Решение по делу № 2-7175/2011



Дело № 2-7175/2011

Решение

Именем Российской Федерации

город Вологда 16 августа 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием представителя заявителя по доверенности Стречиной Е.В., помощников Вологодского транспортного прокурора Магазова А.Н. и Хлыстовой А.В., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вологодской таможни об оспаривании действий органа прокуратуры,

установил:

Вологодская таможня обратилась в суд с заявлением о признании недействительным требования Вологодской транспортной прокуратуры от 26.04.2011 года об устранении нарушений федерального законодательства, в обоснование которого указала, что в таможню поступило представление прокуратуры от 17.03.2011 «Об устранении нарушений Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» с указанием о выявленном несоответствии сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих со сведениями, имеющимися в налоговом органе, ряда должностных лиц таможни. Во исполнение положения ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление Вологодской транспортной прокуратуры от 17.03.2011 таможней было рассмотрено совместно с помощником транспортного прокурора Р. 11 апреля 2011 года (протокол направлен письмом от 18.04.2011 в адрес Вологодской транспортной прокуратуры для подписания). В подтверждении довода, изложенного в представлении, прокуратурой не было представлено конкретных сведений по каждому из должностных лиц таможни, какие именно нарушения ими допущены, а также данные о расхождении сумм доходов. В ходе рассмотрения представления было принято решение о подготовке таможней окончательного ответа, после получения информации из налогового органа по запросу Вологодской транспортной прокуратуры о предоставлении по каждому должностному лицу таможни, имеющих расхождения в сведениях о доходах. Письмом от 15.04.2011 таможня направила в адрес прокуратуры ответ на представление от 17.03.2011 . До настоящего времени в адрес таможни от прокуратуры не поступало никаких уточненных сведений, которые позволили бы идентифицировать данные по каждому из указанных в представлении должностных лиц. Посчитав представление не исполненным, прокуратура в адрес Вологодской таможни вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства от 26 апреля 2011 года, в котором требует назначения и проведения служебных проверок в отношении должностных лиц таможни, указанные сведения в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых, не соответствуют сведениям, имеющимся в налоговом органе. Во исполнение ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции, согласно которой служащие, замещающие должности государственной службы обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, все должностные лица таможни представили в отдел кадров таможни необходимые сведения, о чем свидетельствуют письма таможни от 28.04.2010 и от 07.05.2010 . Согласно ч.6 ст.8 Закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты указанных сведений осуществляется представителем нанимателя самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего. Отдел кадров не наделен полномочиями оперативно-розыскной работы проводить дознание, следственные и иные действия, свойственные специальным уполномоченным государственным органам и должностным лицам по установленной компетенции. В этой связи он лишь организуют, но не проводит проверку достоверности представляемых гражданином сведений. Следовательно, у таможенного органа не имеется правовых оснований для назначения и проведения служебных проверок. Кроме того, основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, которая до настоящего времени отсутствует. Полномочие прокурора вносить представление и требование корреспондирует с обязанностью должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений и требований прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению. Считает, что оспариваемое требование нарушает права и свободы таможенного органа - незаконно возлагает на него несвойственные ему функции и обязывает к совершению действий, противоречащих законодательству, в связи с чем просит признать требование Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства недействительным и отменить.

В дополнении к заявлению Вологодская таможня указала, что под служебной проверкой понимается совокупность осуществляемых уполномоченными на то должностными лицами на основе законодательства, а также ведомственных нормативных правовых, локальных актов организационно-правовых действий, состоящих в выявлении причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных правонарушений, в том числе и коррупционного характера, а также степени вины должностного лица и размера нанесенного ущерба. Для обеспечения режима законности в ходе проведения служебной проверки должны соблюдаться определенные требования, в том числе: состязательность при проведении служебной проверки - предоставление сторонами возможности представлять доказательства; непосредственность в исследовании доказательств по соответствующему делу, а также предъявление к доказательствам требований, касающихся относимости и допустимости. Поводом назначения служебной проверки являются конкретные правовые основания. Связано это с тем, что служебная проверка ограничивает права лица, в отношении которого она проводится, поскольку основанием для назначения служебной проверки является совершение дисциплинарного правонарушения, либо деяния, а также наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки. Издание соответствующих распорядительных документов, влекущих применение мер дисциплинарного воздействия, возможно только по окончании служебной проверки, в ходе которой установлены фактические обстоятельства коррупционного правонарушения, а также вина должностного лица. Помимо установления фактических обстоятельств, они должны быть надлежащим образом оценены. В данном случае, на ответчике лежит обязанность представить объективные полные доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное должностным лицом нарушение, явившееся поводом к применению шсциплинарной ответственности, в действительности имело место. До настоящего времени, прокуратурой не представлены конкретные сведения по каждому должностному лицу, которые могли бы быть положены в основу проведения служебной проверки. В адрес таможни также не поступало информации от иных государственных органов с указанием на имеющееся расхождение задекларированных гражданскими служащими данными о доходах. На основании вышеизложенного, правовые основания для назначения и проведения служебной проверки отсутствуют.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Слепнева Э.В. требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать требование прокурора незаконным.

