Решение по делу № 2-5989/2011



Дело № 2-5989/11


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда

«

02

»

июня

2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Образцова О.В.

при секретаре Подольской Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Толстова А.А. об отмене решения Призывной комиссии города Вологды,

установил:

Толстов А.А. обратился в суд с заявлением об отмене решения Призывной комиссии города Вологды, мотивируя требования тем, что решением призывной комиссии города Вологды от 25 апреля 2011 года Толстов А.А. был признан годным к военной службе и 06 мая 2011 года обязан явиться военный комиссариат города Вологды для отправки в Вооруженные силы Российской Федерации. Толстов А.А. не согласен с данным решением, считает его необоснованным и незаконным, так как призывной комиссией города Вологды нарушен подпункт «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе». На заседании призывной комиссии 25 апреля 2011 года Толстов А.А. предоставил справку от 13 апреля 2011 года , справку от 10 апреля 2011 года , выданные <данные изъяты>, свидетельствующие о том, что Толстов А.А. является аспирантом очной формы обучения <данные изъяты> с 10 апреля 2011 года по 10 апреля 2014 года, то есть получает послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения. Несмотря на представленные документы, призывная комиссия города Вологды приняла решение о годности к военной службе.

Просил суд решение призывной комиссии города Вологды, принятое по результатам заседания призывной комиссии 25 апреля 2011 года в отношении Толстова А.А о призыве на военную службу признать незаконным и отменить.

В судебном заседании заявитель Толстов А.А. и его представитель по доверенности Баданин А.В. требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель военного комиссариата Вологодской области и отдела военного комиссариата Вологодской области по г.Вологда и Вологодскому району по доверенности Гасилова Е.Ю. в судебном заседании с требованиями Толстова А.А. не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала следующие обстоятельства. 25 апреля 2011 года Толстов А.А. прибыл в отдел военного комиссариата Вологодской области по городу Вологда и Вологодскому району, где прошёл медицинское освидетельствование, по результатам которого ему определена категория годности <данные изъяты> - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Специальность, по которой обучается Толстов А.А. не имеет государственной аккредитации, а пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» прямо указывает, что отсрочка от призыва на военную службу гражданину предоставляется только в случае, если он обучается по очной форме обучения и по специальности, имеющей государственную аккредитацию. Лица, обучающиеся на не аккредитованной специальности, подлежат призыву на военную службу. 25 апреля 2011 года призывная комиссия города Вологды, изучив материалы личного дела призывника, в его личном присутствии приняла решение о призыве его на военную службу (протокол от 25 апреля 2011 года)

В настоящее время в соответствии с телеграммой начальника организационно-мобилизационного управления штаба округа «...в связи с многочисленными жалобами, поступившими в высшие органы государственной власти, по вопросам призыва на военную службу граждан, получающих послевузовское профессиональное образование, проработкой вопроса о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, связанных с уточнением порядка предоставления им отсрочек от призыва на военную службу до особого указания отправку для прохождения военной службы граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам послевузовского профессионального образования, не осуществлять...».

Таким образом, призывная комиссия города Вологды принять решение о предоставлении отсрочки по подпункту «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не имеет законных оснований ввиду отсутствия у ВУЗов государственной аккредитации по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вследствие этого, граждане, получающие послевузовское профессиональное образование подлежат призыву на военную службу, но в связи с указаниями ОМУ Западного военного округа, до особого указания отправка в войска данной категории граждан осуществляться не будет. Просила отказать в удовлетворении заявления Толстова А.А.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и проанализировав собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в суд имеют заинтересованные лица, чьи права, свободы и законные интересы нарушены.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

Пунктом 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено право гражданина обжаловать в суд решение призывной комиссии.

В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу подпункта «б» пункта 2 статьи 24 данного закона право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования или научных учреждениях, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ и на время защиты квалификационной работы, но не более одного года после завершения обучения по образовательной программе послевузовского профессионального образования.

Установлено, что Призывной комиссией г.Вологды (протокол от 25 апреля 2011 года) принято решение о призыве Толстова А.А. на военную службу.

Как следует из материалов дела, Толстов А.А. поступил в аспирантуру <данные изъяты> по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 05.13.01 (приказ от 06 апреля 2011 года, что подтверждается справкой от 13 апреля 2011 года (л.д. 7), справкой от 10 апреля 2011 года (л.д. 8).

Согласно статье 25 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях, имеющих соответствующие лицензии, а также в докторантуре, создаваемой в указанных образовательных учреждениях и научных организациях.

В силу пункта 6 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). При государственной аккредитации образовательного учреждения (за исключением Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, федеральных университетов) устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения.

Пунктами 4, 6 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утверждённого Приказом Минобразования Российской Федерации от 27 марта 1998 года № 814, предусмотрено, что аспирантура открывается в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, и научных учреждениях, организациях, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования, располагающих высококвалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами. Открытие аспирантуры осуществляется приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с выдачей лицензии после проведения лицензионной экспертизы на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования (кроме системы Российской академии наук и отраслевых академий, имеющих государственный статус).

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 522 (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года №184), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти проводит государственную аккредитацию высших учебных заведений.

Согласно п. 21 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 522, при принятии решения о государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации выдается свидетельство. Свидетельство является документом, подтверждающим для образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей, - государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Статья 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что образовательная программа определяет содержание образования определённых уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

К основным профессиональным относятся, в том числе, программы послевузовского профессионального образования.

К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования.

В пункте 17 Приказа Минобразования Российской Федерации от 22 мая 1998 года № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 года №184) определено, что государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Аккредитованному вузу Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки выдается свидетельство о государственной аккредитации сроком на 5 лет. К свидетельству прилагаются аккредитованные программы высшего профессионального образования.

Исходя из этого, условие о государственной аккредитации учебного заведения по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования является основанием для получения послевузовского профессионального образования.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <данные изъяты> на основании свидетельства серии о государственной аккредитации до 07 марта 2013 года имеет государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования: <данные изъяты>.

Образовательные программы послевузовского профессионального образования по соответствующим направлениям подготовки (специальности) прилагаются к лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

На основании лицензии серии государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <данные изъяты> имеет право ведения образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, а именно: аспирантура по специальности <данные изъяты>, что указано в приложении к лицензии.

Обучение в аспирантуре осуществляется по утверждённой Министерством образования и пауки Российской Федерации Номенклатуре специальностей научных работников.,

Специальность «Системный анализ, управление и обработка информации (информатика)» входит в Номенклатуру специальностей научных работников, утверждённую Приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № 59.

Положения указанных выше законов и подзаконных актов не содержат требований к государственной аккредитации образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Поэтому довод представителя военного комиссариата Вологодской области и отдела военного комиссариата Вологодской области по г.Вологда и Вологодскому району о необходимости государственной аккредитации института по специальности <данные изъяты>, по которой Толстов А.А. проходит обучение в аспирантуре, является несостоятельным.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Приложения № 32 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждённой Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу, в случае получения им послевузовского профессионального образования по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении высшего профессионального образования или научном учреждении, имеющем лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: диплом о высшем профессиональном образовании; справка согласно приложению № 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о его зачислении в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы; копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений.

Учитывая тот факт, что указанный перечень документов был предоставлен Толстовым А.А. в призывную комиссию, что представитель призывной комиссии подтвердила в судебном заседании, отказ в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу является необоснованным.

Руководствуясь Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст. 194-198, 254-255 Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, суд

решил:

Отменить решение призывной комиссии города Вологды, принятое по результатам заседания призывной комиссии 25 апреля 2011 года в отношении Толстова А.А. о призыве на военную службу.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10-дневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Образцов

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2011 года.