Дело № 2 –3347/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 05 » апреля 2011г. Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Задворной Л.Л., при секретаре Куверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дементьева В.В., Роженцова А.П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы г. Вологды, у с т а н о в и л : Дементьев В.В., Роженцов А.П., являющиеся собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме <адрес>, обратились в суд с заявлением, мотивируя тем, что постановлением Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам жилых помещений муниципального жилищного фонда» (в редакции постановления Главы г. Вологды от 21.01.2010 года № 148, постановлений Администрации г. Вологды от 07.05.2010 года № 2192, от 13.08.2010 года № 4235, от 29.12.2010 года № 7296) установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Заявители полагают, что указанные постановления противоречат федеральному законодательству. Так, срок действия постановления от 07.05.2010 года № 2192, вступившего в силу с 01.06.2010 года, в соответствии с которым был изменен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, составил 8 месяцев: с 01.06.2010 года по 31.01.2010 года, что противоречит части 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается не менее чем на один год. Согласно наименованию постановления от 10.04.2009 года № 1854 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», а также из содержания пунктов 1,2 постановления, следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен для муниципального жилищного фонда. Однако, исходя из названия и текста постановления, невозможно определить, на какой жилищный фонд оно распространяется: частный, государственный или муниципальный. Если действие постановления распространяется на муниципальный жилищный фонд, то оно не имеет отношения к собственникам жилых помещений. В то же время, управляющая компания, которая предоставляет услуги по управлению домом заявителей, МАУ «Управление городского хозяйства г. Вологды», выставляя лицевые счета за оплату квартир, уведомила заявителей, как собственников квартир, об увеличении размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома с 01.02.2011 года, ссылаясь на постановление Администрации г. Вологды от 29.12.2010 года № 7296. Данным постановлением были внесены изменения в постановление Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854. Также считают, что пункт 5 примечания к приложению № 1 постановления Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854, в соответствии с которым при расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме учтены расходы по уборке придомовой территории в размере 3, 77 рублей за 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц, противоречит ст. 36 ч.1 Жилищного кодекса РФ, Правилам содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491 (далее по тексту – Правила), поскольку федеральное законодательство не содержит в себе термин «придомовая территория», а плата должна производиться за содержание земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом. Земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет и передан собственникам жилых помещений в общую долевую собственность. Земельный участок под их домом не сформирован, следовательно, плата за его содержание не должна взиматься. Пункт 3 постановления Администрации г. Вологды от 29.12.2010 года № 7296 рекомендует управляющим организациям при определении платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах предлагать собственникам помещений в многоквартирных домах устанавливать размер отчислений на капитальный ремонт общего имущества в размере 3,52 руб. за 1 кв.м. Заявители считают, что указанный пункт постановления противоречит ч.2 ст. 158 Жилищного кодекса РФ и п.37 Правил, в соответствии с которыми при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Считают, что оспариваемые постановления нарушают права заявителей в жилищной сфере и налагают на них обязанности несения излишних расходов по оплате содержания и ремонта общего имущества дома. Просят суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854 в редакции постановления Главы г. Вологды от 21.01.2010 года № 148, постановлений Администрации г. Вологды от 07.05.2001 года № 2192, от 13.08.2010 года № 4235, от 29.12.2010 года № 7296, опубликовать решение в газете «Вологодские новости», взыскать с ответчика в пользу Дементьева В.В. расходы по уплате государственной пошлины. В судебном заседании, состоявшемся 23 марта 2011 года, заявитель Дементьев В.В. требования уточнил, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Администрации г. Вологды от 29.12.2010 года № 7296, за исключением пункта 2; ввести новый пункт 2 – признать противоречащим федеральному законодательству взимание платы за содержание придомовой территории с собственников жилых помещений многоквартирных домов, земельные участки которых не переданы в общую долевую собственность с проведением кадастрового учета. Пункт 2 требования просил именовать пунктом 3, пункт 3 требований именовать пунктом 4. Суду пояснил, что постановление Главы г. Вологды от 10.04.2009 года №1854 обжалует в редакции всех указанных им в заявлении пяти последующих постановлений. В судебном заседании, состоявшемся 05 апреля 2011 года, заявитель Дементьев В.В. заявленные требования вновь уточнил и просил суд признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854, опубликованное в газете «Вологодские Новости от 15.04.2009 года № 15, в редакции постановлений Администрации г. Вологды: от 07.05.2010 года № 2192, опубликованного в газете «Вологодские Новости» от 19.05.2010 года, от 29.12.2010 года № 7296, опубликованного в газете «Вологодские Новости» от 19.01.2011 года № 2, в части. Просил признать таковыми пункты постановления: 1, как противоречащий ст. 19 ч.3, ст. 163 Жилищного кодекса РФ; 3, как противоречащий ст. 158 ч. 2 Жилищного кодекса РФ, пункт 5 примечания к постановлению, как противоречащий пункту 15 Правил и нормам Жилищного кодекса РФ; подпункты 5, 5.1. приложения к постановлению, устанавливающие размер оплаты в жилых домах, оборудованных центральным отоплением, водопроводом, канализацией, газовыми плитами, как противоречащий ст. ст. 161 – 163 Жилищного кодекса РФ. Заявитель Роженцов А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Вологды по доверенности Малафеевская М.Г. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что постановление Главы города Вологды от 10.04.2009 года № 1854 соответствует федеральному закону, его действие распространяется только на нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а не на собственников жилых помещений, каковыми являются Дементьев В.В. и Роженцов А.