Помощники Вологодского транспортного прокурора М. и Ч. в судебных заседаниях в полном объеме поддержали требование Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, а именно: Вологодской таможней не выполняются требования ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе» по части организации проверок сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера. Сведения, указанные в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего (Ф., Д., К., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л. О., Н., П.) не соответствуют сведениям, имеющимся в налоговом органе за 2009 и 2010 год.

Выслушав представителя заявителя, помощников Вологодского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. При этом организация проверки таких сведений, а также соблюдения гражданским служащим ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа (статья 44 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 6 указанной статьи проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указом Президента РФ от 21.09.2009 года № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Согласно пункту 9 указанного Положения основанием для осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: а) правоохранительными и налоговыми органами; б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; в) Общественной палатой Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в Вологодскую таможню поступило представление и.о. Вологодского транспортного прокурора Ж. от 17.03.2011 года «Об устранении нарушений Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», из которого следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий Управлением Федеральной Налоговой Службы по Вологодской Области выявлено, несоответствие сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего со сведениями, имеющимися в налоговом органе у следующих лиц: Ф., Д., Карапузова B.Л., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л. О., Н., П. В представлении изложено требование незамедлительного рассмотрения представления с участием Вологодского транспортного прокурора и принятие конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, решить вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона.

11.04.2011 года при рассмотрении представления Вологодской транспортной прокуратуры от 17.03.2011 года с участием помощника транспортного прокурора Алимурадова P.P. была установлена невозможность подтверждения или опровержения информации, представленной прокуратурой о фактах нарушений, в связи с отсутствием возможности идентификации сведений по каждому из указанных в представлении лиц (какие именно нарушения ими допущены) и отсутствием у таможенного органа полномочий по проверке. Помощник транспортного прокурора в таком случае полагал возможным отложить рассмотрение представления от 17.03.2011 года до 22.04.2011 года, до получения ответа из налогового органа на запрос Вологодской транспортной прокуратуры.

Сведения о принятом решении направлены в адрес Вологодской транспортной прокуратуры письмом от 15.04.2011 .

Доказательств предоставления Вологодской транспортной прокуратурой дополнительных сведений в адрес Вологодской таможни в связи с получением ответа из налогового органа не представлено.

26.04.2011 года датировано требование, в котором и.о. Вологодского транспортного прокурора Г. указала, что в нарушение ст. 24 Федерального закона от 17.11.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции» от 17.03.2011 Вологодской таможней не исполнено, в ответе начальника не указано, какие меры приняты руководством Вологодской таможни по устранению выявленных нарушений закона и недопущению их в дальнейшем. Должностное лицо прокуратуры требует принять конкретные меры по устранению указанных в представлении от 17.03.2011 нарушений, назначить и провести служебные проверки в отношении указанных в представлении лиц.

Рассматривая гражданское дело по существу заявленных требований, суд находит действия Вологодской транспортной прокуратуры необоснованными, а требование органа прокуратуры от 26.04.2011 года нарушающим права заявителя, при этом исходит из следующего.

В силу положений указанных законов и Указа Президента проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должна проводиться Вологодской таможней самостоятельно на основании достаточной информация, представленной в письменном виде в установленном порядке правоохранительными и налоговыми органами.

Судом установлено, что письменной информации от налоговых органов о несоответствие сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего со сведениями, имеющимися в налоговом органе у следующих лиц: Ф., Д., К., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л.., О., Н., П. в Вологодскую таможню не поступало.

Должностное лицо прокуроры, требующей проведения служебной проверки, признал недостаточность представленной информации для проверки и полагал возможным отложить рассмотрение представления от 17.03.2011 года до получения ответа из налогового органа на запрос Вологодской транспортной прокуратуры.

Между тем, не получив ответ на запрос от налогового органа, не имея в наличии достаточной информации, не предоставляя ее в Вологодскую таможню, Вологодская транспортная прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства путем проведения служебной проверки.

Доказательств обратному в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ прокурор суду не представил.

Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание, что в установленном порядке достаточная информация о несоответствии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных в представлении государственных служащих нанимателю не была представлена, суд считает, что основания для проведения поверки достоверности и полноты указанных этими государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у него отсутствовали.

Изложенное свидетельствует о незаконности требований Вологодского транспортного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Вологодской таможни удовлетворить.

Требование исполняющего обязанности Вологодского транспортного прокурора от 26.04.2011 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» признать незаконным.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 22.08.2011 года.