Дело № 2-8315/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда « 03 » августа 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шевченко Г.П., при секретаре Десятовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района о признании частично незаконным предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установил: Администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области обратилась в суд с заявлением, мотивируя тем, что в ходе проведения внеплановой проверки главный специалист-эксперт отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области М. внес администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района предписание от 20 апреля 2011 года № по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства в указанной сфере администрации района предложено выполнить следующие мероприятия: - организовать подготовку работников органа местного самоуправления: - работников администрации района обучить по месту работы согласно рекомендуемым программам, организовать самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках. - провести комплексное учение продолжительностью до 2-х суток в муниципальном образовании создать группы обучаемых, спланировать проведение занятий, учет посещаемости работниками занятий, и вести в журнале - - создать группы обучаемых, спланировать проведение занятий, организовать учет посещаемости по вопросам ГОЧС - создать план совершенствования учебной базы; 2) откорректировать и согласовать план действий по предупреждению и ликвидации ЧС 3) создать ДДС (дежурно-диспетчерскую службу) района. Администрация района считает, что предписание в части подготовки работников органа местного самоуправления (пункт 1, кроме подпункта создания плана совершенствования учебной базы), также обучения работников администрации района по месту работы согласно рекомендуемым программам, самостоятельного изучения порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках, проведения комплексного учения продолжительностью до 2-х суток в муниципальном образовании, создания группы обучаемых, планирования проведения занятий, учета посещаемости работниками занятий, и ведения в журнале учета посещаемости по вопросам ГОЧС - незаконно, так как на момент проверки имелись разработанные документы, а именно: Решение Комиссии по ЧС и ПБ от 25.08.2010 года «Об утверждении инструкции по оповещению и сбору руководителей служб ГО, РЗ ОП РСЧС, членов КЧС И ПБ района», расписание занятий по программе обучения в области ГО и защиты от ЧС в 2011 году, журнал учета занятий с персоналом администрации Кичм-Городецкого района, Реестр подготовки и повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по Кичм-Городецкому району, расписание занятий по программе обучения в области ГО и ЧС в 2011 году, перечень тем, расчет часов и виды занятий по подготовке руководящего состава, нештатных аварийно-спасательных формирований и работников, не вошедших в состав формирований, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в 2011 году, план проведения комплексного командно-штабного учения, которые не были приняты во внимание. То есть обучение работников согласно рекомендуемым программам, а также комплексное учение до двух суток организовывались, группы обучаемых созданы, проведение занятий спланировано, учет посещаемости работников занятий организован, журнал ведется. Также считает, что предписание в части создания единой дежурно-диспетчерской службы (пункт 3) незаконно по следующим обстоятельствам: Статья 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не содержит обязательного требования создания ЕДДС на муниципальном уровне, а лишь определяет объем полномочий органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС. Постановление Правительства от 30.12.2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» данного обязательного требования также не содержит, лишь определяет, что ЕДДС является органом повседневного управления, как и не содержит прямого запрета на возложение функций ЕДДС муниципального района на пожарную часть. Просит пункт 3 предписание от 20 апреля 2011 года № отменить, срок исполнения предписания продлить. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Дьяков С.В. заявленные требования уточнил, просил лишь признать в части незаконным предписание в создании единой дежурной диспетчерской службы ( т. е. п.3). Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по Вологодской области по доверенности Меньшиков С.А. с заявлением не согласен, представил письменный отзыв. Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - Постановление № 712) государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций). Согласно приложению № 2 к приказу МЧС России от 06.08.2004 г. № 372 территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным органом решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области Согласно пункту 6 Постановления № 712 должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 20 апреля 2011 года при проведении внеплановой выездной проверки Администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области М. были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Составлен акт проверки от 20.04.2011 г. № и выдано предписание от 20 апреля 2011 года № по устранению нарушений установленных требований. На момент проверки, согласно акта проверки от 20.04.2011 г. № установлено, что Администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района Вологодской области не выполнила требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а именно не организовала подготовку работников органа местного самоуправления: для работников администрации - не проводятся, занятия по месту работы согласно рекомендуемым программам и не организовано самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; не проводятся комплексные