Дело № 2 - 6607/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда «15» июля 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шевченко Г.П., с участием прокурора Пальваль А. В. при участии адвоката Никулина С.Г., при секретаре Десятовой А. С. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Вологды в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» о признании деятельности незаконной, установил: Прокурор г. Вологды, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, мотивируя тем, что прокуратурой города проведена проверка деятельности ООО «Городской расчетный центр» <данные изъяты>), в ходе которой установлено, что данное общество создано 31.12.2010 года на основании Устава, утвержденного 20.12.2010 года решением общего собрания учредителей. ООО «Городской расчетный центр» находится по адресу: <адрес>. Видами деятельности ООО «Городской расчетный центр» согласно Устава, являются: обработка данных, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; почтовая и курьерская деятельность; консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; взыскание платежей по счетам, оценка платежеспособности в связи с финансовым состоянием или коммерческой практикой частного лица или фирмы; деятельность центров телефонного обслуживания; оказание юридических, бухгалтерских и консалтинговых услуг; иные виды деятельности. Целью деятельности ООО «Городской расчетный центр» является извлечение прибыли. В ходе проверки установлено, что ООО «Городской расчетный центр» непосредственно осуществляет свою деятельность с 01.03.2011 года, из 44 управляющих компаний города 18 заключили договоры на информационно- расчетное обслуживание с ООО «Городской расчетный центр». Предметом указанных договоров являются обязательства ООО «Городской расчетный центр» по информационно-расчетному обслуживанию, а именно: ведение баз данных лицевых счетов и расчетов по ним; расчет ежемесячных денежных компенсаций; выпуск и доставка счетов-извещений абонентам; организация и прием денежных средств от населения; организация и контроль перечисления денежных средств получателям платежа; информационное обеспечение деятельности; комплекс мероприятий по взысканию задолженности. Таким образом, основным направлением деятельности общества является прием коммунальных платежей населения по безналичному расчету, посредством заключения соответствующих договоров с кредитными организациями, управляющими компаниями, с последующим аккумулированием собранных денежных средств на сводном счете ООО «Городской расчетный центр» и расщеплением принятых денежных средств на расчетные счета ресурсных организаций. Однако, в Уставе общества ведение деятельности по организации и приему денежных средств от населения; организации и контролю перечисления денежных средств получателям платежа, не предусмотрено. Просит признать незаконной деятельность ООО «Городской расчетный центр» в части организации и приема денежных средств от населения, организации и контроля перечисления денежных средств получателям платежа. Обязать ООО «Городской расчетный центр» прекратить деятельность по приему денежных средств от населения, организации и контролю перечисления денежных средств получателям платежа до постановки на учет в федеральной службе финансового мониторинга. В судебном заседании помощник прокурора г. Вологды Пальваль А.В. заявленные требования уточнила, просила признать незаконной деятельность Общество с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» в части организации и приема денежных средств от населения, организации и контроля перечисления денежных средств получателям платежа. Деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» прекратить, пояснила, что не согласна с позицией ответчика о том, что их деятельность направлена на защиту интересов граждан. Прокуратурой г. Вологды на основании многочисленных жалоб граждан, которые не согласны с созданием такого центра, проводилась проверка. По результатам проверки было внесено представление об устранении нарушений законодательства. Также выявлено грубое нарушение действующего законодательства - ФЗ «О персональных данных. В соответствии с ч.7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. В настоящее время ООО «Городской расчетный центр» поставлен на учет в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу, однако, это было сделано после подачи прокуратурой города данного заявления в суд. Вместе с тем, деятельность ООО «Городской расчетный центр», направленная на извлечение прибыли за счет денежных средств граждан, противоречит действующему жилищному законодательству. Представители ответчика ООО «Городской расчетный центр» по доверенностям Красовская М.Ю., адвокат Никулин С.Г. с заявленными требованиями не согласны, представили письменный отзыв, в котором указали, что ООО «Городской расчетный центр» подало все документы на постановку на учет и было зарегистрировано 14.06.2011 года за №, поэтому отсутствуют основания для прекращения деятельности. Правоспособность ООО Городской расчетный центр» возникла с момента регистрации. Уведомления, которые направляются, носят уведомительный характер. Заявка была подана до подачи иска в суд. Незаконную деятельность необходимо рассматривать как незаконную предпринимательскую деятельность в соответствии со ст. 171 УК, 14.1, 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а таких оснований не имеется. Кроме того, в исковом заявлении не указано чьи права действиями ответчика были нарушены. Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Установлено, что прокуратурой города Вологды по многочисленным жалобам граждан Д., С., Ш., К., Л., жильцов дома № <адрес>, жильцов дома № <адрес>, М. и других проведена проверка законности деятельности ООО «Городской расчетный центр». В ходе проверки установлено, что ООО «Городской расчетный центр» создано 31.12.2010 года на основании Устава, утвержденного 20.12.2010 года решением общего собрания учредителей. Согласно Устава ООО «Городской расчетный центр» видами деятельности указанного общества являются: обработка данных, деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов; почтовая и курьерская деятельность; консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники; исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения; взыскание платежей по счетам, оценка платежеспособности в связи с финансовым состоянием или коммерческой практикой частного лица или фирмы; деятельность центров телефонного обслуживания; оказание юридических, бухгалтерских и консалтинговых услуг; иные виды деятельности. Также установлено, что ООО «Городской расчетный центр» непосредственно осуществляет свою деятельность с 01.03.2011 года, из 44 управляющих компаний города 18 заключили договоры на информационно- расчетное обслуживание с ООО «Городской расчетный центр». Предметом указанных договоров являются обязательства ООО «Городской расчетный центр» по информационно-расчетному обслуживанию, а именно: ведение баз данных лицевых счетов и расчетов по ним; расчет ежемесячных денежных компенсаций; выпуск и доставка счетов-извещений абонентам; организация и прием денежных средств от населения; организация и контроль перечисления денежных средств получателям платежа; информационное обеспечение деятельности; комплекс мероприятий по взысканию задолженности. Таким образом, основным направлением деятельности общества является прием коммунальных платежей населения по безналичному расчету, посредством заключения соответствующих договоров с кредитными организациями, управляющими компаниями, с последующим аккумулированием собранных денежных средств на сводном счете ООО «Городской расчетный центр» и расщеплением принятых денежных средств на расчетные счета ресурсных организаций. Однако, в Уставе общества ведение деятельности по организации и приему денежных средств от населения; организации и контролю перечисления денежных средств получателям платежа, не предусмотрено. По результатам проведенной проверки и.о. прокурора г. Вологды младшим советником юстиции Т. было внесено представление № от 03.05.2011года об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которым генеральный директор ООО «Городской расчетный центр» обязан устранить нарушения действующего законодательства. В силу ст. 2 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009 года платежным агентом является - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. В соответствии с ч. 5 ст. 4 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ от 03.06.2009, оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в указанном порядке. Согласно положениям указанного закона, операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. В соответствии с пп. «г» п. 2 указанного Положения операторы по приему платежей подлежат постановке на учет. Согласно п. 3 данного Положения постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Согласно п. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 года № 15-ФЗ в корреспонденции с п3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, операторы по приему платежей должны осуществить действия, направленные на постановку на учет в уполномоченном органе в 30-дневный срок с даты государственной регистрации юридического лица. Судом установлено, что ООО «Городской расчетный центр» поставлен на учете в Межрегиональном управлении Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу с 14.06.2011 года, т. е. после обращения прокурора города в суд. Вместе с тем, согласно ч.7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Также судом установлено, что собственники жилых помещений многоквартирных домов на заключение договоров на информационно-расчетное обслуживание с управляющими компаниями своего согласия не давали. Деятельность ООО «Городской расчетный центр» как коммерческой организации в первую очередь направлена на извлечение прибыли за счет денежных средств граждан, что противоречит действующему жилищному законодательству. Следовательно, доводы представителей ответчика о том, что ООО «Городской расчетный центр» осуществляет свою деятельность в интересах граждан судом во внимание не принимаются. При таких установленных по делу обстоятельствах, суд считает уточненные требования прокурора города подлежат удовлетворению. Кроме того, на основании ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу местного бюджета госпошлина в сумме 2000 рублей. Руководствуясь ст. ст. 333.19, 333.20 НК РФ, ст. ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконной деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» в части организации и приема денежных средств от населения, организации и контроля перечисления денежных средств получателям платежа. Деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» прекратить. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Городской расчетный центр» в пользу местного бюджета госпошлину 2000 рублей. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение 10 дней. Судья Г. П. Шевченко Мотивированное решение изготовлено 20.07.2011 года.