Дело № 2-5572/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вологда 05 июля 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Соколовой М.В., при секретаре Ростопша Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой М.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Истец обратилась с иском в суд к ответчику о внеочередном предоставлении жилья, мотивируя тем, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – мать Г. признана недееспособной решением Грязовецкого райсуда от 21.02.1997, являлась одинокой матерью. Постановлением главы администрации Грязовецкого муниципального района от 13.12.1995 № за истцом закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. 23.07.2010 Белова М.В. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым по договору социального найма в МО Ростиловское, поскольку закрепленное за ней жилое помещение актом межведомственной комиссии от 14.04.2011 № признано непригодным для проживания. В июне 2010 года истец закончила ГОУ СПО «<данные изъяты>», на настоящее время проживать негде. Просила обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области во внеочередном порядке предоставить истцу жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в Грязовецком муниципальном районе Вологодской области общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Истец Белова М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить. Представитель ответчика Департамента развития муниципальных образований по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежаще. Представили письменный отзыв, согласно которому просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку не имелось оснований для постановки Беловой М.В. на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Суд, заслушав мнение истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что Белова М.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Грязовецкого районного суда Вологодской области от 21 февраля 1997 года мать истца – Г. признана недееспособной. Г. являлась одинокой матерью. Горуля М.В. заключила брак с Б. 24.04.2010 г., после заключения брака присвоена фамилия жене – Белова (л.д. 15). Постановлением администрации Грязовецкого района от 13.12.1995 № Горулю М.В. направили в закрытое детское учреждение несовершеннолетних, закрепили жилую площадь по адресу: <адрес>, с сохранением права пользования данным жилым помещением (л.д. 11). Горуля (Белова) М.В. обучалась в ГОУ «Грязовецкая школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 01.09.1999 по 30.08.2007, проживала в интернате, что подтверждается справкой от 05.05.2011 № (л.д. 5). В соответствии с актом межведомственной комиссии от 14 апреля 2011 года закрепленное за Беловой М.В. жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д. 6). Согласно справки администрации муниципального образования Ростиловское Белова М.В. состоит на очереди на получение жилого помещения по договору социального найма как ребёнок, оставшийся без попечения родителей с 23 июля 2010 года (л.д. 8). В соответствии со справкой ГП ВО «ВОЛОГДАТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» право на приватизацию Беловой М.В. не использовал, право собственности на недвижимое имущество в г. Грязовец и Грязовецком районе Вологодской области не регистрировалось. В соответствии с п. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствие со ст. 57 ч. 2 п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст.5 указанного Федерального закона дополнительные гарантии являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Закона Вологодской области от 29.12.2003 года №982 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, по их заявлению и по ходатайству органов опеки и попечительства жилое помещение по договорам социального найма предоставляется по окончании пребывания в образовательном или ином учреждении, в том числе в учреждении социального обслуживания. В соответствии с п. «б, в» ч.1 ст. 3 Закона Вологодской области от 17.07.2006 года №1471 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма. На обеспечение жилым помещением на условиях социального найма за счет средств областного бюджета дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, вправе претендовать в следующих случаях: если ранее занимаемое ими (или их родителями) жилое помещение не было закреплено за ними; в случае признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания; в случае утраты закрепленного за ними жилого помещения в результате пожара или стихийного бедствия и др. В ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечислены вопросы местного значения, находящиеся в ведении органов местного самоуправления. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, не отнесены к ведению органов местного самоуправления. В случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, как это предусмотрено п.5 ст.19 упомянутого Федерального закона, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда области по договору социального найма принимается уполномоченным государственным органом в порядке, установленном Правительством области (ст.5 указанного закона). Полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан на органы местного самоуправления не возлагались. Постановлением Правительства Вологодского области от 13 июня 2007 года №723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» (с учетом постановления Правительства Вологодской области от 03.03.2009 года №397 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 13.06.2007 года №723») определен порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда области. В частности п.1.4.1 предусмотрено, что решение о предоставления жилых помещений жилищного фонда области и заключение договоров социального найма осуществляется Департаментом развития муниципальных образований области, учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина. Таким образом, Белова М.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, однако, до настоящего времени жильем не обеспечена. В силу ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Беловой М.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма. Руководствуясь ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ФЗ РФ №159 «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области предоставить Беловой М.В., <данные изъяты>, вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилья. Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней с момента его принятия судом в окончательной форме. Судья М.В.Соколова Мотивированное решение изготовлено 08 июля 2011 года.