Дело № 2-7175/2011 Решение Именем Российской Федерации город Вологда 16 августа 2011 года Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием представителя заявителя по доверенности Стречиной Е.В., помощников Вологодского транспортного прокурора Магазова А.Н. и Хлыстовой А.В., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вологодской таможни об оспаривании действий органа прокуратуры, установил: Вологодская таможня обратилась в суд с заявлением о признании недействительным требования Вологодской транспортной прокуратуры от 26.04.2011 года об устранении нарушений федерального законодательства, в обоснование которого указала, что в таможню поступило представление прокуратуры № от 17.03.2011 «Об устранении нарушений Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» с указанием о выявленном несоответствии сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных служащих со сведениями, имеющимися в налоговом органе, ряда должностных лиц таможни. Во исполнение положения ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление Вологодской транспортной прокуратуры № от 17.03.2011 таможней было рассмотрено совместно с помощником транспортного прокурора Р. 11 апреля 2011 года (протокол направлен письмом от 18.04.2011 № в адрес Вологодской транспортной прокуратуры для подписания). В подтверждении довода, изложенного в представлении, прокуратурой не было представлено конкретных сведений по каждому из должностных лиц таможни, какие именно нарушения ими допущены, а также данные о расхождении сумм доходов. В ходе рассмотрения представления было принято решение о подготовке таможней окончательного ответа, после получения информации из налогового органа по запросу Вологодской транспортной прокуратуры о предоставлении по каждому должностному лицу таможни, имеющих расхождения в сведениях о доходах. Письмом от 15.04.2011 № таможня направила в адрес прокуратуры ответ на представление от 17.03.2011 №. До настоящего времени в адрес таможни от прокуратуры не поступало никаких уточненных сведений, которые позволили бы идентифицировать данные по каждому из указанных в представлении должностных лиц. Посчитав представление не исполненным, прокуратура в адрес Вологодской таможни вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства от 26 апреля 2011 года, в котором требует назначения и проведения служебных проверок в отношении должностных лиц таможни, указанные сведения в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых, не соответствуют сведениям, имеющимся в налоговом органе. Во исполнение ч.1 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЭ «О противодействии коррупции, согласно которой служащие, замещающие должности государственной службы обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей, все должностные лица таможни представили в отдел кадров таможни необходимые сведения, о чем свидетельствуют письма таможни от 28.04.2010 № и от 07.05.2010 №. Согласно ч.6 ст.8 Закона № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты указанных сведений осуществляется представителем нанимателя самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего. Отдел кадров не наделен полномочиями оперативно-розыскной работы проводить дознание, следственные и иные действия, свойственные специальным уполномоченным государственным органам и должностным лицам по установленной компетенции. В этой связи он лишь организуют, но не проводит проверку достоверности представляемых гражданином сведений. Следовательно, у таможенного органа не имеется правовых оснований для назначения и проведения служебных проверок. Кроме того, основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, которая до настоящего времени отсутствует. Полномочие прокурора вносить представление и требование корреспондирует с обязанностью должностного лица рассмотреть его. Порядок же исполнения представлений и требований прокурора определяется работодателем самостоятельно, поскольку иное означает вмешательство в право работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению. Считает, что оспариваемое требование нарушает права и свободы таможенного органа - незаконно возлагает на него несвойственные ему функции и обязывает к совершению действий, противоречащих законодательству, в связи с чем просит признать требование Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства недействительным и отменить. В дополнении к заявлению Вологодская таможня указала, что под служебной проверкой понимается совокупность осуществляемых уполномоченными на то должностными лицами на основе законодательства, а также ведомственных нормативных правовых, локальных актов организационно-правовых действий, состоящих в выявлении причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных правонарушений, в том числе и коррупционного характера, а также степени вины должностного лица и размера нанесенного ущерба. Для обеспечения режима законности в ходе проведения служебной проверки должны соблюдаться определенные требования, в том числе: состязательность при проведении служебной проверки - предоставление сторонами возможности представлять доказательства; непосредственность в исследовании доказательств по соответствующему делу, а также предъявление к доказательствам требований, касающихся относимости и допустимости. Поводом назначения служебной проверки являются конкретные правовые основания. Связано это с тем, что служебная проверка ограничивает права лица, в отношении которого она проводится, поскольку основанием для назначения служебной проверки является совершение дисциплинарного правонарушения, либо деяния, а также наступление событий и происшествий, требующих юридической оценки. Издание соответствующих распорядительных документов, влекущих применение мер дисциплинарного воздействия, возможно только по окончании служебной проверки, в ходе которой установлены фактические обстоятельства коррупционного правонарушения, а также вина должностного лица. Помимо установления фактических обстоятельств, они должны быть надлежащим образом оценены. В данном случае, на ответчике лежит обязанность представить объективные полные доказательства, свидетельствующие о том, что совершенное должностным лицом нарушение, явившееся поводом к применению шсциплинарной ответственности, в действительности имело место. До настоящего времени, прокуратурой не представлены конкретные сведения по каждому должностному лицу, которые могли бы быть положены в основу проведения служебной проверки. В адрес таможни также не поступало информации от иных государственных органов с указанием на имеющееся расхождение задекларированных гражданскими служащими данными о доходах. На основании вышеизложенного, правовые основания для назначения и проведения служебной проверки отсутствуют. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Слепнева Э.В. требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд признать требование прокурора незаконным. Помощники Вологодского транспортного прокурора М. и Ч. в судебных заседаниях в полном объеме поддержали требование Вологодской транспортной прокуратуры от 26 апреля 2011 года об устранении нарушений федерального законодательства № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» и возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, а именно: Вологодской таможней не выполняются требования ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе» по части организации проверок сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера. Сведения, указанные в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего (Ф., Д., К., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л. О., Н., П.) не соответствуют сведениям, имеющимся в налоговом органе за 2009 и 2010 год. Выслушав представителя заявителя, помощников Вологодского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. При этом организация проверки таких сведений, а также соблюдения гражданским служащим ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа (статья 44 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ). В соответствии с частью 6 указанной статьи проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, и членов его семьи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указом Президента РФ от 21.09.2009 года № 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению. Согласно пункту 9 указанного Положения основанием для осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке: а) правоохранительными и налоговыми органами; б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями; в) Общественной палатой Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в Вологодскую таможню поступило представление и.о. Вологодского транспортного прокурора Ж. № от 17.03.2011 года «Об устранении нарушений Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», из которого следует, что в ходе проведения контрольных мероприятий Управлением Федеральной Налоговой Службы по Вологодской Области выявлено, несоответствие сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего со сведениями, имеющимися в налоговом органе у следующих лиц: Ф., Д., Карапузова B.Л., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л. О., Н., П. В представлении изложено требование незамедлительного рассмотрения представления с участием Вологодского транспортного прокурора и принятие конкретных мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, решить вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. 11.04.2011 года при рассмотрении представления Вологодской транспортной прокуратуры № от 17.03.2011 года с участием помощника транспортного прокурора Алимурадова P.P. была установлена невозможность подтверждения или опровержения информации, представленной прокуратурой о фактах нарушений, в связи с отсутствием возможности идентификации сведений по каждому из указанных в представлении лиц (какие именно нарушения ими допущены) и отсутствием у таможенного органа полномочий по проверке. Помощник транспортного прокурора в таком случае полагал возможным отложить рассмотрение представления № от 17.03.2011 года до 22.04.2011 года, до получения ответа из налогового органа на запрос Вологодской транспортной прокуратуры. Сведения о принятом решении направлены в адрес Вологодской транспортной прокуратуры письмом от 15.04.2011 №. Доказательств предоставления Вологодской транспортной прокуратурой дополнительных сведений в адрес Вологодской таможни в связи с получением ответа из налогового органа не представлено. 26.04.2011 года датировано требование, в котором и.о. Вологодского транспортного прокурора Г. указала, что в нарушение ст. 24 Федерального закона от 17.11.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений федерального законодательства «О противодействии коррупции» от 17.03.2011 № Вологодской таможней не исполнено, в ответе начальника не указано, какие меры приняты руководством Вологодской таможни по устранению выявленных нарушений закона и недопущению их в дальнейшем. Должностное лицо прокуратуры требует принять конкретные меры по устранению указанных в представлении от 17.03.2011 № нарушений, назначить и провести служебные проверки в отношении указанных в представлении лиц. Рассматривая гражданское дело по существу заявленных требований, суд находит действия Вологодской транспортной прокуратуры необоснованными, а требование органа прокуратуры от 26.04.2011 года нарушающим права заявителя, при этом исходит из следующего. В силу положений указанных законов и Указа Президента проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должна проводиться Вологодской таможней самостоятельно на основании достаточной информация, представленной в письменном виде в установленном порядке правоохранительными и налоговыми органами. Судом установлено, что письменной информации от налоговых органов о несоответствие сведений о доходах, указанных в справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего со сведениями, имеющимися в налоговом органе у следующих лиц: Ф., Д., К., Ш., Х., Т., В., Б., С., Е., М., А., З., И., Л.., О., Н., П. в Вологодскую таможню не поступало. Должностное лицо прокуроры, требующей проведения служебной проверки, признал недостаточность представленной информации для проверки и полагал возможным отложить рассмотрение представления № от 17.03.2011 года до получения ответа из налогового органа на запрос Вологодской транспортной прокуратуры. Между тем, не получив ответ на запрос от налогового органа, не имея в наличии достаточной информации, не предоставляя ее в Вологодскую таможню, Вологодская транспортная прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства путем проведения служебной проверки. Доказательств обратному в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ прокурор суду не представил. Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание, что в установленном порядке достаточная информация о несоответствии сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указанных в представлении государственных служащих нанимателю не была представлена, суд считает, что основания для проведения поверки достоверности и полноты указанных этими государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера у него отсутствовали. Изложенное свидетельствует о незаконности требований Вологодского транспортного прокурора. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Вологодской таможни удовлетворить. Требование исполняющего обязанности Вологодского транспортного прокурора от 26.04.2011 года «Об устранении нарушений федерального законодательства» признать незаконным. Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья А.В. Колодезный Мотивированное решение изготовлено 22.08.2011 года.