Решение по делу № 2- 7595/2011



Дело № 2- 7595/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Вологда 23 августа 2011 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Колодезного А.В., с участием представителя истца по доверенности Неустроевой Н.К., представителя Департамента земельных отношений Вологодской области по доверенности Веселовой Е.Л., при секретаре Белоруковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Вологды к Коминой Н.А., Департаменту земельных отношений Вологодской области о признании права собственности,

установил:

Администрации города Вологды обратилась в суд с иском к Коминой Н.А., Департаменту земельных отношений Вологодской области о признании права собственности, в обоснование которого указала, что муниципальное образование «Город Вологда» является собственником жилого дома - ? доли в праве общей долевой собственности, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником ? доли в праве общей долевой собственности вышеуказанного жилого дома является Комина Н.А. В соответствии с решением Вологодского городского суда от 24.09.2009 года Комина Н.А. и муниципальное образование «Город Вологда» в январе 2010 года обратились в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 1062 кв.м с местоположением: <адрес>. 28.04.2010 года между Департаментом земельных отношений Вологодской области и Коминой Н.А. заключен договор купли продажи ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка от 28.04.2010 года. С муниципальным образованием «Город Вологда» подобный договор заключен не был в связи с тем, что правовые основания для приобретения муниципальным образованием прав на земельный участок за плату отсутствуют, действующим законодательство не предусмотрены. В бюджете города не предусмотрены денежные средства на подобные цели. Заключение данного договора сторонами с нарушением норм гражданского и земельного законодательства повлечет нецелевое использование бюджетных средств, что является нарушением положений Бюджетного кодекса РФ. Муниципальное образование является особым субъектом гражданских правоотношений. В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Таким образом, наличие права собственности на здание (или его долю) является безусловным основанием возникновения права муниципальной собственности на соответствующий земельный участок. Принятия какого-либо иного распорядительного акта не требуется. Муниципальному образованию «Город Вологда» принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что уже является основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности на соответствующую долю земельного участка. 15.03.2011 года в целях государственной регистрации общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> были поданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области. 22.06.2011 года Департаментом имущественных отношений Администрации города Вологды был получен отказ в государственной регистрации. В настоящее время на основании решения Вологодского городского суда от 18.01.2011 года зарегистрировано право общей долевой собственности на спорный земельный участок ( доля в праве ? ) Коминой Н.А. Просит признать за муниципальным образованием «Город Вологда» право собственности на ? доли земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель истца по доверенности Неустроева Н.К. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Департамента земельных отношений Вологодской области по доверенности Веселовой Е.Л. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, а именно: согласно статье 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся, в том числе и земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (далее - Вводного закона). Согласно пункту 3 указанной статьи в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Нахождение в собственности муниципального образования доли на дом, а не здания целиком не может служить основанием возникновения в результате разграничения государственной собственности на землю общей долевой собственности на соответствующий земельный участок у муниципального образования. Согласно письму Минэкономразвития России от 20.06.2008 г. №Д08-1837 земельный участок, на котором расположено здание, часть помещений в котором находятся в частной собственности, а часть - в государственной или муниципальной, относится к государственной собственности до ее разграничения. В соответствии с законом Вологодской области от 20 ноября 2006 года № 1518- 03 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда», положением о Департаменте земельных отношений Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства области от 23.10.2006 № 1031, Департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда». Таким образом, собственники помещений в здании, даже если собственником доли является публично-правовое образование (муниципальное образование «Город Вологда»), приобретают земельный участок в общую долевую собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с решением Вологодского городского суда от 24 сентября 2009 г. (решение не обжаловалось) Комина Н.А. и муниципальное образование «Город Вологда» обратились в Департамент с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером . Таким образом, муниципальное образование «Город Вологда» выразило согласие на приобретение земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Договор купли-продажи данного земельного участка не был подписан со стороны Администрации г. Вологды. В связи с этим был подписан самостоятельный договор купли-продажи ? земельного участка с кадастровым номером между Департаментом и Коминой Н.А. и на основании этого было зарегистрировано право собственности Коминой Н.А. (доля в праве 3/4) на участок. 15.03.2011 г. Администрацией г. Вологды были поданы документы в Управление Росреестра в целях регистрации права собственности на долю земельного участка на основании п. 3 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и получен отказ в государственной регистрации в связи с тем, что данная норма закона предусмотрена для регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, полностью находящиеся в муниципальной собственности. Департамент полагает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований по признанию права собственности на земельный участок не имеется, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Комина Н.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом. Заявления о рассмотрении дела в ее отсутствие, а также письменных объяснений либо возражений по заявленным исковым требованиям Комина Н.А. не представила, об уважительных причинах неявки суду не сообщила.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области не присутствовал, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв, из которого следует, что в ЕГРП имеются сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером : 08.02.2011 года осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности (доля в праве ?) Коминой Н.А. на основании решения Вологодского городского суда от 18.01.2011 года. По сведениям государственного кадастра недвижимости данный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания жилого дома, площади земельного участка 1062 кв. м. Площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Правообладатель Комина Н.А. (общая долевая собственность). В Законе о кадастре предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости содержится в государственном кадастре недвижимости. По сведениям ЕГРП собственниками жилого дома по адресу: <адрес>, являются МО «Город Вологда» право общей долевой собственности (доля в праве ?) и Комина Н.А. право общей долевой собственности (доля в праве ?). При обращении представителя Администрации г. Вологды с заявлением о государственной регистрации в собственность МО «Город Вологда» ? доли спорного земельного участка, в регистрации права было отказано, так как находящееся на земельном участке здание находится в общей долевой собственности, а не полностью в собственности муниципального образования.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Вологды муниципальное образование «Город Вологда» с 1994 года является собственником ? доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Собственником ? доли в праве общей долевой собственности вышеуказанного жилого дома является Комина Н.А.

