от 30 ноября 2010 года № Абушаевой Н.Г. было сообщено, что объект по адресу: <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности г. Вологды не числится. Ранее Абушаева Н.Г. обращалась с заявлением о приватизации занимаемых комнат № по вышеуказанному адресу, однако письмом ГОУ «Профессиональное училище №» от 26 октября 2009 года № и письмом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 06 ноября 2009 года № в приватизации спорного жилого помещения было отказано. В обоснование отказа было сообщено о принадлежности комнат к специализированному жилищному фонду области (общежитие). С указанным решением истцы не согласны, поскольку спорное жилое помещение не зарегистрировано в качестве служебного в органах государственной регистрации недвижимости. По решению суда супруг истца Абушаевой Н.Г. был признан безвестно отсутствующим, а в 2004 году брак с ним был расторгнут. На момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации бывшие супруги проживали раздельно. Абушаева Н.Г. не может быть выселена из занимаемого ею жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Просили суд признать в порядке приватизации за Абушаевой Натальей Геннадьевной, Абушаевой Еленой Ивановной, А. и М. право общей долевой собственности на изолированное жилое помещение - смежные комнаты № площадью 12 кв.м и № площадью 18 кв.м, расположенные в <адрес>, определив доли в праве общей долевой собственности равными по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанные комнаты за каждым. Определением Вологодского городского суда от 19 апреля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент развития муниципальных образований Вологодской области. В судебном заседании представитель истца Абушаевой Н.Г. по доверенности Коптяев Д.В. исковые требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить. В судебное заседание истец Абушаева Н.Г. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. В судебное заседание истец Абушаева Е.И. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. В судебное заседание представитель ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил письменный отзыв, в котором разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В судебное заседание представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель третьего лица Бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Вологодской области «Профессиональное училище №» (далее БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №») по доверенности Жирнов А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что данное общежитие было введено в эксплуатацию как общежитие, и по всем документам оно проходит как общежитие. В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, надлежащим образом извещённого о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв. Суд, заслушав объяснения представителя истца Абушаевой Н.Г. и представителя третьего лица БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №», исследовав материалы дела и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему. В соответствии со статьёй 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: 1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; 2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: 1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; 4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование. В соответствии со статьёй 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения). В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаём, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Согласно статье 94 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности публичным образованиям, в том числе и Вологодской области как субъекту Российской Федерации, как закреплённые за государственными организациями (предприятиями и учреждениями) на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) соответственно, так и находящиеся в казне соответствующего публичного образования, отнесены к государственному жилищному фонду. Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Согласно статье 2 указанного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно статье 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения в общежитиях. Согласно статье 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Приведённая норма не регулирует отношения по приватизации и, соответственно, не является специальной нормой, конкретизирующей положения Закона «О приватизации жилищного Фонда Российской Федерации». В Определении от 03 июля 2007 года№N 425-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда. Фактически это привело к изменению их правового статуса и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений. Распространение законодателем, в полномочия которого входит определение действия закона по кругу лиц, на указанные жилые помещения действия норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма устранило неопределённость правовых последствий передачи таких общежитий органам местного самоуправления. При этом следует учитывать, что статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ не регулирует отношения по приватизации жилых помещений, осуществляемой на основании специального закона - Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой ограничение прав и свобод человека и гражданина путём определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года № 25-П). Установлено и подтверждается лицевым счётом №, справками от 01 марта 2011 года, 05 апреля 2011 года (л.д. 48), что с 22 февраля 1997 года в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы истцы Абушаева Н.Г. и Абушаева Е.И., с 07 мая 1997 года А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28 апреля 2010 года – М., ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке ГП ВО «Облтехинвентаризация» от 20 декабря 1994 года № <адрес> зарегистрирован как общежитие профессионального технического училища № им. Панкратова на основании акта приёма-передачи от 25 января 1989 года. В соответствии с указанным актом приёма-передачи общежитие по адресу: <адрес> передано от Вологодского станкостроительного завода на баланс производственного объединения «В» на основании приказа Министра народного образования РСФСР № 42 от 21 сентября 1988 года, приказа генерального директора ПО «В» № от 19 декабря 1988 года. В соответствии с договором № от 16 марта 1995 года об использовании государственного имущества, закреплённого на правах оперативного управления за государственным учреждением, заключённым между Комитетом по управлению имуществом Вологодской области и Профессиональным училищем № здание общежития по адресу :<адрес> передано в оперативное управление Профессиональному училищу №. Суду представлен акт инвентаризации объекта федеральной собственности от 25 марта 1998 года, учётная карточка по объекту федерального недвижимого имущества, подтверждающие, что указанное задние находилось на балансе Государственного профессионального училища №. Право собственности Вологодской области на здание общежития площадью 4740,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на основании постановления Законодательного собрания Вологодской области № 420 от 07 июля 1999 года зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Вологодской области 10 января 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 33). 