Дело № 2-7974/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Вологда 15 августа 2011года Вологодский городской суд Вологодской области в составе: судьи Молоковой Л.К., при секретаре Оленевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Департамента развития муниципальных образований Вологодской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установил: Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя тем, что постановлением о взыскании исполнительского сбора от 16 июня 2011 года, вынесенным судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области, Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан перечислить исполнительский сбор в размере 5000 рублей за неисполнение судебного решения от 25 марта 2010 года. В соответствии с решением Вологодского городского суда от 25 марта 2010 года Департамент развития муниципальных образований области обязан предоставить Х. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области. С постановлением о взыскании исполнительского сбора от 16.06.2011 года не согласен по следующим основаниям. Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обратился в Вологодский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Вологодского городского суда. Определениями от 10 сентября 2010 года и от 11 марта 2011 года Департаменту была предоставлена отсрочка исполнения решения суда в общей сложности на 7 месяцев до 11 июня 2011 года. 20 июня 2011 года Департамент снова обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки (судебное заседание назначено на 29 июля 2011 года). Департамент развития муниципальных образований области как орган исполнительной государственной власти области был создан в структуре органов исполнительной государственной власти области только с 1 января 2009 года, а зарегистрирован - 11 января 2009 года. На момент создания Департамента в областном бюджете не были заложены денежные средства на предоставление жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие системы образования Вологодской области на 2009-2010 годы" и долевого финансирования из федерального бюджета по статье "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения" выделено 56,0 млн. рублей (из них 6,0 млн. рублей из федерального бюджета), которые были направлены на исполнение решений судов, вынесенных ранее 2009 года, (в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения, по искам которых уже были вынесены). В 2010 году Департаменту выделены ещё денежные средства на реализацию вышеуказанных полномочий в сумме 158,3 млн. рублей, которые также направлены на дальнейшее исполнение судебных решений (в том числе 12,0 млн. рублей по г. Вологде). Указанные средства, предусмотренные на 2010 год, все распределены. Дополнительных средств в 2010 году выделено не было. В пределах выделенного финансирования и в соответствии с заключенным Департаментом 01 декабря 2009 года контрактом построен жилой дом (70 квартир) для обеспечения жильем детей-сирот. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со вступившими в законную силу судебными решения: хронологическом порядке (исходя из даты вынесения решения ноябрь 2008 г. – ноябрь 2009 года) в целях соблюдения прав иных граждан названной категории, решения по искам которых были вынесены ранее. В соответствии с п.2.1. положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года №, жилые помещения жилищного фонда области предоставляются при наличии свободных жилых помещений в жилищном фонде области, предназначенных для предоставления соответствующей категории граждан. На данный момент свободные жилые помещения социального использования в жилищном фонде области отсутствуют. Исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений находится прямой зависимости от выделения денежных средств из областного бюджета. Средства областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, выделяются ежегодно, но, данных средств недостаточно для обеспечения жильем всех нуждающихся. Законом области от 14 декабря 2010 года № 2433-03 «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот предусмотрено 200,0 млн. рублей (в том числе 27,6 млн. рублей по г. Вологде). В пределах выделенного финансирования, 29.03.2011 года заключен государственный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в г. Вологде (41 квартира) в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Согласно условиям контракта, срок передачи жилых помещений Государственному заказчику не позднее 31 мая 2011 года. По независящим от Департамента причинам жилые помещения в срок не переданы. В связи с чем, Департаментом направлено в адрес застройщика претензионное письмо с требованием представить график завершения всех видов с указанием предполагаемой даты ввода объекта в эксплуатацию. Согласно поступившей от застройщика информации дата ввода объекта в эксплуатацию-конец июля 2011 года. Департаментом составлен список детей-сирот, которым будет предоставлено жильё, Х. входит в указанный список. Жилое помещение будет ей предоставлено сразу же при его наличии. Департамент развития муниципальных образований области не уклоняется от добровольного исполнения решения суда, работа по предоставлению жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, департаментом проводится постоянно и находится на особом контроле, поэтому считаем, что вина Департамента в неисполнении в добровольном порядке в установленный судебным приставом- исполнителем срок решения Вологодского городского суда отсутствует. Просит суд освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от взыскания исполнительского сбора. Представитель Департамента развития муниципальных образований Вологодской области по доверенности Давыдченкова Ю.С. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по г. Вологде Управления федеральной службы судебных приставов по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, в котором указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований. Суд, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, полагает заявление Департамента развития муниципальных образований по Вологодской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23.03.2010 года Департамент развития муниципальных образований Вологодской области обязан предоставить Х. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления за счет средств бюджета Вологодской области. 05.07.2010 года возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 23.03.2010 года, выданного Вологодским городским судом. Определениями Вологодского городского суда от 10.09.2010 года и от 11 марта 2011 года Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Вологодского городского суда от 23.03.2010 года на срок до 11 июня 2011 года. 16.06.2011 года судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП РФ по Вологодской области П. вынесено постановление о взыскании с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области исполнительского сбора в размере 5000 рублей, за неисполнение должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения без уважительных причин. 20.06.2011 года Департаментом развития муниципальных образований Вологодской области в Вологодский городской суд подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 23.03.2010 года. Несмотря на то, что ст.ст. 39, 40 ФЗ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» прямо не предусмотрено в качестве оснований для приостановления исполнительного производства обращение должника в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, исходя из смысла ст. 36 данного закона, устанавливающей порядок течения сроков совершения исполнительских действий, рассмотрение судом заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения исполнительного листа препятствует совершению исполнительских действий. В соответствии с п. 5 ч. 7 ст. 39 указанного закона, в сроки совершения исполнительских действий не включается время со дня обращения должника с заявлением о предоставлении отсрочки его исполнения до дня получения судебным приставом-исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, принятого по результатам рассмотрения такого обращения. Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем в рамках вышеуказанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в размере 5 000 рублей. Учитывая изложенное, суд считает, что до получения определения Вологодского городского суда о рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, судебный пристав-исполнитель не вправе был взыскивать с Департамента исполнительский сбор. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В соответствии с п. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер исполнительского сбора при неисполнении требований исполнительного документа неимущественного характера в отношении должников-организаций взыскивается в фиксированном размере – 5 000 рублей. В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Учитывая, что должник Департамент развития муниципальных образований Вологодской области не уклоняется от исполнения решения Вологодского городского суда от 23.03.2010 года, принимает все необходимые меры к исполнению судебного решения, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года № 229-ФЗ, ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Освободить Департамент развития муниципальных образований Вологодской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Вологодской области от 16.06.2011 года, вынесенного в рамках исполнительного производства №. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней. Судья Л.К. Молокова Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2011 года