П. Поэтому права заявителей указанным постановлением не затрагиваются. Полагает, что управляющая компания, обеспечивающая управление многоквартирным домом, в котором проживают заявители, при выставлении счетов на оплату собственникам жилых помещений об увеличении оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, необоснованно ссылается на оспариваемое постановление Главы г. Вологды в редакциях последующих постановлений. Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства г. Вологды по доверенности Жирнов А.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, представил письменный отзыв на заявление, поддержал позицию представителя Администрации г. Вологды. Представитель заинтересованного лица МАУ «Управление городского хозяйства г. Вологды» по доверенности Мациевская А.Н. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Суду пояснила, что управляющая компания, выставляя счета на оплату за содержание и ремонт жилого помещения собственников дома № <адрес>, в том числе, на увеличение указанного размера, ссылается на положения оспариваемого постановления Главы г. Вологды, поскольку распространяет его действия на собственников жилых помещений. Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему. По общему правилу граждане и организации в силу статей 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод. В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Постановление Главы города Вологды от 10.04.2009 года № 1854 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда» с последующими изменениями издано Главой города Вологды в установленном порядке в соответствии с имеющимися у него полномочиями, указанными в ст. 38 Устава муниципального образования «Город Вологда». Обжалуемое в части постановление содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в области платы за содержание и ремонт жилого помещения. Постановления Постановления Администрации г. Вологды от 07.05.2001 года № 2192, от 29.12.2010 года № 7296, которыми внесены изменения в оспариваемое постановление Главы г. Вологды, изданы Администрацией города Вологда на основании ст.ст. 38, 44 Устава муниципального образования «Город Вологда». Как следует из ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления устанавливают размер платы за пользование жилым помещением (платы за нем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Обжалуемое постановление регулирует общественные отношения в области установления органом местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, в отношении которого не выбран способ управления многоквартирным домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано либо если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Судом установлено, что заявители являются собственниками жилых помещений – квартир в многоквартирном жилом доме <адрес> В силу ч.1 ст. 45 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч.7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 – 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному адресу, проведенного в форме заочного голосования от 20.01.2010 года, был выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, которой была выбрана МАУ «Управление жилищного хозяйства города Вологды». Был определен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения в многоквартирном доме – 14 рублей 16 копеек за 1 кв.м. На основании указанного выше собрания собственников помещений многоквартирного дома 20.01.2010 года между Муниципальным автономным учреждением «Управление жилищного хозяйства города Вологды» и Департаментом городского хозяйства, как собственником жилых помещений площадью 554,2 кв.м, был заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Аналогичный договор был заключен между МАУ «Управление жилищного хозяйства города Вологды» и собственником жилого помещения площадью 58, 6 кв. м – Дементьевым В.В. Согласно разделу 4 указанных договоров размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается решением собрания собственников жилых помещений, а также актами органов местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» в пределах их компетенции. В соответствии с письмом Министерства Регионального развития РФ от 05.03.2009 года №6093-АД/14 «Об установлении органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме» размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных пунктами 34, 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно: если собственники не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, и если собственники выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Как следует из материалов гражданского дела способ управления многоквартирным домом <адрес> выбран собственниками на общем собрании, принято решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Анализируя указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Главы г. Вологды в редакциях последующих постановлений регулирует общественные отношения по установлению органом местного самоуправления муниципального образования «Город Вологда» платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда, и не распространяет свое действие на установление платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений. Пункт 3 постановления носит рекомендательный характер, и содержит рекомендации управляющим организациям при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирных домах устанавливать размер отчислений на капитальный ремонт общего имущества в размере 3, 52 руб. за 1 кв.м., что не противоречит положениям ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса РФ. Примечание и приложение к оспариваемому постановлению также распространяет свое действие только на нанимателей жилых помещений, соответственно, не нарушает прав и свобод заявителей, как собственников жилых помещений. При этом суд обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с разделом 9 Договора управления многоквартирным домом <адрес>, определен перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, по уборке земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома. Указанный договор был подписан Дементьевым В.В. и им не оспаривался. При таких обстоятельствах по делу, учитывая, что оспариваемое постановление не противоречит нормам федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителей как собственников жилых помещений, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 45, 156 – 158, 161 – 163 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 247, 251 - 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : Заявленные требования Дементьева В.В., Роженцова А.П. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Главы г. Вологды от 10.04.2009 года № 1854 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилого фонда», в редакции постановлений Администрации г. Вологды: от 07.05.2010 года № 2192, от 29.12.2010 года № 7296, в части, а именно: пунктов 1,3, пункта 5 примечания к постановлению, подпунктов 5, 5.1. приложения к постановлению - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья Л.Л. Задворная Мотивированное решение изготовлено 08.04.2011