Дело № 2-4364/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда 03 июня 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Задворной Л.Л., при секретаре Куверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кабакова А.В. к Администрации города Вологды о признании права на получение жилого помещения, установил: Истец Кабаков А.В. обратился в суд с иском к Администрации города Вологды о признании права на получение жилого помещения, мотивируя требования следующими обстоятельствами. На основании приказа от 05.04.2010 года истец уволен с занимаемой должности начальника отделения отдела государственного пожарного надзора по г. Вологде Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Вологодской области по достижении им предельного возраста. Стаж службы истца в календарном исчислении по состоянию на 12.04.2010 года составляет 16 лет 3 месяца 24 дня. Истец непрерывно служил в органах внутренних дел и МЧС России по Вологодской области с 13 июня 1995 года. Истец и члены его семьи (супруга – С., сыновья – Д., И., А., П.) на протяжении многих лет являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. 17.03.2004 года истцу и членам его семьи было предоставлено служебное помещение по адресу: <адрес>. В дальнейшем (11.02.2005 года) истцу было предоставлено другое жилое помещение по адресу: <адрес>. 13.10.2009 года между ГУ МЧС России по Вологодской области и истцом был заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого истцу и членам его семьи предоставлена квартира, общей площадью 59,5 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, на условиях временного проживания на период службы в ГУ МЧС России по Вологодской области. Указанный дом признан непригодным для проживания. Просит суд признать за Кабаковым А.В. и членами его семьи – С., Д., И., А., П. право на получение жилого помещения в соответствии с положениями ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»; обязать Администрацию города Вологды обеспечить Кабакова А.В. и членов его семьи - С., Д., И., А., П. жилыми помещениями, исходя из норматива общей площади, определенной ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». В судебном заседании истец требования поддержал в полном объёме, просил удовлетворить. Пояснил, что в ГУ МЧС России по Вологодской области с заявлением о постановке на очередь на получение жилого помещения не обращался до 2008 года. В Администрацию города Вологда по вопросу постановки на учет в качестве военнослужащего до 2005 года также не обращался. Также пояснил, что он и члены его семьи состоят в Администрации города Вологды на льготной очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не как военнослужащий. В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Моисеева А.А. с требованиями не согласилась по основаниям, указанным в отзыве. В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС России по Вологодской области по доверенности Шугаев А.А. разрешение исковых требований по существу оставил на усмотрение суда. Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что Кабаков А.В. служил непрерывно в органах внутренних дел и МЧС России по Вологодской области с 13 июня 1995 года, что подтверждается справкой ГУ МЧС России по Вологодской области от 08.02.2010 года, записями в трудовой книжке на имя Кабакова А.В. Согласно приказу № от 05.04.2010 года Кабаков А.В. в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России в связи с достижением предельного возраста. На основании ордера № от 17.03.2004 года Кабакову А.В. на состав семьи из 5 человек, включая жену С., сыновей – И., А., П. было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. В дальнейшем, взамен указанного жилого помещения истцу и членам его семьи на основании ордера № от 11.02.2005 года предоставлено другое служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. 13.10.2009 года между ГУ МЧС России по Вологодской области (наймодатель) и Кабаковым А.В. (наниматель) заключен типовой договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из квартиры, общей площадью 59,5 кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания на период службы в ГУ МЧС России по Вологодской области. Данное жилое помещение согласно Распоряжению Департамента имущественных отношений Вологодской области от 03.09.2010 года № закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением Вологодской области «Вологдаоблжилкомхоз». Истец и члены его семьи зарегистрированы в указанном выше жилом помещении, что подтверждается копией лицевого счета №, а также адресными справками из УФМС России по Вологодской области от 20.04.2011 года. По сведениям, предоставленным ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», истец и члены его семьи жилья в собственности не имеют. Уведомлением от 15.05.2009 года № С., Кабаков А.В., Д., И., А., П. переведены в единый льготный список Администрации города Вологды с даты подачи заявления о постановке на учет – с 01.12.2003 года. Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Вопросы постановки на очередь граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку по избранному месту жительства, регламентировались постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Согласно п. 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно п.12 Постановления ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете. Согласно п. 13 военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации. Согласно п. 14 на основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. Согласно п.п.15,16, в списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. Судом установлено, что в указанном порядке истец в орган местного самоуправления, в рассматриваемом случае – в Администрацию города Вологды, с вопросом о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, как военнослужащего, не обращался. Кроме того, согласно решению Верховного Суда РФ от 14.04.2009 года № 2н-9/09 нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих – граждан, подлежащих увольнению после 01 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат. При установленных по делу обстоятельствах (истец на учете граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в Администрации города Вологды не состоит, уволен с военной службы 05 апреля 2010 года), исходя из анализа приведенных выше правовых норм, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кабакова А.В. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: В удовлетворении исковых требований Кабакову А.В. к Администрации города Вологды о признании права на получение жилого помещения и обязании обеспечить жилыми помещениями - отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: Л.Л. Задворная Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011 года.