Решением Вологодского городского суда от 24.09.2009 года на МО «Город Вологда» возложена обязанность совместного обращения с Коминой Н.А. в Департамент земельных отношений Вологодской области о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность.

В январе 2010 года Комина Н.А. и муниципальное образование «Город Вологда» обратились в Департамент земельных отношений Вологодской области с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 1062 кв.м с местоположением: <адрес>.

28.04.2010 года между Департаментом земельных отношений Вологодской области и Коминой Н.А. заключен договор купли-продажи ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка от 28.04.2010 года.

Муниципальному образованию «Город Вологда» также предложено приобрести право на земельный участок за плату, подготовлен соответствующий договор купли-продажи. Администрация города Вологды договор не заключила.

08.02.2011 года осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности (доля в праве ?) Коминой Н.А. на земельный участок с кадастровым номером .

Сообщением от 12.05.2011 года в государственной регистрации права собственности на ? долю земельного участка в общей долевой собственности в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 3.1 ФЗ-137 от 25.10.2001 года ««О введении в действие Земельного кодекса РФ» Администрации города Вологды отказано со ссылкой, что данная норма предусмотрена для регистрации права собственности на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся полностью в собственности муниципальных образований.

Согласно письму Минэкономразвития России № Д08-1837 от 20.06.2008 года в адрес и.о. начальника Департамента земельных отношений Вологодской области «О разграничении государственной собственности на землю» статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определены основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В случае если основания для разграничения государственной собственности на землю Федеральным законом не установлены, земельные участки считаются находящимися в государственной собственности до ее разграничения. Таким образом, земельный участок, на котором расположено здание, часть помещений в котором находятся в частной собственности, а часть - в государственной либо муниципальной собственности, относится к государственной собственности до ее разграничения. Также разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если здание, находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность

Рассматривая гражданское дело по существу заявленных требований, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации города Вологды подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 изначально построен на концепции, что некогда единая государственная собственность на землю уже разграничена на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и, соответственно, каждый уровень публичной власти распоряжается лишь ему принадлежащими земельными участками. Между тем такое разграничение не закончено по настоящее время.

Упрощение порядка разграничения государственной собственности на землю произошло после принятия 17.04.2006 года Федерального закона № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Статьей 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 53-ФЗ) установлены правовые основы для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральная собственность), собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность).

В частности, одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности является наличие на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося соответственно в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Соответствующий Перечень необходимых документов определен Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю».

В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если имущество находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников, оно является долевой собственностью.

Таким образом, суд приходит к убеждению, что с принятием 17.04.2006 г. Федерального закона № 53-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» четверть земельного участка, находящегося под зданием жилого дома по адресу: <адрес>, стала собственностью муниципального образования «Город Вологда» как собственника ? доли в праве общей долевой собственности на здание дома, расположенного на участке, в силу прямого указания закона.

Поскольку в силу пункта 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» единственным доказательством зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, является Государственная регистрация, а также в целях осуществления полномочий собственника, имеющееся у Администрации города Вологды в силу указания закона право также подлежит соответствующему юридическому оформлению.

Иное толкование закона приведет к нарушению закрепленного в пункте 2 статьи 8 Конституции РФ принципа признания и равной защиты всех форм собственности: частной, государственной, муниципальной и иных.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования Администрации города Вологды подлежащими удовлетворению. Поскольку право собственности на другую часть земельного участка (?) уже зарегистрировано за другим лицом, их правоотношения по управлению данным имуществом будут регулироваться положениями об общей долевой собственности.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за муниципальным образованием «Город Вологда» право собственности на ? доли в общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.В. Колодезный

Мотивированное решение изготовлено 26.08.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200