учения продолжительностью до 2 суток 1 раз в 3 года в муниципальном образовании; не созданы группы обучаемых, не спланировано проведение занятий, учет посещаемости работников занятий отсутствует; отсутствует учебная база, план совершенствования учебной базы не разработан; не откорректирован, не согласован план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; дежурно-диспетчерская служба создана на базе ПЧ-29 (то есть функции ЕДДС выполняет диспетчер федеральной противопожарной службы, что не соответствует требованиям законодательства). Таким образом, Администрация Кичменгско-Городецкого муниципального района на момент проверки не выполнила установленных обязательных требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Пунктом 18 Постановления Правительства. РФ от 30.12.2003 года № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794) установлено, что организуется подготовка работников органов местного самоуправления. Подпунктом а пункта 4, пунктом 7, 10 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547) определено, что подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения (работников Администрации) - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения комплексных учений и тренировок; комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях. Согласно требованиям Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 должен быть разработан и согласован план действий по предупреждению и ликвидации ЧС в Администрации. Статья 4 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ определяет одну из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей. Согласно статьи 6 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ органы местного самоуправления обязаны оперативно и достоверно информировать население с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и Постановлением Правительства Вологодской области от 25.12.2005 г. № 1357 «О Вологодской областной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» муниципальными образованиями создаются органы повседневного управления подсистемы РСЧС - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований области (ЕДДС). Пунктом 6 Постановления от 30.12.2003 г. № 794 установлено, что на каждом уровне создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Согласно пункта 11 Постановления от 30.12.2003 г. № 794 органами повседневного управления на муниципальном уровне единой системы являются - единые дежурно- диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года № 794 установлено, что размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию. Постановлением Правительства Вологодской области от 31.01.2011 года № 65 утверждено Положение о Вологодской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с пунктом 1.2 Постановления № 65 территориальная подсистема в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций и объемов выполняемых задач действует на уровнях: региональном - в пределах территории области; муниципальном - в пределах территории муниципального образования; объектовом - в пределах территории организации. Территориальная подсистема строится по территориальному принципу и состоит из муниципальных звеньев. Муниципальные звенья создаются в муниципальных образованиях области на уровне муниципальных районов и городских округов для участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на их территориях (пункт 1.3 Постановления № 65). Органами повседневного управления территориальной подсистемы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (пункт 2.5 Постановления № 65). В пределах территорий муниципальных образований задачи по своевременному сбору и выдачи информации, своевременному реагированию на ЧС могут быть выполнены с учетом создания на территории муниципальных образований органов повседневного управления - ЕДДС муниципальных образований. ЕДДС в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», предназначены для приёма сообщений о пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций, оперативного реагирования и координации совместных действий ДДС, поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных сил постоянной готовности в условиях ЧС. ЕДДС является центральным звеном в объединенной системе оперативно- диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях, в состав которой, наряду с ЕДДС, входят дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренного реагирования («01», «02», «03», «04»), жилищно-коммунального хозяйства, наблюдения и контроля за окружающей средой. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240- р одобрена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований и утвержден план мероприятий по реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» от 28.12.2010 № 1632 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 31 декабря 2012 г.: а) завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно- диспетчерских служб муниципальных образований; б) обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы-112. Судом установлено, что на день проверки 20.04.2011 года и по настоящее время деятельность ЕДДС Кичменгско-Городецкого района не осуществляется, так как она не создана, что является нарушением действующего законодательства. При таких установленных по делу обстоятельствах уточненное заявление Администрации Кичменгско-Городецкого района удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 254-258ГПК РФ, суд решил: Администрации Кичменгско-Городецкого района в удовлетворении заявления о признании в части незаконным предписания № от 20.04.2011 года Главного управления МЧС России по Вологодской области пункта 3 о создании ЕДДС района отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в 10 – дневный срок. Судья Г.П.Шевченко Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2011 года