Дело № 2-4448/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда 07 июня 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: Председательствующего судьи Задворной Л.Л., при секретаре Куверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Долихина А.А. к Администрации города Вологды о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установил: Долихин А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Вологды, мотивируя требования следующими обстоятельствами. Долихин А.А. являлся собственником квартиры по адресу: <адрес>. 21 мая 2010 года указанный жилой дом сгорел. 31 мая 2010 года Долихин А.А. обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о предоставлении жилплощади из маневренного фонда. Письмом Департамента имущественных отношений Администрации г. Вологды Долихину А.А. было предложено жилое помещение по адресу: <адрес> (комната в четырехкомнатной квартире). Указанная комната требовала ремонта, также в квартире проживали люди, которые вели антисоциальный образ жизни, в связи с чем Долихин А.А. от нее отказался. 28.12.2010 года Долихин А.А. обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Вологды от 22.02.2011 года Долихину А.А. было отказано в принятии на учет в связи с тем, что он не является малоимущим. Считает данное постановление незаконным и необоснованным. Просил суд признать незаконным постановление Администрации города Вологды от 22 февраля 2011 года № «Об учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, малоимущих граждан», которым Долихину А.А. на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ было отказано в принятии на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию города Вологды признать Долихина А.А.нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включить его в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В судебном заседании, состоявшемся 22 апреля 2011 года, представитель Долихина А.А. по доверенности Зимин С.Ю. требования уточнил, просил суд признать отказ Администрации г. Вологды в принятии Долихина А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязать Администрацию г. Вологды признать Долихина А.А. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принять на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, включить Долихина А.А. в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Также по ходатайству представителя Долихина А.А. по доверенности Зимина С.Ю. Администрация г. Вологды привлечена к участию в деле в качестве ответчика. В судебном заседании представитель истца по доверенности Зимин С.Ю. уточненные требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время истец не имеет жилого помещения и временно проживает в <адрес> в съемном жилом помещении. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Моисеева А.А. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что Долихин А.А. обратился в Администрацию г. Вологды с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, к заявлению были приложены все необходимые документы. В постановке на учет Долихину А.А. было отказано, поскольку он не является малоимущим. Также пояснила, что жилой дом по адресу: <адрес> в муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда», не включен. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что Долихин А.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.12.2010 года (л.д. 15). Установлено и подтверждено копией лицевого счета от 23 декабря 2010 года, а также справкой УФМС России по Вологодской области от 25.04.2011 года, что в квартире по адресу: <адрес> зарегистрирован Долихин А.А. Указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания на основании заключения межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда г. Вологды № от 25.08.2008 года. Согласно акту о пожаре дом по адресу: <адрес>, сгорел 21 мая 2010 года. Из справки Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды следует, что жилой дом по указанному выше адресу в муниципальные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Город Вологда» не включен. 28.12.2010 года истец Долихин А.А. в установленном законом порядке обратился в Администрацию города Вологды с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Согласно постановлению Администрации города Вологды № от 22 февраля 2011 года, а также списку, являющемся приложением к данному постановлению, Долихину А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что Долихиным А.А. представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (не признан малоимущим). Иной недвижимости, кроме указанного выше жилого помещения, которое сгорело, на праве собственности истец не имеет, что подтверждается ответами из ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» и Управления Росреестра по Вологодской области. Вместе с тем, судом установлено, что Долихин А.А. работает в ООО <данные изъяты>, его общий доход за 2010 год составил 362329 рублей 87 копеек, что подтверждается справкой о доходах физического лица. Таким образом, среднемесячный доход Долихина А.А. составляет более 20000 рублей. Кроме того, из имеющихся в материалах дела документов следует, что за Долихиным А.А. зарегистрировано транспортное средство Х, стоимость которого, согласно отчету независимого эксперта-оценщика М. №, составляет 361300 рублей. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. При этом законодательством предусмотрена для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ст. 57 Жилищного кодекса РФ), при соблюдении общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Согласно п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации, а также жилищного законодательства, следует, что обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. В судебном заседании установлено, что Долихин А.А. не относится к категории малоимущих граждан, что подтверждается расчетом Жилищного отдела Администрации г. Вологды, а также всеми материалами дела в совокупности. Необходимых и достаточных доказательств обратного суду не представлено. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Долихина А.А. Руководствуясь ст. ст. 49, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении требований Долихину А.А. к Администрации города Вологды о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья: Л.Л. Задворная Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2011 года.