12 мая 2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на основании договора о порядке использования государственного имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением № от 25 октября 2007 года зарегистрировано право оперативного управления БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» в отношении здания общежития площадью 4740,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 49). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 декабря 2010 года № здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 4740,8 кв.м., находится в собственности Вологодской области, на праве оперативного управления принадлежит ГОУ «Профессиональное училище №». Согласно письму Департамента имущественных отношений Администрации г.Вологды от 20 ноября 2010 года № общежитие по адресу: <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности г.Вологды не числится. В соответствии приказом департамента образования Вологодской области от 11 мая 2004 года № государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище № имени А.К. Панкратова», на чьём балансе числилось и в оперативном управлении которого находилось здание по адресу: <адрес>, было реорганизовано путём присоединения к государственному образовательному учреждению «Профессиональное училище №», о чём в Едином государственном реестре юридических лиц 15 октября 2004 года сделана соответствующая регистрационная запись. Приказом Департамента образования Вологодской области от 17 марта 2011 года № 245 государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №» переименовано в бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Вологодской области «Профессиональное училище №» Учредителем БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» и собственником его имущества является Вологодская область. Функции и полномочия учредителя БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» осуществляет Департамент образования Вологодской области. Полномочия собственника имущества БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области. БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» является некоммерческой организацией - государственным бюджетным образовательным учреждением. Имущество, в том числе здание общежития, расположенного по адресу: <адрес>, закреплено за БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №» на праве оперативного управления на основании договора № от 25 октября 2007 года о порядке использования государственного имущества, закреплённого на праве оперативного управления за государственным образовательным учреждением «Профессиональное училище №», заключённого между Департаментом имущественных отношений Вологодской области и образовательным учреждением. В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 договора № от 25 октября 2007 года учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом области, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества и настоящим договором. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закреплённым за ним имуществом, и имуществом, приобретенным за счёт средств, выделенных ему из бюджета области, иначе как по решению Департамента и с согласия учредителя. Из материалов дела усматривается, что общежитие по адресу: <адрес> из государственной собственности Вологодской области не выбывало и в муниципальную собственность не передавалось. Как было указано выше, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 92) использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения (к которым относятся и жилые помещения в общежитиях) допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в установленном порядке. Вместе с тем, так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, носят длящийся характер, то Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 1 марта 2005 года. Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Таким образом, поскольку здание, расположенное по адресу: <адрес> обладало статусом общежития ещё до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (с момента ввода в эксплуатацию), то в настоящее время принятие решения об отнесении его и специализированному жилищному фонду (общежитию) не требуется, к нему применяются нормативные акты, регулирующие жилищные правоотношения по использованию жилых помещений в общежитиях, относящихся к специализированному жилищному фонду. Поскольку здание общежития по адресу: <адрес> как объект государственной собственности Вологодской области закреплено на праве оперативного управления за БОУ НПО ВО «Профессиональное училище №», из государственной собственности не выбывало, в мунициальную собственность не передавалось, всегда находилось в оперативном управлении областного государственого учреждения, статуса общежития в установленном порядке не утрачивало, соответственно, не произошло изменения правового статуса здания и правового режима занимаемых жилых помещений. Таким образом, в отношении указанного здания норма, закреплённая в статье 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», неприменима. БОУ НПО ВО «Профессиональное учили №» осуществляет свою уставную деятельность, соответственно, здание общежития необходимо для проживания как учащихся, так и работников учреждения, то есть оно соответствует главному признаку данного вида жилых помещений специализированного жилищного фонда области. При таких установленных обстоятельствах дела, исковые требования Абушаевой Н.Г. и Абушаевой Е.И. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объёме. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении исковых требований Абушаевой Н.Г., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А. и М., Абушаевой Е.И. к Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: О.В. Образцов Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2011 года.